МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC)

ГОСТ

34503—

2018


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КЛИНЬЯ ФРИКЦИОННЫЕ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

Общие технические условия

Издание официальное

Москва Стандартинформ 2019


ГОСТ 34503—2018


Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ»)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 20 декабря 2018 г. № 114-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК(ИСО3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2018 г. № 1154-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34503—2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2019 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, оформление, 2019

II


В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ 34503—2018

Содержание

Приложение А (справочное) Пример расчета сил, действующих на фрикционный клин

Приложение Б (справочное) Пример расчета давления на рабочих поверхностях фрикционного клина

Библиография

III

ГОСТ 34503—2018

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КЛИНЬЯ ФРИКЦИОННЫЕ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

Общие технические условия

Friction wedges of freight car bogies. General specifications

Дата введения — 2019—08—01

Настоящий стандарт распространяется на фрикционные клинья (далее — клинья) двухосных трехэлементных тележек грузовых вагонов по ГОСТ 9246. Допускается применение настоящего стандарта для клиньев трехосных и четырехосных тележек грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.602—2013 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 2.610—2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 8.051—81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 15.309—98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 977—88 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 1412—85 Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки

ГОСТ 7293—85 Чугун с шаровидным графитом для отливок. Марки

ГОСТ 7565—81 Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 9246—2013 Тележки двухосные трехэлементные грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия

ГОСТ 15150—69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18321—73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 19200—80 Отливки из чугуна и стали. Термины и определения дефектов

ГОСТ 23170—78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 29329—92* Весы для статического взвешивания. Общие технические требования

ГОСТ 33211—2014 Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам

Издание официальное

ГОСТ 34503—2018

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 19200, а также следующие термины с соответствующими определениями:

фрикционный клин: Составная часть фрикционного гасителя колебаний, обеспечивающая силы трения в рессорном подвешивании за счет прижатия упругими элементами рессорного подвешивания ее вертикальной поверхности непосредственно или через промежуточные детали к боковой раме, а наклонной поверхности — непосредственно или через промежуточные детали к надрессорной балке.

[ГОСТ 9246—2013, пункт 3.24]

вертикальное направление: Направление, перпендикулярное к плоскости пути.

[ГОСТ 33211—2014, пункт 3.6]

боковое направление: Перпендикулярное продольному направление в плоскости пути. [ГОСТ 33211—2014, пункт 3.5]

боковая рама: Составная часть (деталь или сборочная единица) несущей конструкции тележки, передающая нагрузки от надрессорной балки на шейки двух осей колесных пар через буксовые узлы.

[ГОСТ 9246—2013, пункт 3.4]

Примечание — В настоящем стандарте под упругим элементом понимается двухрядная или однорядная пружина.

ГОСТ 34503—2018

завышение фрикционного клина: Положение опорной поверхности фрикционного клина выше опорной поверхности надрессорной балки.

[ГОСТ 9246—2013, пункт 3.27]

занижение фрикционного клина: Положение опорной поверхности фрикционного клина ниже опорной поверхности надрессорной балки.

[ГОСТ 9246—2013, пункт 3.28]

надрессорная балка: Составная часть (деталь или сборочная единица) несущей конструкции тележки грузового вагона, передающая нагрузки от кузова вагона на две боковые рамы через рессорное подвешивание.

[ГОСТ 9246—2013, пункт 3.3]

Примечание — Для цилиндрической формы наклонной поверхности фрикционного клина в продольновертикальной плоскости угол заострения определяют в рабочей точке, где происходит контакт наклонной поверхности с карманом надрессорной балки.

продольное направление: Направление в плоскости пути вдоль его оси.

[ГОСТ 33211—2014, пункт 3.4]

коэффициент относительного трения: Отношение средней на ходе растяжения и ходе сжатия силы трения, создаваемой фрикционными гасителями колебаний тележки в вертикальном направлении, к статической нагрузке на ее рессорное подвешивание.

[ГОСТ 9246—2013, пункт 3.23]

ГОСТ 34503—2018

опорная поверхность фрикционного клина: Поверхность фрикционного клина, предназначенная для опирания на упругие элементы рессорного подвешивания.

[ГОСТ 9246—2013, пункт 3.25]

Примечание — При применении на поверхностях фрикционного клина съемных или несъемных накладок их считают элементами конструкции и указывают в конструкторской документации.

ГОСТ 34503—2018

Допускается применение других материалов при условии выполнения требований настоящего стандарта.

Требования к материалу должны быть установлены в конструкторской документации.

Примечание — Сведения приводят в руководстве по эксплуатации тележки согласно ГОСТ 2.610 (раздел 5).

Примечание — Сведения приводят в руководстве по эксплуатации тележки согласно ГОСТ 2.610 (раздел 5) и в руководстве по ремонту тележки согласно ГОСТ 2.602 (подраздел 7.1).

ГОСТ 34503—2018

5.5 Маркировка

5.5.1 На каждом клине и каждой части составного клина должны быть нанесены следующие знаки маркировки:

Знаки маркировки должны быть изготовлены методом литья при изготовлении клина литым или нанесены ударным способом. Допускается нанесение класса клина и индивидуального номера иными способами, установленными в конструкторской документации. Маркировку наносят на поверхности, не подверженные износу в процессе эксплуатации и защищенные от деформации при соударении вагонов.

Способ нанесения знаков маркировки устанавливают в конструкторской документации.

Таблица 1 — Контролируемые показатели и объем испытаний

Наименование показателя

Виды испытаний

Структурный элемент стандарта

Приемосдаточные испытания

Периодические испытания

технических требований

методов контроля

Основные размеры

-

+

4.4

7.2, 7.4

Основные параметры

-

+

4.3

7.2, 7.3, 7.6

Наличие визуальных индикаторов предельного состояния по износу и предельного завышения фрикционного клина (если предусмотрены в конструкторской документации)

+

-

5.2.1

7.5

6

ГОСТ 34503—2018

Окончание таблицы 1

Наименование показателя

Виды испытаний

Структурный элемент стандарта

Приемосдаточные испытания

Периодические испытания

технических требований

методов контроля

Требования к химическому составу

+

-

5.2.2

7.6

Требования к механическим свойствам

+

+

5.2.2

7.6

Отсутствие окрашивания рабочих поверхностей

+

-

5.2.3

7.5

Требования к поверхностным дефектам

+

-

5.3.3—5.3.5

7.47.6

Требования к внутренним дефектам

-

+

5.3.6

7.4, 7.6

Требования к микроструктуре

-

+

5.2.4

7.6

Требования к маркировке

+

-

5.5

7.5

Требования к комплектности

+

-

5.6

7.5

Примечание — Знак «+» обозначает необходимость проведения испытаний и проверок, знак «-» обозначает отсутствие необходимости проведения испытаний и проверок.

Партия должна состоять:

Число деталей в партии не ограничено.

Результаты контроля химического состава и механических свойств следует распространять на все детали данной плавки или партии.

Химический состав определяют для литых клиньев для каждой плавки; для клиньев, изготовленных иным способом, — для каждой партии на пробах, отбираемых по ГОСТ 7565. Допускается определять химический состав на образце для механических испытаний (стружке) или от детали, отлитой данной плавкой. При получении отрицательного результата хотя бы по одному показателю химического состава все детали данной плавки или партии бракуют.

Механические свойства проверяют от каждой плавки или партии (в случае выполнения термической обработки) для литых клиньев на образцах, изготовленных из пробных брусков, а для клиньев, изготовленных иным способом, — на образцах, изготовленных из каждой партии материала (в случае выполнения термической обработки). При отсутствии пробных брусков допускается определение механических свойств на образцах, вырезанных из деталей.

При получении неудовлетворительных результатов испытаний механических свойств хотя бы по одному контролируемому показателю проводят повторные испытания по данному показателю на удвоенном количестве образцов, изготовленных из деталей той же плавки или пробных брусков. Если при повторных испытаниях получен отрицательный результат, отливки и пробные бруски данной плавки могут быть подвергнуты повторной термической обработке с последующим определением всего комплекса механических свойств.

Не допускается проводить более двух повторных термических обработок.

Если после второй повторной термической обработки получен неудовлетворительный результат

ГОСТ 34503—2018 хотя бы на одном образце, то все детали из данной плавки или партии (в случае выполнения термической обработки) считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта и бракуют.

Механические свойства при периодических испытаниях проверяют на образцах, вырезанных из готовой детали.

При получении отрицательного результата по показателям 4.3, 4.4, 5.2.4, 5.3.6 проводят повторную проверку на удвоенном числе образцов. Если при повторных испытаниях хотя бы на одном образце получен отрицательный результат, партия, из которой были отобраны образцы, должна быть забракована, а приемка деталей приостановлена до установления и устранения причин брака.

Таблица 2 — Контролируемые показатели и объем типовых испытаний

Наименование показателя

Структурный элемент стандарта

технических требований

методов контроля

Прочность при температуре минус 60 °C

5.1.1

7.2, 7.8

Прочность при температуре 80 °C (при применении неметаллических составных частей или материалов)

5.1.2

7.2, 7.9

Статическая прочность

5.1.3

7.2, 7.7

Отсутствие предельного состояния при приложении динамической нагрузки в вертикальном направлении

5.1.4

7.2, 7.10

Изменение размеров при действии статического давления (при применении неметаллических материалов)

5.1.5

7.2, 7.4, 7.11

При подготовке и проведении всех видов испытаний необходимо соблюдать требования действующих на железнодорожном транспорте инструкций по охране труда при эксплуатации и техническом обслуживании железнодорожного подвижного состава, а также инструкций по правилам проведения работ на стендовых установках.

Применяемые средства измерения силы должны обеспечивать допускаемую относительную погрешность не более ± 3 %, средства измерения температуры — допускаемую абсолютную погрешность не более ± 0,5 °C. Линейные размеры следует определять средствами измерения и/или измерительными установками с точностью измерения по ГОСТ 8.051.

ГОСТ 34503—2018

Основные размеры определяют как среднее арифметическое значение, полученное по результатам не менее трех измерений.

Рисунок 1 — Схема приложения силы FKn к клину

Для схемы, приведенной на рисунке 26, оснастка для испытаний состоит из фрагмента боковой рамы, включающего зону рессорного проема, и концевой части надрессорной балки, установленной на упругие элементы рессорного подвешивания.

ГОСТ 34503—2018 сорной балкой использовать неполный комплект упругих элементов рессорного подвешивания. При этом для контроля коэффициента относительного трения в соответствии с 7.10.2 в рессорный комплект устанавливают недостающие пружины.

а

1 — боковая рама; 2 — концевая часть надрессорной балки (или надрессорная балка); 3 — переходник;

4 — цилиндрическая опора; 5 — опорная тумба; 6 — опорная поверхность; 7 — приспособление;

8 — рессорное подвешивание

1 — фрагмент боковой рамы; 2 — концевая часть надрессорной балки; 3 — опорная поверхность;

4 — приспособление с шаровой опорой; 5 — рессорное подвешивание

Рисунок 2 — Варианты схем установки и приложения силы к оснастке для испытаний клиньев

Для схемы, приведенной на рисунке 26, фрагмент боковой рамы непосредственно нижним поясом устанавливают на плоскую опору.

ГОСТ 34503—2018

Для контроля динамической силы применяют средства измерения по 7.4. Частота приложения динамической силы должна лежать в диапазоне от 0,3 до 4,0 Гц. Снижение числа циклов динамической нагрузки за счет повышения амплитуды динамической силы не допускается. В процессе испытаний необходимо контролировать температуру нагрева клина — допускаемую температуру устанавливают в программе и методике испытаний в зависимости от механических свойств применяемых материалов.

Для контроля износов применяют шаблоны и/или средства измерения с пределами допускаемой погрешности измерения по ГОСТ 8.051. Состояние поверхностей контролируют визуально на наличие признаков деградации (трещины, излома, остаточной деформации, оплавления и др.) и предельного состояния по 5.4.2 и 5.4.3.

Завышение или занижение фрикционных клиньев контролируют по ГОСТ 9246 (подраздел 7.9), коэффициент относительного трения — по ГОСТ 9246 (подраздел 7.27).

Таблица 3 — Условия транспортирования и хранения и допустимые сроки сохраняемости

Обозначение условий транспортирования в части воздействия

Обозначение условий хранения по ГОСТ 15150

Допустимый срок сохраняемости, лет

механических факторов

климатических факторов и условий хранения по ГОСТ 15150

Перевозки автомобильным, воздушным, железнодорожным транспортом или в сочетании их между собой с общим числом перегрузок не более четырех

6 (ОЖ2)

2(C)

3

Примечание — Обозначения условий транспортирования в части воздействия механических факторов принимают в соответствии с требованиями нормативных документов государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта3.

ГОСТ 34503—2018

12

ГОСТ 34503—2018


Приложение А (справочное)

Пример расчета сил, действующих на фрикционный клин

А.1 Схема приложения силы к клину приведена на рисунке 1.

А.2 Продольную силу, приложенную к вертикальной поверхности клина, кН, вычисляют по формуле

^”кл ”    + ^XZ’                                                          (А-1)

где Fx продольная сила, действующая на клин вследствие продольной силы инерции тележки, кН, вычисляемая по формуле

Fx = 0,5 N


тваг


(А.2)


N— продольная сила удара по ГОСТ 33211 (пункт 4.1.1 а), равная 3500 кН;

тт — масса тележки, 103 кг; принимают по конструкторской документации на тележку;

тн б — масса надрессорной балки, 103 кг; принимают по конструкторской документации;

тваг— максимальная расчетная масса вагона, 103 кг;

Fxz продольная сила, кН, действующая на клин вследствие распорной нагрузки, вызванной весом обрессо-ренных частей вагона и вертикальной составляющей силы инерции, которую вычисляют по А.З.

А.З Продольную силу Fxz, кН, действующую на клин вследствие распорной нагрузки, вызванной весом об-рессоренных частей вагона и вертикальной составляющей силы инерции, вычисляют в зависимости от наличия смыкания (достижения ограничителя хода) упругих элементов рессорного подвешивания тележки по А.3.1—А.3.4.

А.3.1 Проверяют наличие смыкания (достижения ограничителя хода) упругих элементов рессорного подвешивания тележки под действием вертикальной силы, действующей на одну сторону надрессорной балки (один комплект рессорного подвешивания), вызванной весом обрессоренных частей вагона и вертикальной составляющей силы инерции, которую вычисляют по формуле

Fz = 0,5 (Р + PN),                                             (А.З)

где Р — сила тяжести обрессоренных частей вагона, действующая на тележку, кН, вычисляют по формуле

F = 2F0-(mT-mH6)g;                                  (А.4)

где Ро максимальная расчетная статическая осевая нагрузка, кН;

д — ускорение свободного падения, м/с2;

PN динамическая сила, возникающая при соударении вагона вследствие вертикальной составляющей силы инерции, действующей на тележку, кН, которую вычисляют по формуле

Pw = O,5/V(P/Po)(H/2L),                                       (А.5)

Н — расчетное расстояние от центра тяжести кузова вагона до уровня подпятника тележки, равное 1,2 м;

2L — база вагона, равное 7,8 м.

А.З.2 При отсутствии смыкания упругих элементов рессорного подвешивания или отсутствии прогиба до ограничителя хода силу Fxz, кН, вычисляют по формуле

Fxz = 0,5 (Fz-PH 61)tga,                                       (А.6)

где а — угол заострения клина, ...°;

Рн 61 —сила реакции, кН, упругих элементов рессорного подвешивания, расположенных под надрессорной балкой (с одной стороны) при действии на один комплект рессорного подвешивания силы Fz. Силу Рнб1 вычисляют без учета сил трения в рессорном подвешивании;

13

ГОСТ 34503—2018

Fz вертикальная сила, действующая на одну сторону надрессорной балки (один комплект рессорного подвешивания), вызванная весом обрессоренных частей вагона и вертикальной составляющей силы инерции по А.3.1.

А.3.3 При смыкании или достижении ограничителя хода упругих элементов рессорного подвешивания, расположенных под клиньями, силу Fxz, кН, вычисляют по формуле

Fxz = 0,5 (Fz-/?н б2) tga,

(А.7)


где RH б2 — сила реакции, кН, упругих элементов рессорного подвешивания, расположенных под надрессорной балкой (с одной стороны) при наибольшем прогибе упругих элементов, расположенных под клиньями.

А.3.4 При смыкании или достижении ограничителя хода упругих элементов рессорного подвешивания, расположенных под клиньями и под надрессорной балкой, силу Fxz, кН, вычисляют по формуле

Fxz - R^ tga,                                               (А.8)

где/?кл — сила реакции, кН, упругого элемента рессорного подвешивания, расположенного под клином при наибольшем прогибе упругих элементов, расположенных под надрессорной балкой.

А.4 Пример расчета продольной силы, приложенной к вертикальной плоскости клина с углом заострения 45°, приведен в таблице А.1.

Таблица А.1 — Пример расчета продольной силы, приложенной к вертикальной плоскости фрикционного клина с углом заострения 45°

Наименование показателя

Значение показателя

Максимальная расчетная статическая осевая нагрузка Fo, кН

196,0

230,5

245,0

265,0

294,0

Масса тележки mT, 103 кг

5,0

5,0

5,3

5,5

6,0

Масса надрессорной балки n?H 6, 103 кг

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Сила тяжести обрессоренных частей вагона, действующая на тележку Р, кН

347,9

416,9

442,9

481,0

534,0

Динамическая сила, возникающая при соударении вагона вследствие вертикальной составляющей силы инерции, действующей на тележку, PN, кН

477,8

486,9

486,7

488,6

489,1

Вертикальная сила, действующая на одну сторону надрессорной балки (один комплект рессорного подвешивания), вызванная весом обрессоренных частей вагона и вертикальной составляющей силы инерции, Fz, кН

412,8

451,9

464,8

484,8

511,5

Продольная сила, действующая на клин вследствие продольной силы инерции тележки, Fx, кН

98,5

83,8

84,1

81,0

80,3

Продольная сила, действующая на клин вследствие распорной нагрузки, вызванной весом обрессоренных частей вагона и вертикальной составляющей силы инерции, Fxz, кН:

- при смыкании пружин под клиньями

- при смыкании пружин под надрессорной балкой

107,0

39,8

106,8

47,6

105,9

50,6

105,0

55,0

103,2

61,0

Продольная сила, приложенная к вертикальной поверхности фрикционного клина, F^, кН:

- при смыкании пружин под клиньями

- при смыкании пружин под надрессорной балкой

205,6

138,3

190,6

131,4

189,9

134,7

186,0

135,9

183,5

141,3

14

ГОСТ 34503—2018

При расчете принято, что комплект пружин рессорного подвешивания с одной стороны тележки состоит из семи одинаковых по величине вертикальной жесткости пружин, пять из которых расположены под надрессорной балкой, а две — под клиньями.

В примере рассмотрены два варианта. В первом варианте под действием вертикальной силы на надрессорную балку происходит смыкание пружин под фрикционными клиньями, при этом в пружинах под надрессорной балкой действует сила, которая в 1,6 раза превышает статическую силу в этих пружинах от веса кузова вагона. Во втором варианте под действием вертикальной силы на надрессорную балку происходит смыкание пружин под надрессорной балкой, при этом в пружинах под фрикционными клиньями действует сила, которая в 1,6 раза превышает статическую силу в этих пружинах от веса кузова вагона.

А.5 Пример расчета продольной силы, приложенной к вертикальной плоскости клина с углом заострения 55° приведен в таблице А.2.

Таблица А.2 — Пример расчета продольной силы, приложенной к вертикальной плоскости фрикционного клина с углом заострения 55°

Обозначение показателя

Значение показателя

Максимальная расчетная статическая осевая нагрузка Ро, кН

196,0

230,5

245,0

265,0

294,0

Масса тележки mT, 103 кг

5,0

5,0

5,3

5,5

6,0

Масса надрессорной балки тн б, 103 кг

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Сила тяжести обрессоренных частей вагона, действующая на тележку Р, кН

347,9

416,9

442,9

481,0

534,0

Динамическая сила, возникающая при соударении вагона вследствие вертикальной составляющей силы инерции, действующей на тележку, PN, кН

477,8

486,9

486,7

488,6

489,1

Вертикальная сила, действующая на одну сторону надрессорной балки (один комплект рессорного подвешивания), вызванная весом обрессоренных частей вагона и вертикальной составляющей силы инерции, Fz, кН

412,8

451,9

464,8

484,8

511,5

Продольная сила, действующая на клин вследствие продольной силы инерции тележки, Fx, кН

98,5

83,8

84,1

81,0

80,3

Продольная сила, действующая на клин вследствие распорной нагрузки, вызванной весом обрессоренных частей вагона и вертикальной составляющей силы инерции, Fxz, кН:

  • - при смыкании пружин под клиньями

  • - при смыкании пружин под надрессорной балкой

145,1

42,8

143,2

51,3

141,3

54,5

139,2

59,1

135,4

65,7

Продольная сила, приложенная к вертикальной поверхности фрикционного клина, FKJ1, кН:

  • - при смыкании пружин под клиньями

  • - при смыкании пружин под надрессорной балкой

243,6

141,3

227,0

135,1

225,4

138,6

220,1

140,1

215,7

146,0

При расчете принято, что комплект пружин рессорного подвешивания с одной стороны тележки состоит из девяти одинаковых по величине вертикальной жесткости пружин, семь из которых расположены под надрессорной балкой, а две — под клиньями.

В примере рассмотрены два варианта. В первом варианте под действием вертикальной силы на надрессорную балку происходит смыкание пружин под фрикционными клиньями, при этом в пружинах под надрессорной балкой действует сила, которая в 1,55 раза превышает статическую силу в этих пружинах от веса кузова вагона. Во втором варианте под действием вертикальной силы на надрессорную балку происходит смыкание пружин под надрессорной балкой, при этом в пружинах под фрикционными клиньями действует сила, которая в 1,55 раза превышает статическую силу в этих пружинах от веса кузова вагона.

15

ГОСТ 34503—2018

Приложение Б (справочное)

Пример расчета давления на рабочих поверхностях фрикционного клина

Б.1 Продольную силу, возникающую вследствие распора клиньев, приложенную к вертикальной поверхности одного клина, кН, вычисляют по формуле

Fj=0,5(FzCT-RH6)tga,                                    (Б.1)

где FZT — вертикальная сила, действующая на одну сторону надрессорной балки (один комплект рессорного подвешивания), вызванная весом обрессоренных частей вагона, кН, вычисляемая по формуле

Ff=0,5F,                                         (Б.2)

Р — сила тяжести обрессоренных частей вагона, действующая на тележку, кН, вычисляемая по формуле

Р = 2Р0 - (тт - ти б) д,                                        (Б.З)

Ро максимальная расчетная статическая осевая нагрузка, кН;

тт — масса тележки, 103 кг; принимают по конструкторской документации на тележку;

тн б — масса надрессорной балки, 103 кг; принимают по конструкторской документации на тележку;

д — ускорение свободного падения, м/с2;

а — угол заострения клина, ...°;

RH б — сила реакции, кН, упругих элементов рессорного подвешивания, расположенных под надрессорной балкой (с одной стороны тележки) при действии на рессорное подвешивание силы F™. Силу RH б вычисляют без учета сил трения в рессорном подвешивании.

_ст

Давление, действующее по вертикальной рабочей поверхности, вычисляют по отношению силы <~xz к площади вертикальной поверхности клина.

Б.2 Нормальную силу, возникающую вследствие распора клиньев, приложенную к наклонной поверхности фрикционного клина, кН, вычисляют по формуле

F^= P^z1 sin а’                                           (Б.4)

„                 -                                -           -                                                                z-CT

Давление, действующее по наклонной рабочей поверхности, вычисляют по отношению силы к площади наклонной поверхности клина.

16

ГОСТ 34503—2018

Библиография

[1] Справочник «Условные коды предприятий» СЖА 1001 15 (Утвержден на 56-м заседании комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта государств — участников Содружества Независимых Государств от 17—19 марта 2015 г.)

17

ГОСТ 34503—2018

УДК 629.4.027.35:006.354

МКС 45.060


Ключевые слова: фрикционный клин, тележка для грузовых вагонов, общие технические условия, подвижной состав, грузовые вагоны

БЗ 12—2018/68

Редактор Л.В. Каретникова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор М.В. Бучная Компьютерная верстка Е.А. Кондрашовой

Сдано в набор 26.12.2018. Подписано в печать 09.01.2019. Формат 60*841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 2,79. Уч.-изд. л. 2,51.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» для комплектования Федерального информационного фонда стандартов, 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru

МКС 45.060

Изменение № 1 ГОСТ 34503—2018 Клинья фрикционные тележек грузовых вагонов. Общие технические условия

Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 159-П от 28.02.2023)

Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС № 16677

За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AM, BY, KG, KZ, RU, UZ [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]

Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации4

Предисловие. Заменить слова: «основной порядок» на «общие правила»;

заменить ссылки: «ГОСТ 1.0—2015» на «ГОСТ 1.0»; «ГОСТ 1.2—2015» на «ГОСТ 1.2»;

сведения о стандарте. Дополнить пунктом 6:

«6 Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации не несет ответственности за патентную чистоту настоящего стандарта. Патентообладатель может заявить о своих правах и направить в национальный орган по стандартизации своего государства аргументированное предложение о внесении в настоящий стандарт поправки для указания информации о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе»;

абзац после пункта 6 изложить в новой редакции:

«Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты».

Раздел 1 после слов «колеи 1520 мм» дополнить словами: «по ГОСТ 34763.1».

Раздел 2. Заменить ссылки: «ГОСТ 8.051—81» на «ГОСТ 8.051», «ГОСТ 7565—81» на «ГОСТ 7565», «ГОСТ 19200—80» на «ГОСТ 19200», «ГОСТ 29329—92*» на «ГОСТ 29329***»;

ГОСТ 2.610—2006 дополнить знаком сноски — «4»;

дополнить сноской «4»:

«__________________

ГОСТ 18321—73 дополнить знаком сноски — «**»;

дополнить сноской «**»:

«__________________

сноска «4». Заменить обозначение: «*» на «***»;

дополнить ссылками:

«ГОСТ 15.902 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство

ГОСТ 27.00244 Надежность в технике. Термины и определения

ГОСТ 9012 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 24621 Пластмассы и эбонит. Определение твердости при вдавливании с помощью дюрометра (твердость по Шору)

ГОСТ 27208—87 Отливки из чугуна. Методы механических испытаний

ГОСТ 32894—2014 Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 34503—2018)

ГОСТ 34763.1 Тележки трех- и четырехосные грузовых вагонов железных дорог. Общие технические требования»;

дополнить сноской «*4»:

«___________________

примечание изложить в новой редакции:

«Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (и классификаторов) на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку».

Раздел 3. После ссылки «по ГОСТ 19200,» дополнить ссылкой: «ГОСТ 27.002,».

Статья 3.1. Дополнить примечанием:

«Примечание — В настоящем стандарте под упругим элементом понимается двухрядная или однорядная пружина».

Статья 3.5. Примечание исключить.

Статью 3.7 изложить в новой редакции:

Пункт 4.3. Первое перечисление. Исключить слова: «но не более 1000 тыс. км».

Пункты 4.4, 4.5 изложить в новой редакции:

дополнить сноской «*»:

«___________________

Пункт 5.1.3. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 33211—2014 (таблица 3, режим la)».

Пункт 5.1.4. Первое перечисление после слов «на надрессорную балку тележки» дополнить значением: «14».

Пункт 5.2.2. Первое перечисление. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 977—88 (пункты 1.1, 3.3)»;

второе перечисление. Ссылки изложить в новой редакции: «ГОСТ 1412—85 (разделы 1, 2)», «ГОСТ 7293—85 (разделы 1,2)».

Пункт 5.3.1. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 977—88 (пункты 3.2—3.5)».

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 34503—2018)

Пункт 5.3.6 изложить в новой редакции:

Пункт 5.4.1 изложить в новой редакции:

примечание исключить.

дополнить сноской «*»:

«__________________

Пункт 5.5.1 изложить в новой редакции:

Указания по маркировке условного обозначения основного конструкторского документа должны быть приведены в руководстве по эксплуатации тележки согласно ГОСТ 2.610—2006** (раздел 5) и в руководстве по ремонту тележки согласно ГОСТ 2.602—2013 (подраздел 7.1).

Знаки маркировки должны быть изготовлены методом литья при изготовлении клина литым или нанесены ударным способом. Маркировку наносят на поверхности, не подверженные износу в процессе эксплуатации.

Допускается нанесение класса клина по 4.3, которое производится в соответствии с конструкторской документацией»;

дополнить сносками «*; **» :

«__________________

Подраздел 5.5 дополнить пунктом 5.5.4:

Допускается внесение отметки инспектора-приемщика о проведении инспекторского контроля только в паспорт по 5.6.1».

Пункт 5.6.1. Первый абзац изложить в новой редакции:

последнее перечисление изложить в новой редакции:

«-данные свидетельства о приемке (оформляют с учетом ГОСТ 32894—2014 (пункты 7.4.2, 7.4.3)».

Пункт 5.6.2. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 23170—78 (пункт 2.11)».

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 34503—2018)

Пункты 6.1,6.2 изложить в новой редакции:

Приемочные и квалификационные испытания проводят на деталях, прошедших приемо-сдаточные испытания, по утвержденным программам, разработанным в соответствии с ГОСТ 15.902.

Контролируемые показатели и объем испытаний приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Контролируемые показатели и объем испытаний

Наименование показателя

Виды испытаний

Структурный элемент стандарта

Приемочные5

Приемо-сдаточные

Периодические

технических требований

методов контроля

1 Основные параметры

+

+

4.4

7.2, 7.3,

7.6, 7.12

2 Основные размеры

+

+

+

4.5

7.2, 7.4

3 Прочность при температуре минус 60 °C

+

5.1.1

7.2, 7.8

4 Прочность при температуре плюс 80 °C (при применении неметаллических составных частей или материалов)

+

5.1.2

7.2, 7.9

5 Статическая прочность

+

5.1.3

7.2, 7.7

6 Отсутствие предельного состояния при приложении динамической нагрузки в вертикальном направлении

+

5.1.4

7.2, 7.106

7 Изменение размеров при действии статического давления (при применении неметаллических материалов)

+

5.1.5

7.2, 7.4,

7.11

8 Наличие визуальных индикаторов предельного состояния по износу и предельного завышения фрикционного клина (если предусмотрены в конструкторской документации)

+

5.2.1

7.5

9 Требования к химическому составу

+

5.2.2

7.6

10 Требования к механическим свойствам

+

+

5.2.2

7.6

11 Отсутствие окрашивания рабочих поверхностей

+

5.2.3

7.5

12 Требования к микроструктуре

+

+

5.2.4

7.6

13 Требования к поверхностным дефектам

+

5.3.3

5.3.5

7.4, 7.5,

7.6

14 Требования к внутренним дефектам

+

+

5.3.6

7.4, 7.6

15 Назначенный ресурс

+

5.4.1

7.6, 7.13

16 Требования к маркировке

+

5.5

7.5

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 34503—2018)

Пункт 6.4. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 15.309—98 (пункт 6.6)».

Пункт 6.6. Первый абзац. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 18321—73 (подраздел 3.4)»; второй абзац дополнить словами:

«При этом минимально допустимые значения показателей стальных клиньев должны быть не менее 80 % величины соответствующих показателей, приведенных в ГОСТ 977. При отсутствии возможности изготовления образца непосредственно из детали механические свойства допускается контролировать на образцах, изготовленных из пробных брусков по 6.3».

Пункт 6.7 изложить в новой редакции:

таблицу 2 исключить.

Раздел 6 дополнить пунктами 6.8, 6.9:

Типовые испытания проводят в соответствии с ГОСТ 15.309. Решение о проведении типовых испытаний принимает изготовитель по согласованию с держателем подлинника конструкторской документации и заказчиком (при наличии).

Результаты типовых испытаний оформляют по ГОСТ 15.309—98 (приложение А, пункт А.9)».

Пункт 7.1. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 15150—69 (пункт 3.15)».

Пункт 7.3. Заменить ссылку: «4.3» на «4.4».

Пункт 7.4. Заменить ссылку: «4.4» на «4.5».

Пункт 7.5. Исключить слова: «5.4, 9.2 — при анализе документации».

Пункт 7.6 изложить в новой редакции:

«7.6 Выполнение требований по 4.4, 5.2.2, 5.2.4, 5.3.2, 5.3.5, 5.3.6 и 9.2, а также наличие указания величины назначенного ресурса по 5.4.1 устанавливают посредством анализа конструкторской и/или технологической документации».

Пункт 7.7. Заменить ссылку: «7.3» на «7.4».

Подпункт 7.10.1.2. Исключить слова: «Допускается при проведении испытаний под надрессорной балкой использовать неполный комплект упругих элементов рессорного подвешивания».

Пункт 7.10.2. Третий абзац. Заменить ссылки: «ГОСТ 9246 (подраздел 7.9)» на «ГОСТ 9246—2013 (пункт 7.9)», «ГОСТ 9246 (подраздел 7.27)» на «ГОСТ 9246—2013 (пункт 7.27)».

Пункт 7.10.3 изложить в новой редакции:

«7.10.3 Результаты испытаний считают положительными, если после числа циклов динамической нагрузки по 5.1.4:

Раздел 7 дополнить пунктами 7.12, 7.13:

«7.12 Твердость по 4.4 следует определять для клиньев:

При невозможности проведения испытания на приборе Бринелля допускается определять твердость другими приборами, обеспечивающими точность ± 10 % числа твердости НВ.

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 34503—2018)

Пункт 9.1. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 2.610*»;

дополнить сноской «*»:

«__________________

Раздел 9 дополнить пунктом 9.3:

«9.3 В процессе эксплуатации необходимо контролировать наличие предельных состояний по 5.4.2, 5.4.3, в случае достижения которых эксплуатация клиньев должна быть прекращена».

Пункт А.2. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 33211—2014 (пункт 4.1.1 а)».

Пункт А.3.4. Исключить слова: «под клиньями и».

Библиография. Позицию [1] изложить в новой редакции:

«[1] Справочник «Условные коды предприятий» СЖА 1001 17 (утвержден на 60-м заседании комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта государств — участников Содружества Независимых Государств от 4—6 апреля 2017 г.)».

(ИУС № 6 2023 г.)

МКС 45.060

Изменение № 1 ГОСТ 34503—2018 Клинья фрикционные тележек грузовых вагонов. Общие технические условия

Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 159-П от 28.02.2023)

Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС № 16677

За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AM, BY, KG, KZ, RU, UZ [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]

Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации7

Предисловие. Заменить слова: «основной порядок» на «общие правила»;

заменить ссылки: «ГОСТ 1.0—2015» на «ГОСТ 1.0»; «ГОСТ 1.2—2015» на «ГОСТ 1.2»;

сведения о стандарте. Дополнить пунктом 6:

«6 Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации не несет ответственности за патентную чистоту настоящего стандарта. Патентообладатель может заявить о своих правах и направить в национальный орган по стандартизации своего государства аргументированное предложение о внесении в настоящий стандарт поправки для указания информации о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе»;

абзац после пункта 6 изложить в новой редакции:

«Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты».

Раздел 1 после слов «колеи 1520 мм» дополнить словами: «по ГОСТ 34763.1».

Раздел 2. Заменить ссылки: «ГОСТ 8.051—81» на «ГОСТ 8.051», «ГОСТ 7565—81» на «ГОСТ 7565», «ГОСТ 19200—80» на «ГОСТ 19200», «ГОСТ 29329—92*» на «ГОСТ 29329***»;

ГОСТ 2.610—2006 дополнить знаком сноски — «7»;

дополнить сноской «7»:

«__________________

ГОСТ 18321—73 дополнить знаком сноски — «**»;

дополнить сноской «**»:

«__________________

сноска «7». Заменить обозначение: «*» на «***»;

дополнить ссылками:

«ГОСТ 15.902 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство

ГОСТ 27.00274 Надежность в технике. Термины и определения

ГОСТ 9012 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 24621 Пластмассы и эбонит. Определение твердости при вдавливании с помощью дюрометра (твердость по Шору)

ГОСТ 27208—87 Отливки из чугуна. Методы механических испытаний

ГОСТ 32894—2014 Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 34503—2018)

ГОСТ 34763.1 Тележки трех- и четырехосные грузовых вагонов железных дорог. Общие технические требования»;

дополнить сноской «*4»:

«___________________

примечание изложить в новой редакции:

«Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (и классификаторов) на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку».

Раздел 3. После ссылки «по ГОСТ 19200,» дополнить ссылкой: «ГОСТ 27.002,».

Статья 3.1. Дополнить примечанием:

«Примечание — В настоящем стандарте под упругим элементом понимается двухрядная или однорядная пружина».

Статья 3.5. Примечание исключить.

Статью 3.7 изложить в новой редакции:

Пункт 4.3. Первое перечисление. Исключить слова: «но не более 1000 тыс. км».

Пункты 4.4, 4.5 изложить в новой редакции:

дополнить сноской «*»:

«___________________

Пункт 5.1.3. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 33211—2014 (таблица 3, режим la)».

Пункт 5.1.4. Первое перечисление после слов «на надрессорную балку тележки» дополнить значением: «14».

Пункт 5.2.2. Первое перечисление. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 977—88 (пункты 1.1, 3.3)»;

второе перечисление. Ссылки изложить в новой редакции: «ГОСТ 1412—85 (разделы 1, 2)», «ГОСТ 7293—85 (разделы 1,2)».

Пункт 5.3.1. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 977—88 (пункты 3.2—3.5)».

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 34503—2018)

Пункт 5.3.6 изложить в новой редакции:

Пункт 5.4.1 изложить в новой редакции:

примечание исключить.

дополнить сноской «*»:

«__________________

Пункт 5.5.1 изложить в новой редакции:

Указания по маркировке условного обозначения основного конструкторского документа должны быть приведены в руководстве по эксплуатации тележки согласно ГОСТ 2.610—2006** (раздел 5) и в руководстве по ремонту тележки согласно ГОСТ 2.602—2013 (подраздел 7.1).

Знаки маркировки должны быть изготовлены методом литья при изготовлении клина литым или нанесены ударным способом. Маркировку наносят на поверхности, не подверженные износу в процессе эксплуатации.

Допускается нанесение класса клина по 4.3, которое производится в соответствии с конструкторской документацией»;

дополнить сносками «*; **» :

«__________________

Подраздел 5.5 дополнить пунктом 5.5.4:

Допускается внесение отметки инспектора-приемщика о проведении инспекторского контроля только в паспорт по 5.6.1».

Пункт 5.6.1. Первый абзац изложить в новой редакции:

последнее перечисление изложить в новой редакции:

«-данные свидетельства о приемке (оформляют с учетом ГОСТ 32894—2014 (пункты 7.4.2, 7.4.3)».

Пункт 5.6.2. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 23170—78 (пункт 2.11)».

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 34503—2018)

Пункты 6.1,6.2 изложить в новой редакции:

Приемочные и квалификационные испытания проводят на деталях, прошедших приемо-сдаточные испытания, по утвержденным программам, разработанным в соответствии с ГОСТ 15.902.

Контролируемые показатели и объем испытаний приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Контролируемые показатели и объем испытаний

Наименование показателя

Виды испытаний

Структурный элемент стандарта

Приемочные8

Приемо-сдаточные

Периодические

технических требований

методов контроля

1 Основные параметры

+

+

4.4

7.2, 7.3,

7.6, 7.12

2 Основные размеры

+

+

+

4.5

7.2, 7.4

3 Прочность при температуре минус 60 °C

+

5.1.1

7.2, 7.8

4 Прочность при температуре плюс 80 °C (при применении неметаллических составных частей или материалов)

+

5.1.2

7.2, 7.9

5 Статическая прочность

+

5.1.3

7.2, 7.7

6 Отсутствие предельного состояния при приложении динамической нагрузки в вертикальном направлении

+

5.1.4

7.2, 7.109

7 Изменение размеров при действии статического давления (при применении неметаллических материалов)

+

5.1.5

7.2, 7.4,

7.11

8 Наличие визуальных индикаторов предельного состояния по износу и предельного завышения фрикционного клина (если предусмотрены в конструкторской документации)

+

5.2.1

7.5

9 Требования к химическому составу

+

5.2.2

7.6

10 Требования к механическим свойствам

+

+

5.2.2

7.6

11 Отсутствие окрашивания рабочих поверхностей

+

5.2.3

7.5

12 Требования к микроструктуре

+

+

5.2.4

7.6

13 Требования к поверхностным дефектам

+

5.3.3

5.3.5

7.4, 7.5,

7.6

14 Требования к внутренним дефектам

+

+

5.3.6

7.4, 7.6

15 Назначенный ресурс

+

5.4.1

7.6, 7.13

16 Требования к маркировке

+

5.5

7.5

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 34503—2018)

Пункт 6.4. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 15.309—98 (пункт 6.6)».

Пункт 6.6. Первый абзац. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 18321—73 (подраздел 3.4)»; второй абзац дополнить словами:

«При этом минимально допустимые значения показателей стальных клиньев должны быть не менее 80 % величины соответствующих показателей, приведенных в ГОСТ 977. При отсутствии возможности изготовления образца непосредственно из детали механические свойства допускается контролировать на образцах, изготовленных из пробных брусков по 6.3».

Пункт 6.7 изложить в новой редакции:

таблицу 2 исключить.

Раздел 6 дополнить пунктами 6.8, 6.9:

Типовые испытания проводят в соответствии с ГОСТ 15.309. Решение о проведении типовых испытаний принимает изготовитель по согласованию с держателем подлинника конструкторской документации и заказчиком (при наличии).

Результаты типовых испытаний оформляют по ГОСТ 15.309—98 (приложение А, пункт А.9)».

Пункт 7.1. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 15150—69 (пункт 3.15)».

Пункт 7.3. Заменить ссылку: «4.3» на «4.4».

Пункт 7.4. Заменить ссылку: «4.4» на «4.5».

Пункт 7.5. Исключить слова: «5.4, 9.2 — при анализе документации».

Пункт 7.6 изложить в новой редакции:

«7.6 Выполнение требований по 4.4, 5.2.2, 5.2.4, 5.3.2, 5.3.5, 5.3.6 и 9.2, а также наличие указания величины назначенного ресурса по 5.4.1 устанавливают посредством анализа конструкторской и/или технологической документации».

Пункт 7.7. Заменить ссылку: «7.3» на «7.4».

Подпункт 7.10.1.2. Исключить слова: «Допускается при проведении испытаний под надрессорной балкой использовать неполный комплект упругих элементов рессорного подвешивания».

Пункт 7.10.2. Третий абзац. Заменить ссылки: «ГОСТ 9246 (подраздел 7.9)» на «ГОСТ 9246—2013 (пункт 7.9)», «ГОСТ 9246 (подраздел 7.27)» на «ГОСТ 9246—2013 (пункт 7.27)».

Пункт 7.10.3 изложить в новой редакции:

«7.10.3 Результаты испытаний считают положительными, если после числа циклов динамической нагрузки по 5.1.4:

Раздел 7 дополнить пунктами 7.12, 7.13:

«7.12 Твердость по 4.4 следует определять для клиньев:

При невозможности проведения испытания на приборе Бринелля допускается определять твердость другими приборами, обеспечивающими точность ± 10 % числа твердости НВ.

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 34503—2018)

Пункт 9.1. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 2.610*»;

дополнить сноской «*»:

«__________________

Раздел 9 дополнить пунктом 9.3:

«9.3 В процессе эксплуатации необходимо контролировать наличие предельных состояний по 5.4.2, 5.4.3, в случае достижения которых эксплуатация клиньев должна быть прекращена».

Пункт А.2. Ссылку изложить в новой редакции: «ГОСТ 33211—2014 (пункт 4.1.1 а)».

Пункт А.3.4. Исключить слова: «под клиньями и».

Библиография. Позицию [1] изложить в новой редакции:

«[1] Справочник «Условные коды предприятий» СЖА 1001 17 (утвержден на 60-м заседании комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта государств — участников Содружества Независимых Государств от 4—6 апреля 2017 г.)».

(ИУС № 6 2023 г.)

8

1

Для деталей, изготовленных из высокопрочного чугуна, допускается не ограничивать количество плавок в партии при условии соблюдения одного режима термической обработки, регистрируемого автоматическими приборами.

2

В Российской Федерации — в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и ГОСТ Р 8.568—2017 «Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Общие положения».

3

В Российской Федерации в соответствии с ГОСТ Р 51908—2002 «Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части условий хранения и транспортирования»

11

4

Дата введения в действие на территории Российской Федерации — 2023—09—01.

5

Приведен рекомендуемый минимальный перечень контролируемых требований. Окончательный перечень контролируемых требований указывают в программе испытаний.

6

В рамках приемочных испытаний допускается замена стендовых испытаний по 7.10 на пробеговые испытания, проводимые в соответствии с национальными стандартами или по методикам, разработанным в соответствии с ГОСТ 15.902.

Примечание — Знак «+» обозначает необходимость проведения испытаний и проверок, знак «—» обозначает отсутствие необходимости проведения испытаний и проверок.

7

Дата введения в действие на территории Российской Федерации — 2023—09—01.

8

Приведен рекомендуемый минимальный перечень контролируемых требований. Окончательный перечень контролируемых требований указывают в программе испытаний.

9

В рамках приемочных испытаний допускается замена стендовых испытаний по 7.10 на пробеговые испытания, проводимые в соответствии с национальными стандартами или по методикам, разработанным в соответствии с ГОСТ 15.902.

Примечание — Знак «+» обозначает необходимость проведения испытаний и проверок, знак «—» обозначает отсутствие необходимости проведения испытаний и проверок.