МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС) INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC)

ГОСТ 340752017


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

БАШМАКИ И ЧЕКИ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Общие технические условия

Издание официальное


Москва Стандартинформ 2017


ГОСТ 34075—2017

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» («ВНИИНМАШ») и Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт вагоностроения» (ОАО «НИИ вагоностроения»)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 марта 2017 г. № 97-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК(ИСО 3166)004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2017 г. № 605-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34075—2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.

5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55819—2013

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

© Стандартинформ, 2017

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ 34075—2017

Содержание

Приложение А (рекомендуемое) Образец шаблона — имитатора тормозной колодки для грузовых вагонов

Приложение Б (обязательное) Методика испытания башмака на прочность под воздействием статической нагрузки

III

Поправка к ГОСТ 34075—2017 Башмаки и чеки тормозных колодок железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

В каком месте

Напечатано

Должно быть

Предисловие. Таблица согласования

Узбекистан |     UZ | Узстандарт

(ИУС №2 2019 г.)

36

ГОСТ 34075—2017

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

БАШМАКИ И ЧЕКИ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Общие технические условия

Brake block holders and keys for railway rolling stock. General specifications

Дата введения — 2018—01—01

Настоящий стандарт распространяется на башмаки и чеки тормозных колодок (далее — башмаки, чеки и колодки соответственно) для локомотивов, грузовых вагонов, пассажирских вагонов локомотивной тяги, моторвагонного (далее — МВПС) и специального самоходного и несамоходного подвижного состава (далее — СПС) и устанавливает общие технические условия к ним.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.601—2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 8.051—81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 9.014—78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 15.309—98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 27.301—95 Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения

ГОСТ 380—2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 977—88 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 1050—2013 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия

ГОСТ 3212—92 Комплекты модельные. Уклоны формовочные, стержневые знаки, допуски размеров

ГОСТ 4543—2016 Прокат из легированной конструкционной стали. Технические условия

ГОСТ 7505—89 Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски и кузнечные напуски

ГОСТ 8479—70 Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия

ГОСТ 9012—59 (ИСО 410—82, ИСО 6506—81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9013—59 (ИСО 6508—86) Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу

ГОСТ 14959—79 Прокат из рессорно-пружинной углеродистой и легированной стали. Технические условия

Издание официальное

ГОСТ 34075—2017

ГОСТ 15150—69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18321—73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 19281—2014 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 21357—87 Отливки из хладостойкой и износостойкой стали. Общие технические условия

ГОСТ 23170—78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 28840—90 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования

ГОСТ 33976—2016 Соединения сварные в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава. Требования к проектированию, выполнению и контролю качества

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

ГОСТ 34075—2017

1 — башмак; 2— чека; 3 — колодка

Рисунок 1 — Башмак и чека в сборе с тормозной колодкой

По согласованию с заказчиком допускается применение башмаков и чеки тормозной колодки других типов, разработанных с учетом требований разделов 5 и 6 настоящего стандарта.

ГОСТ 34075—2017

Таблица 1

Тип башмака

Наименование и область применения башмака

Число исполнений

Рисунок

Тип чеки

Наименование и область применения чеки

Число исполнений

Рисунок

1

Башмак неповоротный тормозной колодки для

грузовых вагонов, СПС

3

2

1

Чека тормозной колодки для грузовых и пассажирских вагонов, МВПС, СПС

2

11

3

4

2

Башмак поворотный тормозной колодки для пассажирских,     грузовых

вагонов, МВПС, СПС

2

5

6

3

Башмак тормозной колодки для локомотивов, СПС

2

7

2

Чека тормозной колодки для локомотивов, СПС

3

12

8

3

1

13

4

Башмак секционный тормозных колодок для локомотивов

1

9

4

Чека тормозной колодки для локомотивов

14

5

Башмак тормозных колодок СПС, для тележки с диаметром колеса 710 мм

1

10

1

Чека тормозной колодки для грузовых и пассажирских вагонов, МВПС, СПС

2

11

Рисунок 2 — Башмак— тип 1 (Исполнение 1)


ГОСТ 34075—2017


CD


Рисунок 3— Башмак— тип 1 (Исполнение 2)


ГОСТ 34075—2017


AC                                                 E-Е


340 ±4

Рисунок4— Башмак— тип 1 (Исполнение 3)


ГОСТ 34075—2017


ГОСТ 34075—2017


80 ±2

157                ,                157

346


77                     055,2

065   ,           ,14 ± 1


1 — башмак; 2 — втулка

Рисунок5— Башмак— тип 2 (Исполнение 1)

ГОСТ 34075—2017


260


ГОСТ 34075—2017


310


* Необходимость и размеры отверстия Д определяются конструкцией подвески башмака.


1 — башмак; 2 — втулка

Рисунок 7— Башмак— тип 3 (Исполнение 1)


10


ГОСТ 34075—2017

310

* Необходимость и размеры отверстия Д определяются конструкцией подвески башмака.

1 — башмак; 2— втулка

Рисунок 8— Башмак— тип 3 (Исполнение 2)

11

ГОСТ 34075—2017


490

10 отв. 013

1 — башмак; 2 — втулка


РисунокЭ— Башмаксекционный— тип4


12


ГОСТ 34075—2017


Рисунок 10— Башмак— тип 5


13


ГОСТ 34075—2017


Рисунок 11 — Чека — тип 1


* Размер для справки.


14


ГОСТ 34075—2017


Рисунок 12— Чека— тип 2


* Размер для справки.


15


w

ГОСТ 34075—2017


R570±2


ГОСТ 34075—2017

Рисунок 14— Чека— тип 4


* Размеры для справки.


Башмак тормозной колодки для грузового вагона типа 1, исполнение 2:

Башмак 1-2 ГОСТ (обозначение настоящего стандарта).

Башмак тормозной колодки для пассажирского или грузового вагона типа 2, исполнение 1:

Башмак 2-1 ГОСТ (обозначение настоящего стандарта).

Башмак тормозной колодки для локомотива типа 3, исполнение 2:

Башмак 3-2 ГОСТ (обозначение настоящего стандарта).

Чека тормозной колодки для локомотива типа 2, исполнение 3:

Чека 2-3 ГОСТ (обозначение настоящего стандарта).

Башмаки и чеки изготавливают в климатическом исполнении изделий (УХЛ) категории размещения 1 по ГОСТ 15150.

17

ГОСТ 34075—2017

Точность отливки башмаков типа 2—4 (см. рисунки 5—9) — 10-0-0-10, не ниже допусков размеров, массы и припусков на механическую обработку, установленных национальными стандартами и нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт1*.

Точность отливки втулки 7-0-0-7, не ниже допусков размеров, массы и припусков на механическую обработку, установленных национальными стандартами и нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт1*.

Отливки башмаков следует подвергать термической обработке — нормализации или нормализации с отпуском по ГОСТ 977.

Конструкция башмака типа 1 и 5 (см. рисунки 2—4 и 10)— без втулок— должна выдерживать действие статической нагрузки 60,45 кН (6,16 тс).

Разность размеров А с обеих сторон башмака типа 4 (см. рисунок 9) не более 1 мм.

Допускаемые отклонения размеров чеки не ниже класса точности — Т4, исходный индекс поковки — 11 по ГОСТ 7505, при пламенном нагреве — по классу точности Т5, исходный индекс — 13 по ГОСТ 7505.

Твердость рабочих поверхностей втулок из стали 110Г13Л должна быть от 200 до 250 НВ включительно по ГОСТ 9012. 1

ГОСТ 34075—2017

Таблица 2

В миллиметрах

Материал втулки

Диаметр отверстия башмака D

Диаметры втулки

di

2

Сталь

50

50

40

60

60

50

Композиционные материалы КПМ

65

65

55,2

42

42

32,2

Примечания

  • 1 Композиционные материалы — для пассажирских вагонов.

  • 2 Натяг втулки в посадочном отверстии тормозного башмака выбирается из физико-механических свойств материала втулки.

Содержание углерода в стали 25Л не должно превышать 0,27 %.

Допускается применение других марок стали с механическими характеристиками не ниже предусмотренных настоящим стандартом.

Допускается применение других марок стали с механическими характеристиками не ниже предусмотренных настоящим стандартом.

Допускается применение других материалов с механическими показателями, обеспечивающими показатель надежности в соответствии с 5.5.3.

В местах труднодоступных для очистки допускается наличие пригара и окалины, не влияющие на качество сборки башмака с чекой и колодкой.

19

ГОСТ 34075—2017

Если масса наплавленного металла превышает 0,5 % массы отливки, необходимо проводить повторную термообработку.

Клеймо технического контроля наносится ударным способом.

20

ГОСТ 34075—2017

сплошному контролю:

выборочному контролю:

Партия должна состоять из башмаков, оформленных одним документом, прошедшихтермическую обработку по одному режиму, регистрируемому автоматическими приборами. Число башмаков в партии не ограничено. При выпуске плавки из печи в два ковша металл каждого ковша следует считать отдельной плавкой.

Химический состав и механические свойства контролируют на одном пробном бруске той же плавки или одной отливке той же партии.

При получении неудовлетворительных результатов хотя бы по одному показателю проводится повторное испытание на удвоенном количестве образцов той же партии. При получении неудовлетворительных результатов повторного испытания все башмаки данной партии подвергают повторной термообработке с проведением испытания как новой партии.

Партией является число башмаков и чек, одновременно сдаваемых по одному документу.

При выборочном контроле чек (см. 5.2.2.1) для башмаков неповоротных приемо-сдаточным испытаниям следует подвергать каждую партию чек в количестве не менее десяти процентов от партии.

При неудовлетворительных результатах проверки чек на твердость (см. 5.2.2.2,5.2.4) проводится повторная проверка на удвоенном числе образцов, взятых из той же партии. При получении неудовлетворительных результатов повторного испытания чеки подвергаются сплошному контролю.

При удовлетворительных результатах проверки по твердости чеки допускают в дальнейшее производство, при неудовлетворительных— подвергают повторной термообработке с проведением испытаний как новой партии.

21

ГОСТ 34075—2017

Результаты типовых испытаний оформляют актом с приложением протокола испытаний.

Испытаниям для подтверждения соответствия подвергают по два башмака и чеки одного типа.

Отбор образцов для проведения соответствия проводят методом случайного отбора по ГОСТ 18321.

Допускаемое отклонение от формы (см. 5.2.2.3) следует проверять измерительным инструментом с погрешностью не более 0,1 мм.

Размеры отверстий под чеку башмаков неповоротных (см. рисунки 2—4) проверяются щупом с погрешностью не более 0,1 мм или аттестованной чекой, тип 1, исполнения 1 или 2 (см. рисунок 11) при установленном на башмак шаблоне, имитирующем тормозную колодку. Конец щупа или аттестованной чеки должен проходить через оба отверстия. Головка щупа (аттестованной чеки) не должна касаться башмака.

Твердость поверхности чеки (см. рисунок 11) определяют на боковой поверхности или поверхности радиуса R540 в четырех точках равномерно по длине (от размера 8+2 мм до толщины 5,6 мм).

Твердость поверхности чеки (см. рисунок 12) определяют на поверхности радиуса R570 в точках Б.

Твердость поверхности чеки (см. рисунки 13 и 14) определяют на боковой поверхности или поверхности радиусов R570 и R500 соответственно в трех точках равномерно по длине чеки.

Твердость поверхности втулок (см. 5.2.4) следует определять на торцовых поверхностях в трех точках, расположенных под углом 120° на среднем диаметре втулок.

Усилие распрессовки следует определять с точностью ±1000 Н (±100 кгс).

22

ГОСТ 34075—2017

В местах отсутствия контакта опорных поверхностей допускаются отдельные (местные) зазоры до 1,5 мм.

Между опорной поверхностью одной из средних перемычек башмака и сопрягаемой поверхностью шаблона — имитатора колодки допускается сквозной зазор не более 0,5 мм.

Колодка должна опираться на сектор бандажа.

Допускается проверку прочности башмака проводить на башмаке без колодки.

Методика испытаний башмака на прочность — в соответствии с приложением Б.

Усилие соединения (см. 5.2.1.5), приложенное к головке чеки, измеряют с помощью пресса, специального приспособления или контрольного инструмента.

Отсутствие покачивания шаблона — имитатора колодки на башмаке в соединенном положении проверяют вручную.

Не допускается эксплуатация башмаков в тормозной рычажной передаче с усилием тормозного нажатия, превышающем расчетные значения.

ГОСТ 34075—2017

Приложение Б (обязательное)

Методика испытания башмака на прочность под воздействием статической нагрузки

Б.1 Испытание башмака на прочность под статической нагрузкой проводят на универсальных испытательных машинах по ГОСТ 28840 или других, обеспечивающих испытания деталей на сжатие с усилием не менее 147,15 кН (15 тс) и и меющих силоизмерители со шкалой измерения нагрузки с ценой деления до 9,8 кН (1 тс) с пределом допускаемой погрешности измерения нагрузки не более ±1 % от измеряемой нагрузки. Размеры рабочего стола машины должны позволять размещение и закрепление приспособления с башмаком для испытаний.

Б.2 Башмаки поставляют на испытания в сборе с втулками и валиками, вставленными в ушки башмака. Башмак устанавливают в приспособление, закрепленное на столе испытательной машины. Приспособление должно обеспечивать фиксацию нагрузки по центру валика и не допускать смещение башмака в процессе испытаний. Расстояние междуопорами приспособления — (250 ± 5) мм (рисунокБ.1).

Б.З К валику между ушками башмака прикладывают испытательную нагрузку 127,5+2>2кН (13+0 225тс). Схема нагружения — в соответствии с рисунком Б.1.

Испытательная нагрузка для башмаков грузовых вагонов 60,45+2-2 кН (6,163+0>225 тс).

Б.4 После испытания проводят визуальный осмотр башмаков с целью выявления трещин и изломов. Башмаки, не получившие видимых повреждений (изломов, трещин), считают выдержавшими испытания. Результаты испытаний оформляют протоколом.

Р - статическая нагрузка

а = Ь + 1 мм

Рисунок Б.1 — Схема испытания башмака статической нагрузкой

25

ГОСТ 34075—2017

УДК 62-78:006.354

МКС 45.020


Ключевые слова: башмак, чека, тормозная колодка, подвижной состав, вагоны грузовые, вагоны пассажирские, локомотивы, моторвагонный подвижной состав, правила приемки, методы испытаний, гарантии, условия эксплуатации

26

БЗ 10—2016/95

Редактор Р.А. Палазник

Технический редактор И.Е. Черепкова

Корректор О.В. Лазарева

Компьютерная верстка ИА. Налейкиной

Сдано в набор 03.07.2017. Подписано в печать 17.07.2017. Формат 60x84%. Гарнитура Ариал.

Усл. печ. л. 3,72. Уч.-изд. л. 3,34. Тираж 24 экз. Зак. 1175.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123001 Москва, Гранатный пер., 4.          

1

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53464—2009 «Отливки из металлов и сплавов. Допуски размеров, массы и припуски на механическую обработку».

18

2

> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53464—2009 «Отливки из металлов и сплавов. Допуски размеров, массы и припуски на механическую обработку».

23