ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


ГОСТР 55819— 2013


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШМАКИ И ЧЕКИ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Общие технические условия

Издание официальное

Москва Стандартинформ 2014


ГОСТ Р 55819—2013

Предисловие

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ, 2014

Настоящий стандарт не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 55819—2013

Содержание

Приложение А (рекомендуемое) Образец шаблона — имитатора тормозной колодки для грузовых вагонов

Приложение Б (обязательное) Методика испытания башмака на прочность под воздействием статической нагрузки

hi

ГОСТ Р 55819—2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШМАКИ И ЧЕКИ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Общие технические условия

Brake block holder and key tor railway rolling stock.

General specifications

Дата введения — 2014—09—01

Настоящий стандарт распространяется на башмаки и чеки тормозных колодок (далее — башмаки, чеки и колодки соответственно) для локомотивов, грузовых вагонов, пассажирских вагонов локомотивной тяги, моторвагонного (далее — МВПС) и специального самоходного и несамоходного подвижного состава (далее— СПС) и устанавливает общие технические условия к ним.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53192—2008 Конструкции стальные сварные грузовых вагонов. Технические требования

ГОСТ Р 53464—2009 Отливки из металлов и сплавов. Допуски размеров, массы и припуски на механическую обработку

ГОСТ 8.051—81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 9.014—78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 15.309—98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 27.301—95 Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения

ГОСТ 380—2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 977—88 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 1050—88 Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия

ГОСТ 3212—92 Комплекты модельные. Уклоны формовочные, стержневые знаки, допуски размеров

ГОСТ 4543—71 Прокат из легированной конструкционной стали. Технические условия

ГОСТ 7505—89 Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски и кузнечные напуски

ГОСТ 8479—70 Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия

ГОСТ 9012—59 (ИСО410—82.ИСО6506—81) Металлы. Методы измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9013—59 (ИСО 6508—86) Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу.

ГОСТ 14959—79 Прокат из рессорно-пружинной углеродистой и легированной стали. Технические условия

Издание официальное

ГОСТ Р 55819—2013

ГОСТ 15150—69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18321—73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 19281—89 (ИСО 4950-2—81. ИСО 4950-3—81, ИСО 4951—79, ИСО 4995—78, ИСО 4996—78, ИСО 5952—83) Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 21357—87 Отливки из хладостойкой и износостойкой стали. Общие технические условия ГОСТ 23170—78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 26802—86 Материалы антифрикционные порошковые на основе железа. Марки

ГОСТ 28840—90 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указатепя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Еспи поспе утверждения настоящего стандарта е ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Есписсыпочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

ГОСТ Р 55819—2013

1 — башмак. 2 —• чека; 3 — колодка

Рисунок 1 — Башмак и чека в сборе с тормозной колодкой

Таблица 1

Тип башмака

Наименование и область применения башмака

Число

ИС-полнений

Рисунок

Тип чеки

Наименование и область применения чеки

Число исполнений

Рисунок

1

Башмак неповоротный тормозной колодки для грузовых вагонов. СПС

3

2

1

Чека тормозной колодки для грузовых и пассажирских вагонов. МВ ПС. СПС

2

11

3

4

2

Башмак поворотный тормозной колодки для пассажирских, грузовых вагонов. МВЛС. СПС

2

5

6

3

Башмак тормозной колодки для локомотивов. СПС

2

7

2

Чека тормозной колодки для локомотивов. СПС

3

12

8

3

1

13

3

ГОСТ Р 55819—2013

Окончание таблицы 1

Тип башмака

Наименование и область применения башмака

Число исполнений

Рисунок

Тип чеки

Наименование и область применения чеки

Число исполнений

Рисунок

4

Башмак секционный тормозных колодок для локомотивов

1

9

4

Чека тормозной колодки для локомотивов

14

5

Башмак тормозных колодок СПС. для тележки с диаметром колеса 710 мм

1

10

1

Чека тормозной колодки для грузовых и пассажирских вагонов. МВПС. СПС

2

11

По согласованию с заказчиком допускается применение башмаков и чек тормозной колодки других типов, разработанных с учетом требований разделов 5 и 6 настоящего стандарта.

Башмак тормозной колодки для грузового вагона типа 1. исполнение 2:

Башмак 1-2 ГОСТ Р 55819—2013.

Башмак тормозной колодки для пассажирского или грузового вагона типа 2, исполнение 1:

Башмак 2-1 ГОСТ Р 55819—2013.

Башмак тормозной колодки для локомотива типа 3. исполнение 2:

Башмак 3-2 ГОСТ Р 55819—2013.

Чека тормозной колодки для локомотива типа 2, исполнение 3:

Чека 2-3 ГОСТ Р 55819—2013.

У-




Рисумо< 2— Башмаж — тип ПИслоливмие 1


ГОСТ Р 55819—2013


ноте

Рисунок 3— Башмак—тип 1.'Исполненис 2/


ГОСТ Р 55819—2013


Рисунок 4 — Башмак — тип 1/Ислолмвмие 3/


ГОСТ Р 55819—2013


ГОСТ P 55819—2013


1SI              :             X9L


ГОСТ Р 55819—2013


>— башмак; 2 — втулка



Рисунок 6 — Башмак типа 2 — Исполнение 2

ГОСТ Р 55819—2013


310

' Необходимость и размеры отверстия Д определяются конструкцией подвески башмака.


Т — башмак; 2*- агулка

Рисунок 7 — Башмак типа 3— Исполнение 1


10


ГОСТ Р 55819—2013


* Необходимость и размеры отверстия Д определяются конструкцией подвески башмака.


1 — башмак; 2 — агулка

Рисунок 8 — Башмак типа 3 — Исполнение 2


11


ГОСТ Р 55819—2013


10 от». 013

1 — башмак; 2 — втулка

Рисунок 9—Башмак секционный типа 4


12


ГОСТ Р 55819—2013



13


ГОСТ Р 55819—2013


Рисунок 11 — Чека типа 1


' Размер для справки.


14


ГОСТ Р 55819—2013


Рисунок 12 — Чека типа 2


* Размер для справки.


15


ГОСТ Р 55819—2013


20*1

Рисунок 13 — Чека типа 3


16


ГОСТ Р 55819—2013

Рисунок 14 — Чека типа 4


* Размеры для справки.


Башмаки и чеки изготавливают в исполнении УХЛ категории размещения 1 по ГОСТ 15150.

Точностьотливки башмаков тила2—4 (см. рисунки 5—9) — 10-0-0-10,не ниже — поГОСТР53464.

Точность отливки втулки 7-0-0-7, не ниже — по ГОСТ Р 53464.

Отливки башмаков следует подвергать термической обработке — нормализации или нормализации с отпуском по ГОСТ 977.

Конструкция башмака типа 1 и 5 (см. рисунки 2—4 и 10) — без втулок — должна выдерживать действие статической нагрузки 60,45 кН (6,16 тс).

17

ГОСТ Р 55819—2013

Разность размеров А с обеих сторон башмака типа 4 (см. рисунок 9) не более 1мм.

Допускаемые отклонения размеров чеки не ниже класса точности — Т4. исходный индекс поковки— 11 по ГОСТ 7505, при пламенном нагреве — по классу точности Т5, исходный индекс— 13 по ГОСТ 7505.

Таблица 2

В миллиметрах

Материал втулки

Диаметр отверстия башмака, D

Диаметры втулки

d,

Сталь

50

50

40

60

60

50

Композиционные материалы КПМ

65

65

55,2

42

42

32.2

Примечание

  • 1 Композиционные материалы — для пассажирских вагонов.

  • 2 Натяг втулки в посадочном отверстии тормозного башмака выбирается из физико-механических свойств материала втулки.

Твердость рабочих поверхностей втулок из стали 110Г13Л должна быть от 200 до 250 НВ включительно по ГОСТ 9012.

Содержание углерода в стали 25Л не должно превышать 0,27 %.

Допускается применение других марок стали с механическими характеристиками не ниже предусмотренных настоящим стандартом.

Допускается применение других марок стали с механическими характеристиками не ниже предусмотренных настоящим стандартом.

18

ГОСТ Р 55819—2013

Допускается применение других материалов с механическими показателями, обеспечивающими показатель надежности в соответствии с 5.5.3.

В местах труднодоступных для очистки допускается наличие пригара и окалины, не влияющие на качество сборки башмака с чекой и колодкой.

Если масса наплавленного металла превышает 0,5 % массы отливки, необходимо проводить повторную термообработку.

Клеймо технического контроля наносится ударным способом.

19

ГОСТ Р 55819—2013

сплошному контролю:

выборочному контролю:

Партия должна состоять из башмаков, оформленных одним документом, прошедших термическую обработку по одному режиму, регистрируемому автоматическими приборами. Число башмаков в партии не ограничено. При выпуске плавки из печи в два ковша металл каждого ковша следует считать отдельной плавкой.

Химический состав и механические свойства контролируют на одном пробном бруске той же плавки или одной отливке той же партии.

При получении неудовлетворительных результатов хотя бы по одному показателю проводится повторное испытание на удвоенном количестве образцов той же партии. При получении неудовлетвори-

20

ГОСТ Р 55819—2013

тельных результатов повторного испытания все башмаки данной партии подвергают повторной термообработке с проведением испытания как новой партии.

Партией является число башмаков и чек. одновременно сдаваемых по одному документу.

При выборочном контроле чек (см. 5.2.2.1) для башмаков неповоротных приемо-сдаточным испытаниям следует подвергать каждую партию чек в количестве не менее десяти процентов от партии.

При неудовлетворительных результатах проверки чек на твердость (см. 5.22.2,5.2.4) проводится повторная проверка на удвоенном числе образцов, взятых из той же партии. При получении неудовлетворительных результатов повторного испытания чеки подвергаются сплошному контролю.

При удовлетворительных результатах проверки по твердости чеки допускают в дальнейшее производство. при неудовлетворительных — подвергают повторной термообработке с проведением испытаний как новой партии.

Результаты типовых испытаний оформляют актом с приложением протокола испытаний.

Испытаниям для подтверждения соответствия подвергают по два башмака и чеки одного типа.

Отбор образцов для проведения соответствия проводят методом случайного отбора по ГОСТ 18321.

Допускаемое отклонение от формы (см. 5.2.2.3) следует проверять измерительным инструментом с погрешностью не более 0.1 мм.

Размеры отверстий под чеку башмаков неповоротных (см. рисунки 2—4) проверяются щупом с погрешностью не более 0,1 мм или аттестованной чекой, тип 1. исполнения 1 или 2 (см. рисунок 11) при установленном на башмак шаблоне, имитирующем тормозную колодку. Конец щупа или аттестованной чеки должен проходить через оба отверстия. Головка щупа (аттестованной чеки) не должна касаться башмака.

21

ГОСТ Р 55819—2013

Твердость поверхности чеки (см. рисунок 11) определяют на боковой поверхности или поверхности радиуса R 540 в четырех точках равномерно подлине (от размера 8‘2 мм до толщины 5.6 мм).

Твердость поверхности чеки (см. рисунок 12) определяют на поверхности радиуса R 570 в точках Б.

Твердость поверхности чеки (см. рисунки 13 и 14) определяют на боковой поверхности или поверхности радиусов R 570 и R 500 соответственно в трех точках равномерно подлине чеки.

Твердость поверхности втулок (5.2.4) следует определять на торцовых поверхностях в трех точках, расположенных под углом 120” на среднем диаметре втулок.

Усилие распрессовки следует определять с точностью ±1000 Н (1100 кгс).

В местах отсутствия контакта опорных поверхностей допускаются отдельные (местные) зазоры до 1,5 мм.

Между опорной поверхностью одной из средних перемычек башмака и сопрягаемой поверхностью шаблона — имитатора колодки допускается сквозной зазор не более 0,5 мм.

Колодка должна опираться на сектор бандажа.

Допускается проверку прочности башмака проводить на башмаке без колодки.

Методика испытания башмака на прочность— в соответствии с приложением Б.

Усилив соединения (см. 5.2.1.5), приложенное к головке чеки, измеряют с помощью пресса, специального приспособления или контрольного инструмента.

Отсутствие покачивания шаблона — имитатора колодки на башмаке в соединенном положении проверяют вручную.

22

ГОСТ Р 55819—2013

Не допускается эксплуатация башмаков в тормозной рычажной передаче с усилием тормозного нажатия, превышающем расчетные значения.

23

ГОСТ Р 55819—2013


Приложение А (рекомендуемое)


Образец шаблона — имитатора тормозной колодки для грузовых вагонов

12S

Рисунок А. 1


24


ГОСТ Р 55819—2013


Приложение Б (обязательное)

Методика испытания башмака на прочность под воздействием статической нагрузки

Испытательная нагрузка для башмаков грузовых вагонов (60.45* 2,2)кН (6.163* °'225) тс.

ГОСТ Р 55819—2013

УДК 629.4-597.3:006.354          ОКС 45.060             Д56

ОКП 31 8445


Ключевые слова: башмак, чека, тормозная колодка, подвижной состав, вагоны грузовые, вагоны пассажирские. локомотивы, моторвагонный подвижной состав, правила приемки, методы испытаний, гарантии. условия эксплуатации

26

Редактор Е.С. Котлярова Технический редактор В.Н Прусакова Корректор Ю.М. Прокофьева Компьютерная верстка АН. Золотаревой

Сдано в набор D4.09.2014. Подписано в печать 16.102014 Формат 60 • 84^ Гарнитура Ариал Усл. печ л. 3,72. Уч.«изд. л. 3.30. Тираж 36 экз. Зак. 4286