МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC)

ГОСТ

22703—

2012


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ДЕТАЛИ ЛИТЫЕ СЦЕПНЫХ И АВТОСЦЕПНЫХ УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Общие технические условия

Издание официальное


Москва Стандартинформ 2019


ГОСТ 22703—2012

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК

Код страны по МК

Сокращенное наименование национального органа

(ИСО 3166) 004—97

(ИСО 3166) 004—97

по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

АМ

Минэкономразвития Республики Армения

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

(Поправка)

(Измененная редакция, Изм. № 1).

II

ГОСТ 22703—2012

7 ИЗДАНИЕ (декабрь 2019 г.) с Изменением № 1 (ИУС 11—2018) и Поправкой (ИУС 6—2019)

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

© Стандартинформ, оформление, 2013, 2019


В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

III

ГОСТ 22703—2012

Содержание

Библиография

IV

МКС 45.060.01

Поправка к ГОСТ 22703—2012 Детали литые сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

В каком месте

Пункт 7.8


Напечатано


Должно быть


Рисунок 3 — Места вырезки микрошлифов (А, Б, В) для проверки микроструктуры стали корпуса автосцепки





А — в четырех местах, Б — в двух местах, В — в одном месте

Рисунок 3 — Места вырезки микрошлифов (А. Б, В) для проверки микроструктуры стали корпуса автосцепки

(ИУС № 12 2022 г.)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ


ГОСТ 22703—2012


СТАНДАРТ


ДЕТАЛИ ЛИТЫЕ СЦЕПНЫХ И АВТОСЦЕПНЫХ УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Общие технические условия

Molded parts of coupler and automatic coupler devices of railway rolling stock. General specifications

Дата введения — 2013—03—01

Настоящий стандарт распространяется на литые детали сцепных и автосцепных устройств (далее — детали) железнодорожного подвижного состава, предназначенного для эксплуатации на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм.

Настоящий стандарт не распространяется на детали:

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.106* Единая система конструкторской документации. Текстовые документы

ГОСТ 15.902 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство

ГОСТ 977 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 1497 (ИСО 6892—84) Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 5639 Стали и сплавы. Методы выявления и определения величины зерна

ГОСТ 7409—2009** Вагоны грузовые. Требования к лакокрасочным покрытиям

ГОСТ 7565 (ИСО 377-2—89) Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 9012 (ИСО 410—82, ИСО 6506—81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9454 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 12344 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения углерода

ГОСТ 12345 (ИСО 671—82, ИСО 4935—89) Стали легированные и высоколегированные. Методы определения серы

ГОСТ 12346 (ИСО 439—82, ИСО 4829-1—86) Стали легированные и высоколегированные. Методы определения кремния

ГОСТ 12347 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения фосфора

ГОСТ 12348 (ИСО 629—82) Стали легированные и высоколегированные. Методы определения марганца

Издание официальное

ГОСТ 22703—2012

ГОСТ 12350 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения хрома

ГОСТ 12351 (ИСО 4942:1988, ИСО 9647:1989) Стали легированные и высоколегированные. Методы определения ванадия

ГОСТ 12352 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения никеля

ГОСТ 12355 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения меди

ГОСТ 12357 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения алюминия

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18321 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 18895 Сталь, метод фотоэлектрического спектрального анализа

ГОСТ 21447 Контур зацепления автосцепки. Размеры

ГОСТ 22536.0 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа

ГОСТ 22536.1 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита

ГОСТ 22536.2 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы

ГОСТ 22536.3 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора

ГОСТ 22536.4 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния

ГОСТ 22536.5 (ИСО 629—82) Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца

ГОСТ 22536.7 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома

ГОСТ 22536.8 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения меди

ГОСТ 22536.9 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля

ГОСТ 22536.10 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения алюминия

ГОСТ 22536.12 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения ванадия

ГОСТ 266451 Отливки из металлов и сплавов. Допуски размеров, массы и припуски на механическую обработку

ГОСТ 32894—2014 Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения

ГОСТ 33434—2015 Устройство сцепное и автосцепное железнодорожного подвижного состава. Технические требования и правила приемки

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

ГОСТ 22703—2012

(Измененная редакция, Изм. № 1).

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Детали разделяют на три группы.

К деталям первой группы относят корпус автосцепки и тяговый хомут.

К деталям второй группы относят:

К деталям третьей группы относят детали сцепных устройств:

Раздел 4 (Измененная редакция, Изм. № 1).

ГОСТ 22703—2012

Размерами, обеспечивающими взаимозаменяемость деталей в рамках одной модели, являются: для корпуса автосцепки — контур зацепления, длина хвостовика, толщина перемычки хвостовика, размеры отверстия под клин, положение элементов корпуса автосцепки, определяющих размещение механизма сцепления (положение шипа для замкодержателя и положение полочки);

для тягового хомута — ширина и толщина тяговых полос, расстояние между тяговыми полосами, длина (расстояние от опорной поверхности для поглощающего аппарата до передней кромки отверстия под клин тягового хомута), высота проема в головной части хомута;

для сцепки — размеры направляющего конуса, замка и корпуса, обеспечивающие сцепление.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Сигнальный отросток замка должен быть окрашен в красный цвет.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

- зона обязательного неразрушающего контроля

Рисунок 16) — Зоны неразрушающего контроля на корпусах автосцепок СА-ЗМ

ГОСТ 22703—2012




► - зоны обязательного неразрушающего контроля

Рисунок 2а) — Зоны неразрушающего контроля на тяговых хомутах автосцепок СА-3



252



► - зоны обязательного неразрушающего контроля

Рисунок 26) — Зоны неразрушающего контроля на тяговых хомутах автосцепок СА-ЗМ

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Детали первой группы должны быть отлиты из стали марки 20ГЛ.

Детали второй группы должны быть отлиты из стали марок 20ГЛ или 20ФЛ.

Детали третьей группы должны быть отлиты из стали марки 20Г1ФЛ или 20ГЛ.

ГОСТ 22703—2012

Таблица 1 — Химический состав стали деталей

Марка стали

Содержание элементов по массе, %

С

Мп

Si

Сг

Ni

Си

V

Не более

20ГЛ

0,17—0,25

1,10—1,40

0,30—0,50

0,30

0,30

0,30

20ФЛ

0,17—0,25

0,80—1,20

0,30—0,50

0,30

0,30

0,30

0,06—0,13

20Г1ФЛ

0,17—0,25

0,90—1,40

0,30—0,50

0,30

0,30

0,30

0,06—0,13

При выплавке стали в печах с основной футеровкой содержание серы и фосфора не должно превышать 0,04 % для каждого элемента.

Таблица 2 — Допускаемые отклонения содержания элементов в стали

Наименование элемента

Допускаемое отклонение содержания элементов в стали, выплавляемой в печах, %

с основной футеровкой

с кислой футеровкой

Углерод (для деталей второй группы)

+0.02

-0,05

Марганец

±0,10

+0.10

-0,20

Кремний

±0,10

Никель

+0,30

Хром

+0,20

Медь

+0,30

Ванадий (для стали 20ФЛ)

±0,03

Для деталей второй группы допускаемые отклонения содержания серы и фосфора в стали, выплавляемой в печах с кислой футеровкой, не должны превышать +0,005 % для каждого элемента.

Окончательное раскисление стали проводят алюминием. Остаточное содержание массовой доли алюминия в стали должно составлять от 0,02 % до 0,06 %.

Более двух повторных термических обработок не допускается. Число отпусков не ограничивается.

Термическая обработка деталей должна быть проведена вместе с пробными брусками для определения механических свойств стали детали. Допускается проводить термообработку пробных брусков с деталями другой плавки, подвергаемых термообработке по тому же режиму, при условии его контроля и регистрации параметров автоматическими приборами. Режим термообработки устанавливает предприятие-изготовитель.

ГОСТ 22703—2012

Качество термообработки определяют по соответствию структуры стали, твердости и механических свойств требованиям 5.3.5—5.3.7.

Твердость отливок деталей третьей группы после нормализации должна быть от 170 до 230 НВ.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Таблица 3 — Механические свойства стали деталей

Наименование и обозначение показателя

Значение показателя для деталей в зависимости от предела текучести от, МПа, не менее

для деталей первой группы и замка

для деталей второй группы (кроме замка)

для деталей третьей группы

от 450 до 500 включ.

св. 500

от 295 до 345 включ.

св. 345

314 и более

Временное сопротивление ов, МПа

560

600

490

510

510

Относительное удлинение 5, %

15

12

20

18

17

Относительное сужение у, %

30

25

30

25

25

Ударная вязкость при температуре минус 60 °C КС1Г60 °с, Дж/см2

25

25

25

Ударная вязкость при температуре минус 60 °C на образцах с острым надрезом KCV~60 °с, Дж/см2

15

15

Примечание — Показатели ударной вязкости KCV и KCU при температуре минус 60 °C для замка не определяют.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

К допустимой микроструктуре относят:

В точке В корпуса автосцепки (см. рисунок 3, сечение V—V) допускается наличие сорбитообразного перлита с равномерными равноосными, а также единичными неравноосными выделениями феррита.

К недопустимой микроструктуре относят:

8

ГОСТ 22703—2012

К недопустимой микроструктуре относят:

(Измененная редакция, Изм. № 1).

ГОСТ 22703—2012

Предельные отклонения размеров корпусов автосцепки и тягового хомута в местах обрезки прибылей и питателей должны быть не более ±3 мм.

10

ГОСТ 22703—2012

На тяговом хомуте указывают обозначение модели автосцепки, в комплекте с которой применяют тяговый хомут. На корпусе автосцепки и тяговом хомуте должен быть нанесен знак обращения на рынке любым способом.

Детали первой группы должны иметь клейма службы технического контроля и инспектора — приемщика продукции в соответствии с ГОСТ 32894—2014 (пункт 7.4.1).

В случае исправления дефектов сваркой на каждом корпусе автосцепки и тяговом хомуте дополнительно должны быть выбиты клейма сварщика и службы технического контроля предприятия-изготовителя.

Поврежденные знаки маркировки для деталей второй и третьей групп исправляют наплавкой или ударным способом.

Детали должны быть приняты службой технического контроля предприятия-изготовителя до их окрашивания.

11

ГОСТ 22703—2012 изгиб (ударная вязкость). Образцы вырезают из пробных брусков по ГОСТ 977. Термическую обработку пробных брусков для определения механических свойств стали деталей проводят вместе с деталями данной плавки. Допускается проводить термическую обработку пробных брусков с деталями другой плавки, подвергаемыми термической обработке по тому же режиму, при условии его контроля и регистрации параметров автоматическими приборами. Режим термической обработки устанавливает предприятие-изготовитель. В качестве сдаточной величины показателя механических свойств при испытании на ударный изгиб следует принимать меньшее из полученных значений для каждого вида концентратора.

При приемо-сдаточных испытаниях допускается вырезка образцов из деталей. Результаты проверки распространяются на все детали данной плавки.

При получении отрицательных результатов испытаний хотя бы по одному показателю механических свойств по нему проводят повторные испытания на удвоенном числе образцов, изготовленных из пробных брусков или отливок той же плавки. В качестве сдаточной величины показателя механических свойств образцов следует принимать меньшее из полученных значений.

Если при повторных испытаниях получен отрицательный результат, отливки и пробные бруски данной плавки должны быть подвергнуты повторной термической обработке с последующим определением всего комплекса механических свойств. Допускается проведение не более двух повторных термических обработок. При получении отрицательных результатов после второй повторной термической обработки детали данной плавки бракуются.

При получении отрицательных результатов испытаний хотя бы по одному показателю механических свойств по нему проводят повторные испытания на удвоенном числе образцов, изготовленных из пробных брусков или отливок той же плавки. Если при повторных испытаниях получен отрицательный результат, детали данной партии должны быть подвергнуты повторной термической обработке вместе с пробными брусками с последующим определением всего комплекса механических свойств на образцах, вырезанных из пробных брусков другой плавки. Допустимо проведение не более двух термических обработок. При получении отрицательных результатов после второй повторной термической обработки партия отливок (в объеме сменного выпуска) бракуется.

Сдаточными характеристиками механических свойств стали для деталей первой и третьей групп являются:

Сдаточными характеристиками механических свойств стали для деталей второй группы являются:

При вырезке образцов из детали минимально допустимые значения контролируемых параметров допускаются на 20 % ниже, чем соответствующие показатели, приведенные в таблице 3. При вырезке образцов из деталей первой группы образцы вырезают из тяговой полосы тягового хомута и из малого зуба корпуса автосцепки.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

12

ГОСТ 22703—2012

При получении отрицательных результатов испытаний хотя бы по одному показателю должны проводиться повторные испытания на удвоенном числе деталей по всему комплексу показателей. При получении повторного отрицательного результата испытаний детали данной партии бракуют. Приемка деталей должна быть приостановлена до выяснения и устранения причин брака.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Отбор образцов деталей производят из партии, состоящей не менее чем из удвоенного количества, необходимого для испытаний.

13

ГОСТ 22703—2012

Внешний вид (5.2.4), дефекты поверхности (перечисления а), в)—и) 5.4.3, 5.4.6), качество исправления дефектов сваркой (5.4.4, 5.4.5, 5.4.7), маркировку (5.5) контролируют визуально и универсальным измерительным инструментом.

Подрез контрольного прилива перед отломом, его подрубка с двух противоположных сторон, с угла или с четырех сторон не допускается.

Микроструктуру стали (5.3.7) контролируют визуально на шлифах под оптическим микроскопом при увеличениях 100х и 500х.

Места разрезки корпуса автосцепки и тягового хомута для контроля внутренних дефектов (перечисление в) 5.4.2, перечисление б) 5.4.3) и вырезки микрошлифов для проверки микроструктуры стали деталей (5.3.7) показаны на рисунках 3—6. Для деталей третьей группы места разрезки для контроля внутренних дефектов (5.4.8) и вырезки микрошлифов для проверки микроструктуры стали должны быть указаны в технических условиях на их изготовление. Способ подготовки микрошлифов в соответствии с ГОСТ 5639

ГОСТ 22703—2012

480

вверху IV внизу V

Рисунок 6 — Места разрезки тягового хомута для контроля внутренних дефектов

Массу наплавленного металла определяют по произведению его объема на плотность стали.

Контроль проводят: для деталей первой группы — при разрезке по сечениям в местах, указанных на рисунках 4 и 6; для деталей третьей группы — при разрезке по сечениям, указанным в технических условиях на их изготовление.

Транспортирование деталей осуществляют железнодорожным, автомобильным, речным, воздушным транспортом в крытых или открытых транспортных средствах без упаковки в соответствии с эксплуатационными документами, действующими на каждом виде транспорта.

ГОСТ 22703—2012

17

ГОСТ 22703—2012


Библиография


18


Библиография (Исключена, Изм. № 1).


ГОСТ 22703—2012


УДК 629.4.028.1:006.354

МКС 45.060.01


Ключевые слова: сцепка, автосцепка, тяговый хомут, литые детали, изготовление, требования

19


Редактор переиздания Ю.А. Расторгуева Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Е.Д. Дульнева Компьютерная верстка Е.О. Асташина

Сдано в набор 27.12.2019. Подписано в печать 30.12.2019. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 2,79. Уч.-изд. л. 2,52.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» для комплектования Федерального информационного фонда стандартов, 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.

www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru

МКС 45.060.01

Изменение № 1 ГОСТ 22703—2012 Детали литые сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 110-П от 27.07.2018)

Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС № 14215

За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: BY, KG. RU, UA [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]

Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации*

Предисловие. Пункт 6. Первое перечисление изложить в новой редакции:

«— пункты 5.1.1. 5.1.2, 5.3.1, 5.3.2,5.3.5, 5.3.6, 5.3.7 (подпункты 5.3.7.1. 5.3.7.2). 5.3.8. 5.4.1. перечисления а), б) 5.4.2. перечисления а), д) 5.4.3, 5.5.1. 5.5.3, 5.5.4 содержат минимально необходимые требования безопасности»:

второе перечисление. Заменить слова: «подраздел 6.6.» на «пункт 6.7»;

третье перечисление. Заменить слова: «- подразделы 7.1, 7.2, 7.4—7.12» на «— пункты 7.1, 7.2. 74—7.9».

Раздел 2. Заменить ссылки:

«ГОСТ 1497—84 на ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84);

ГОСТ 7565—81 на ГОСТ 7565-81 (ИСО 377-2-89);

ГОСТ 9012—59 на ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81);

ГОСТ 12345—2001 на ГОСТ 12345-2001 (ИСО 671-82, ИСО 4935-89);

ГОСТ 12346—78 на ГОСТ 12346-78 (ИСО 439-82. ИСО 4829-1-86);

ГОСТ 12348—78 на ГОСТ 12348-78 (ИСО 629-82);

ГОСТ 12351—2003 на ГОСТ 12351-2003 (ИСО 4942.1988, ИСО 9647:1989):

ГОСТ 22536.5—87 на ГОСТ 22536.5-87 (ИСО 629-82)»;

дополнить ссылками.

«ГОСТ 15.902—2014 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство

ГОСТ 18895—97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа

ГОСТ 32894—2014 Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения

ГОСТ 33434—2015 Устройство сцепное и автосцепное железнодорожного подвижного состава. Технические требования и правила приемки

сноску к ГОСТ 26645—85* изложить в новой редакции:

«___________________

‘ В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53464—2009 «Отливки из металлов и сплавов. Допуски размеров. массы и припуски на механическую обработку».

Пункты 3.2, 3.3 исключить.

Пункт 3.4. Исключить слова: «(механического соединения)».

Пункт 3.5 изложить в новой редакции:

«3.5 адаптер (переходное приспособление): Деталь или сборочная единица, обеспечивающая сцепление сцепок или автосцепок с различными контурами зацепления».

Пункт 3.6 исключить.

Пункты 3.7—3.9 изложить в новой редакции:

«3.7 зев корпуса автосцепки: Пространство между малым и большим зубьями.

‘ Дата введения в действие на территории Российской Федерации — 2018—12—01.

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 22703—2012)

Пункт 3.10 исключить.

Пункт 3.11. Исключить слова: «но не обеспечивающая непосредственного сцепления с автосцепкой».

Пункт 3.13 изложить в новой редакции:

«3.13 тяговый хомут: Деталь автосцепного устройства, обеспечивающая передачу растягивающих усилий от автосцепки к поглощающему аппарату».

Пункт 3.15 исключить.

Раздел 3 дополнить пунктами 3.17—3.19:

«3.17 поврежденные знаки маркировки: Знаки маркировки, элементы которых имеют повреждения. вызванные механическим воздействием или дефектами литья.

Раздел 4. Четвертый абзац изложить в новой редакции:

«К деталям третьей группы относят детали сцепных устройств:

Пункт 5.1.1 изложить в новой редакции:

Размерами, обеспечивающими взаимозаменяемость деталей в рамках одной модели, являются: для корпуса автосцепки — контур зацепления, длина хвостовика, толщина перемычки хвостовика, размеры отверстия под клин, положение элементов корпуса автосцепки, определяющих размещение механизма сцепления (положение шипа для замкодержателя и положение полочки);

для тягового хомута — ширина и толщина тяговых полос, расстояние между тяговыми полосами, длина (расстояние от опорной поверхности для поглощающего аппарата до передней кромки отверстия лсд клин тягового хомута), высота проема в головной части хомута:

для сцепки — размеры направляющего конуса, замка и корпуса, обеспечивающие сцепление».

Подраздел 5.1 дополнить пунктом — 5.1.4:

Пункт 5.2.6 изложить в новой редакции:

Рисунок 16) заменить новым (кроме подрисуночной подписи):

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 22703—2012)



- эоны обязательного норазрушакхцего контроля

Пункт 5.3.2 изложить в новой редакции.

«5.3.2 Содержание серы и фосфора в стали деталей первой группы не должно превышать 0.04 % для каждого элемента. При этом суммарное содержание серы и фосфора не должно превышать 0,06 %».

Подпункт 5.3.2.1 дополнить словами:

«При выплавке стали в печах с основной футеровкой содержание серы и фосфора не должно превышать 0,04 % для каждого элемента».

Подпункт 5.3.2.2 изложить в новой редакции:

«5.3.2.2 Допускаемые отклонения содержания элементов от установленных в таблице 1 требований к химическому составу приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Допускаемые отклонения содержания элементов в стали

Наименование элемента

Допускаемое отклонение содержания элементов в стали, выплавляемой а печах. %

с основной футеровкой

с кислой футеровкой

Углерод (для деталей второй группы)

+0,02

-0.05

Марганец

±0.10

+0,10

-0,20

Кремний

±0,10

Никель

+0.30

Хром

+0.20

Медь

+0.30

Ванадий (для стали 20ФЛ)

±0,03

3

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 22703—2012)

Для деталей второй группы допускаемые отклонения содержания серы и фосфора в стали, выплавляемой в печах с кислой футеровкой, не должны превышать +0,005 % для каждого элемента».

Пункт 5.3.5. Второй абзац. Заменить значение: «от 170 до 200 НВ» на «от 170 до 230 НВ».

Пункт 5.3.7 изложить в новой редакции:

дополнить подпунктами 5.3.7.1 — 5.3.7.3:

К допустимой микроструктуре относят:

В точке В корпуса автосцепки (см. рисунок 3, сечение V—V) допускается наличие сорбитообразного перлита с равномерными равноосными, а также единичными неравноосными выделениями феррита.

К недопустимой микроструктуре относят:

К недопустимой микроструктуре относят:

Сноску * к пункту 5.3.7 исключить.

Пункт 5.3.8. Перечисления а), б) изложить в новой редакции:

Пункт 5.4.2. Ввести обозначение перечислений строчными буквами в алфавитном порядке;

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 22703—2012)

второе перечисление. Заменить слова: «(в зоне упора и переходе)» на «(в зонах упора и перехода)».

Пункт 5.4.3. Ввести обозначение перечислений строчными буквами в алфавитном порядке;

первое перечисление изложить в новой редакции:

«а) раковины газовые, песчаные и гнезда пористости, разделанные до чистого металла, но не более пяти на деталь, если глубина разделки не превышает 5 мм при ширине и длине разделки не более 30 мм на деталях массой более 10 кг. а на деталях массой менее 10 кг при ширине и длине разделки не более 10 мм,».

Пункт 5.4.4 изложить в новой редакции.

«5.4.4 На деталях первой, второй и третьей групп допускается исправлять дефекты дуговой сваркой с последующей термической обработкой при соблюдении требований, приведенных в 5.4.4.1 и 5.4.4.2».

Подпункт 5.4.4.1. Заменить слова:

«исправлять заваркой» на «исправлять дуговой сваркой»:

«, исправляемая заваркой или наплавкой.» на «разделки».

Пункт 5.4.5 изложить в новой редакции:

«5.4.5 После термической обработки на отливках деталей первой и второй групп допускается исправлять отдельные дефекты дуговой сваркой при соблюдении требований, приведенных в 5.4.5.1 и 5.45.2».

Подпункты 5.4.5.1. 5.4.5.2 изложить в новой редакции:

«5.4.5.1 Дефекты на деталях второй группы, обнаруженные после нормализации, допускается исправлять дуговой сваркой без повторной термической обработки при глубине разделки дефекта не более 3 мм и с последующей термической обработкой (нормализация или высокий отпуск) при глубине разделки дефекта от 3 мм до % толщины детали в месте разделки дефекта.

Пункт 5.4.6. Второй абзац исключить.

Подраздел 5.4 дополнить пунктами — 5.4.7,5.4.8;

«5.4.7 Исправление литейных дефектов на деталях третьей группы, не оговоренных в 5.4.6. следует проводить дуговой сваркой после разделки до чистого (без дефектов) металла. Общая масса наплавляемого металла при этом не должна превышать 2 % массы детали.

Пункт 5.5.1 изложить в новой редакции:

«5.5.1 На каждом корпусе автосцепки и тяговом хомуте должны быть отлиты следующие знаки маркировки:

На тяговом хомуте указывают обозначение модели автосцепки, в комплекте с которой применяют тяговый хомут. На корпусе автосцепки и тяговом хомуте должен быть нанесен знак обращения на рынке любым способом.

Детали первой группы должны иметь клейма службы технического контроля и инспектора — приемщика продукции в соответствии с ГОСТ 32894—2014 (пункт 7.4.1).

В случае исправления дефектов сваркой на каждом корпусе автосцепки и тяговом хомуте дополнительно должны быть выбиты клейма сварщика и службы технического контроля предприятия-изготовителя».

Сноску * к пункту 5.5.1 исключить.

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 22703—2012)

Пункт 5.5.2. Исключить слова: «по справочнику [2]».

Пункт 5.5.3. Первое перечисление. Исключить слова: «по справочнику [2}».

Пункт 5.5.4 изложить в новой редакции:

«5.5.4 Поврежденные знаки маркировки для деталей первой группы исправляют наплавкой до окончательной термической обработки. Знаки порядкового номера корпуса автосцепки исправляют при условии отсутствия повреждений у соответствующих знаков на дублирующей маркировке.

Поврежденные знаки маркировки для деталей второй и третьей групп исправляют наплавкой или ударным способом».

Пункт 6.2.1. Первое перечисление. Заменить ссылку:

«(по 5.2.4)» на «(по 5.2.4, 5.4.1)»;

второе перечисление. Заменить ссылку.

«(по 5.2.6, 5.4.2. 5.4.3)» на «(по 5.2.6. перечислениям а), б), 5.4.2, перечислениям а), в)—и) 5.4.3, 5.4.6)»:

третье перечисление изложить в новой редакции:

«- качество исправления дефектов дуговой сваркой и наплавкой (по 5.4.4. 5.4.5, 5.4.7) на каждой детали».

Пункт 6.2.2. Первый абзац изложить в новой редакции:

«6.2.2 Механические свойства стали определяют от каждой плавки на одном образце при испытании на растяжение (временное сопротивление, предел текучести, относительное удлинение, относительное сужение) и на двух образцах для каждого вида концентратора при испытании на ударный изгиб (ударная вязкость). Образцы вырезают из пробных брусков по ГОСТ 977. Термическую обработку пробных брусков для определения механических свойств стали деталей проводят вместе с деталями данной плавки. Допускается проводить термическую обработку пробных брусков с деталями другой плавки, подвергаемыми термической обработке по тому же режиму, при условии его контроля и регистрации параметров автоматическими приборами. Режим термической обработки устанавливает предприятие-изготовитель. В качестве сдаточной величины показателя механических свойств при испытании на ударной изгиб следует принимать меньшее из полученных значений для каждого вида концентратора»;

третий абзац дополнить словами:

«В качестве сдаточной величины показателя механических свойств образцов следует принимать меньшее из полученных значений».

Пункт 6.2.4.Второй абзац. Дополнить новым перечислением.

«- ударная вязкость KCV при температуре минус 60 'С по ГОСТ 9454 (только для деталей первой группы)»;

последний абзац дополнить словами:

«При вырезке образцов из деталей первой группы образцы вырезают из тяговой полосы тягового хомута и из малого зуба корпуса автосцепки».

Пункт 6.3.2. Третье перечисление изложить в новой редакции:

«- размеры внутренних дефектов деталей первой группы в соответствии с перечислением в) 5.4.2 и перечислением б) 5.4.3 и деталей третьей группы по 5.4.8».

второй абзац дополнить словами:

«Приемка деталей должна быть приостановлена до выяснения и устранения причин брака».

Пункт 6.6 исключить.

Раздел 6 дополнить пунктами — 6.7,6.8:

«6.7 Для испытаний по 5.3.8 образцы деталей отбирают из имеющейся у изготовителя продукции, прошедшей приемо-сдаточные испытания. Образцы деталей отбирают методом отбора «вслепую» по ГОСТ 18321—73 (подраздел 3.4) в количестве:

Отбор образцов деталей производят из партии, состоящей не менее чем из удвоенного количества. необходимого для испытаний.

Пункты 7.1—7.8 изложить в новой редакции:

«7.1 Дефекты поверхности (5.2.6, перечисления а), б) 5.4.2) и вид излома контрольного прилива (5.3.7) контролируют визуально.

6

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 22703—2012)

Внешний вид (5.2.4), дефекты поверхности (перечисления а), в)—и) 5.4.3. 5.4.6), качество исправления дефектов сваркой (5.4.4, 5.4.5, 5.4.7). маркировку (5.5) контролируют визуально и универсальным измерительным инструментом.

Подрез контрольного прилива перед отломом. его подрубка с двух противоположных сторон, с угла или с четырех сторон не допускаются.

Микроструктуру стали (5.3.7) контролируют визуально на шлифах под оптическим микроскопом при увеличениях 100“ и 500“.

Места разрезки корпуса автосцепки и тягового хомута для контроля внутренних дефектов (перечисление в) 5.4.2, перечисление б) 5.4.3) и вырезки микрошлифов для проверки микроструктуры стали деталей (5.3.7) показаны на рисунках 3 — 6. Для деталей третьей группы места разрезки для контроля внутренних дефектов (5.4.8) и вырезки микрошлифов для проверки микроструктуры стали должны быть указаны в технических условиях на их изготовление. Способ подготовки микрошлифов в соответствии с ГОСТ 5639».

Рисунок 3 (сечения III и V) заменить новым:

Наименование рисунка 3. Заменить обозначение: «(А. Б)» на «(А. Б. В)».

Пункт 7.9 изложить в новой редакции:

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 22703—2012)

Пункт 7.9 дополнить сноской — *:

«__________________

Пункты 7.10 — 7.12 исключить.

Пункты 7.13 — 7.16 изложить в новой редакции:

Массу наплавленного металла определяют по произведению его объема на плотность стали.

Раздел 7 дополнить пунктами — 7.17—7.19:

«7.17 Наличие и размеры внутренних дефектов деталей первой группы (перечисление в) 5.4.2, перечисление б) 5.4.3) и деталей третьей группы (5.4.8) контролируют визуально и универсальным измерительным инструментом.

Контроль проводят: для деталей первой группы — при разрезке по сечениям в местах, указанных на рисунках 4 и 6: для деталей третьей группы — при разрезке по сечениям, указанным в технических условиях на их изготовление.

Пункт 7.19 дополнить сноской — *:

«_____________________

Элемент «Библиография» исключить.

Заменить код: «МКС 03.220.30» на «МКС 45.060.01».

(ИУС Ne 11 2018 г.)

Поправка к ГОСТ 22703—2012 Детали литые сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

В каком месте

Напечатано

Должно быть

Предисловие. Таблица согласования

Армения

АМ

Минэкономразвития

Республики Армения

(ИУС № 6 2019 г.)

МКС 45.060.01

Поправка к ГОСТ 22703—2012 Детали литые сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

В каком месте

Пункт 7.8


Напечатано


Должно быть


Рисунок 3 — Места вырезки микрошлифов (А, Б, В) для проверки микроструктуры стали корпуса автосцепки





А — в четырех местах, Б — в двух местах, В — в одном месте

Рисунок 3 — Места вырезки микрошлифов (А. Б, В) для проверки микроструктуры стали корпуса автосцепки

(ИУС № 12 2022 г.)


1

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53464—2009 «Отливки из металлов и сплавов. Допуски размеров, массы и припуски на механическую обработку».

2

2

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55185—2012 «Детали и сборочные единицы сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Методы испытаний.

14

3

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55185—2012 «Детали и сборочные единицы сцепных и авто-сцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Методы испытаний».

16