МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC)

ГОСТ 4835— 2013


МЕЖГОСУДАРСТВЕН НЫЙ СТАНДАРТ

КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ

Технические условия

Издание официальное


Москва Стандартинформ 2014


ГОСТ 4835—2013

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0—92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения,обновления и отмены»

Сведения о стандарте

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК

Код страны по МК

Сокращенное наименование национального органа

(ИСО3166) 004—97

(ИСО3166) 004—97

по стандартизации

Армения

АМ

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узгосстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок— в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2014

В Российской Федерации настоящий стандарт не может полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ 4835—2013

Содержание

Приложение А (рекомендуемое) Типы и основные параметры серийных колесных пар

Приложение Б (обязательное) Проверка остаточного динамического дисбаланса

Приложение В (обязательное) Метод определения электрического сопротивления

Приложение Г (обязательное) Методы определения коэффициентов запаса сопротивления усталости и статической прочности колесной пары

Приложение Д (справочное) Метод оценки устойчивости защитного покрытия к ударным воздействиям

Приложение Е (справочное) Метод оценки устойчивости защитного покрытия к воздействию твердых частиц

Приложение Ж (справочное) Пример оформления паспорта на колесную пару

Библиография

III

МКС 45.060

Поправка к ГОСТ 4835—2013 Колесные пары железнодорожных вагонов. Технические условия

В каком месте

Напечатано

Должно быть

Приложение А.

Таблица А.1. Шестая строка

РВ2Ш-957-Г

Грузовой

120

245,2 (25,0)

Колесная пара — 957—Г—245,2—Б**) — ГОСТ 4835—2013 — обо

значение чертежа

(ИУС №4 2017 г.)

10

ГОСТ 4835—2013

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ

Технические условия

Wheelsets for freight and passenger car Technical specifications

Дата введения — 2014—07—01

Настоящий стандарт устанавливает технические требования к колесным парам с буксовыми узлами и колесным блокам грузовых и пассажирских вагонов, немоторных вагонов моторвагонного подвижного соства (электропоездов, дизель-поездов и рельсовых автобусов).

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.610—2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 8.051—81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 9.014—78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 12.1.004—91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005—88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007—76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.003—91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0—75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002—75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.009—76 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 15.309—98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 427—75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 520—2011 Подшипники качения. Общие технические условия

ГОСТ 577—68 Индикаторы часового типа с ценой деления 0,01 мм. Технические условия

ГОСТ 868—82 Нутромеры индикаторные с ценой деления 0,01 мм. Технические условия

Издание официальное

ГОСТ 4835—2013

ГОСТ 1129—931^ Масло подсолнечное. Технические условия

ГОСТ 2405—88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапо-ромеры. Общие технические условия

ГОСТ 2768—84 Ацетон технический. Технические условия

ГОСТ 2789—73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 3134—78 Уайт-спирит. Технические условия

ГОСТ 3325—85 Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки

ГОСТ 5791—81 Масло льняное техническое. Технические условия

ГОСТ 7409—2009 Вагоны грузовые. Требования к лакокрасочным покрытиям

ГОСТ 7931—76 Олифа натуральная. Технические условия

ГОСТ 8828—89 Бумага-основа и бумага двухслойная водонепроницаемая упаковочная. Технические условия

ГОСТ 8989—73 Масло конопляное. Технические условия

ГОСТ 9378—93 Образцы шероховатости поверхности (сравнения). Общие технические условия

ГОСТ 10054—82 Шкурка шлифовальная бумажная водостойкая. Технические условия

ГОСТ 10791—2011 Колеса цельнокатаные. Технические условия

ГОСТ 10923—93 Рубероид. Технические условия

ГОСТ 11098—75 Скобы с отсчетным устройством. Технические условия

ГОСТ 13837—79 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 15150—69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18321—73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 22261—94 Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия

ГОСТ 23706—93 (МЭК 51-6-84) Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним. Часть 6. Особые требования к омметрам (приборам для измерения полного сопротивления) и приборам для измерения активной проводимости

ГОСТ 31334—2007 Оси для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями: 3.1

грузовые вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки грузов, такие, как крытые вагоны, полувагоны, платформы, вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа, изотермические вагоны, зерновозы, транспортеры, контейнеровозы, специальные вагоны грузового типа.

[Технический регламент «О безопасности железнодорожного подвижного состава»]

ГОСТ 4835—2013

пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа.

[Технический регламент «О безопасности железнодорожного подвижного состава»]

Колесные пары должны быть изготовлены в климатическом исполнении УХЛ по ГОСТ 15150.

ГОСТ 4835—2013

А — расстояние между внутренними боковыми поверхностями ободьев колес; В — ширина обода колеса; С— расстояние между упорным торцем предподступичной части оси и внутренним торцем обода колеса; D — диаметр колес по кругу катания; Е — допуск радиального биения круга катания колеса; F — допуск торцевого биения внутренней боковой поверхности обода колеса; G— геометрическая ось колесной пары

Рисунок 1 — Колесная пара с неподвижно закрепленными колесами без тормозных дисков

А — расстояние между внутренними боковыми поверхностями ободьев колес; В — ширина обода колеса; С— расстояние между упорным торцем предподступичной части оси и внутренним торцем обода колеса; D — диаметр колес по кругу катания; Е — допуск радиального биения круга катания колеса; F — допуск торцевого биения внутренней боковой поверхности обода колеса; G — геометрическая ось колесной пары; Н — допуск торцевого биения внутреннего торца тормозного диска

Примечание — В конструкции колесных пар может быть применено иное число тормозных дисков.

Рисунок 2 — Колесная пара с неподвижно закрепленными колесами с тормозными дисками

ГОСТ 4835—2013
С . .А. С

А — расстояние между внутренними боковыми поверхностями ободьев колес; В — ширина обода колеса; С— расстояние между упорным торцем предподступичной части оси и внутренним торцем обода колеса; D — диаметр колес по кругу катания; Е — допуск радиального биения круга катания колеса; F — допуск торцевого биения внутреннего торца обода колеса;

G — геометрическая ось колесной пары

Рисунок 3 — Колесная пара с подвижными колесами

В — ширина обода колеса; D — диаметр колес по кругу катания; Е — допуск радиального биения круга катания колеса; F — допуск торцевого биения внутреннего торца обода колеса; G — геометрическая ось колесной пары

Рисунок 4 — Колесный узел колесного блока

ГОСТ 4835—2013

Допускается применение осей и колес, изготовленных по другим нормативным документам, при условии соблюдения требований технических регламентов [1], [2].

1/к < 160 км/ч — Ra < 5,0 мкм (Rz < 20 мкм) (допускается параметр шероховатости 5,0 мкм < Ra < 8,0 мкм (20 мкм < Rz < 32 мкм) при соблюдении требований по конечным усилиям запрессовки по 4.4.5);

1/к > 160 км/ч — Ra от 1,6 мкм до 3,2 мкм при соблюдении требований по конечным усилиям запрессовки по 4.4.6, 4.4.7;

1/к < 160 — Ra < 12,5 мкм, для механически обтачиваемой дисковой части колеса;

160 км/ч < 1/к < 200 км/ч — Ra < 12,5 мкм;

1/к > 200 км/ч — /?а<3,2мкм;       *

1/к < 160 км/ч — по ГОСТ 10791;

160 км/ч < 1/к < 200 км/ч — Ra < 12,5 мкм;

1/к > 200 км/ч — Ra < 6,3 мкм;

1/к < 160 км/ч — Ra < 20 мкм;

1/к > 160 км/ч — Ra < 3,2 мкм.

Примечание — Допускается вместо допуска непостоянства диаметра в поперечном сечении измерять допуск круглости (овальность), вместо допуска непостоянства диаметра в продольном сечении измерять допуск профиля продольного сечения (конусообразность). Допуск круглости и профиля продольного сечения должен быть 0,5 значения допуска непостоянства диаметра в поперечном или продольном сечении.

Размеры в миллиметрах

Dmin — предельный диаметр колеса с изношенным ободом Рисунок 5 — Кольцевая проточка

) Возможна окончательная обработка после сборки колесной пары.

ГОСТ 4835—2013

(1440*2) мм —для колесных пар с 1/к < 160 км/ч;

(1440 ± 1) мм —для колесных пар с 1/к > 160 км/ч;

(1360 + 2) мм — на колею 1435 мм;

(1440 ± 1) мм — на колею 1520 мм.

Допуск торцевого биения внутренних боковых поверхностей ободьев колес F относительно базовой оси G (рисунки 1,2, 3) для вагонов с конструкционной скоростью 1/к должен быть, мм:

0,5 — для колесных пар с 160 км/ч < 1/к < 200 км/ч;

0,3 — для колесных пар с 1/к > 200 км/ч.

Допуск торцевого биения торцов тормозных дисков Н относительно базовой оси G (рисунок 2) для вагонов с конструкционной скоростью 1/к должен быть, мм:

0,75 — для колесных пар с 160 км/ч < 1/к < 200 км/ч;

0,5 — для колесных пар с 1/к > 200 км/ч.

Разность диаметров колес по кругу катания D у одной колесной пары для вагонов с конструкционной скоростью 1/к должна быть не более:

1,0 мм — для колесных пар с 1/к < 160 км/ч;

0,5 мм — для колесных пар с 160 км/ч < 1/к < 200 км/ч;

0,3 мм — для колесных пар с 1/к > 200 км/ч.

0,5 мм — для колесных пар с 160 км/ч < 1/к < 200 км/ч;

0,3 мм — для колесных пар с 1/к > 200 км/ч.

3,0 мм — для колесных пар с 1/к < 160 км/ч;

2,0 мм — для колесных пар с 160 км/ч < 1/к < 200 км/ч;

1,0 мм — для колесных пар с 1/к > 200 км/ч.

4.3.7 Колесные пары, предназначенные для вагонов с конструкционной скоростью 1/к > 140 км/ч, должны быть подвергнуты динамической балансировке.

Допускаемый остаточный динамический дисбаланс колесной пары для вагонов с конструкционной скоростью 1/к при условии, что на одну ось установлены колеса одной конструкции, должен быть не более:

25*^ кгсм — для колесных пар с 140 км/ч < 1/к < 160 км/ч;

7,5 кгсм — для колесных пар с 160 км/ч < 1/к < 200 км/ч;

5,0 кгсм — для колесных пар с 1/к > 200 км/ч.

) До 2016 года допускается остаточный динамический дисбаланс колесной пары для вагонов с конструкционной скоростью 140 км/ч < 1/к < 160 км/ч не более 60 кгсм

ГОСТ 4835—2013

Следует окрашивать:

На окрашенных поверхностях не должно быть незакрашенных мест, особенно в местах сопряжения ступиц с внутренних сторон колес с подступичными частями оси. На неокрашенных поверхностях колес допускается наличие брызг от краски.

Требования к окрашиванию подшипников, применяемых в буксовых узлах колесной пары, либо недопущение их окрашивания, устанавливают в технических условиях на конкретный тип колесной пары.

Колесные пары, предназначенные для кооперации, допускается окрашивать в один слой грунтовками, эмалями или масляными красками. В этих случаях окончательное окрашивание выполняется при сборке тележек.

Не допускается окрашивать элементы тормозных дисков, подвергающихся нагреву.

Для колесных пар грузовых вагонов (указанных в приложении А) коэффициент запаса сопротивления усталости оси должен быть не менее 2.

не менее 1,3 — при наличии результатов расчетов на прочность с учетом ранее проведенных стендовых испытаний на усталость колес и результатов полигонных испытаний;

не менее 1,5 — при наличии результатов расчетов на прочность с учетом ранее проведенных стендовых испытаний колес на усталость;

не менее 1,7 — при наличии результатов предварительных расчетов на прочность (при отсутствии полигонных и стендовых испытаний колес на усталость).

Установленные коэффициенты запаса сопротивления усталости должны выполняться при следующих пределах выносливости:

- материала колеса в составе колесной пары с учетом действия технологических и эксплуатационных нагрузок должен быть не менее:

) На территории Российской Федерации для пассажирских вагонов действует ГОСТ Р 54893—2012 «Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите».

8

ГОСТ 4835—2013

Примечание — Если суммарные напряжения в наиболее нагруженной зоне колеса являются сжимающими, то на длине колеса не более 15 мм допускаемый коэффициент запаса статической прочности диска колеса может быть не менее 1,0.

При термообработке масло следует нагреть до температуры от 140 °C до 150 °C, выдержать при этой температуре 2—3 ч, а затем после охлаждения дать отстояться не менее 48 ч. Осадок масла не следует использовать при запрессовке.

Допускается предварительная запрессовка колес на подступичные части оси без записи диаграммы, при этом окончательная запрессовка осуществляется с записью диаграммы и обеспечением минимальной длины сопряжения.

При записи на ленту класс точности самопишущего прибора должен быть не ниже 1,5 %, погрешность хода диаграммы — не более 2,5 %, толщина линии записи — не более 0,6 мм по ГОСТ 2405, ширина диаграммной ленты — не менее 100 мм, масштаб записи по длине должен быть не менее 1:2, а 1 мм диаграммы должен соответствовать усилию не более 24,5 кН (2,5) тс. При использовании электронных самопишущих приборов требования к печатной форме диаграммы и отображению ее на экране монитора аналогичны требованиям к диаграммам с записью на ленте.

При этом значение натягов колес и ступиц дисков на оси должно быть от 0,10 до 0,25 мм.

Конечные усилия запрессовки тормозных дисков от 80 до 145 кН на каждые 100 мм диаметра посадочной поверхности.

Допускается значения конечных усилий запрессовки колес на каждые 100 мм диаметра подступичной части принимать в пределах от 340,0 до 580,0 кН (34,7—59,1 тс).

При этом значение натягов J, мм, колес и ступиц тормозных дисков на оси должно быть:

0,0010с/нj < 0,0015с/н + 0,06, где с/н — номинальный диаметр посадки, мм.

ГОСТ 4835—2013

При этом значение натягов j, мм, колес и ступиц тормозных дисков на оси должно быть:

0,0010dHj < 0,0015с/н + 0,06, где с/н — номинальный диаметр посадки, мм.

Минимально допустимая длина сопряжения L, мм, определяемая по диаграмме запрессовки, должна быть не менее 145 /, где / — масштаб диаграммы по длине.

Диаграмма запрессовки признается годной при следующих допускаемых отклонениях от нормальной формы:

В случае, если при напрессовке колеса на ось будет получена неудовлетворительная по форме или длине сопряжения диаграмма, или конечное усилие запрессовки не будет соответствовать установленным в 4.4.5—4.4.7 значениям, прессовое соединение бракуют и распрессовывают.

Распрессованное колесо разрешается повторно насаживать на тот же или другой конец оси или на другую ось без дополнительной механической обработки оси при условиях, что на посадочных поверхностях подступичной части оси и отверстия ступицы нет задиров.

Не допускается более двух раз напрессовывать колесо на один и тот же конец оси без дополнительной механической обработки одной из сопрягаемых поверхностей.

При перепрессовках конечное усилие должно соответствовать установленным в 4.4.5—4.4.7 значениям с увеличением нижнего предела на 15 %.

0,0009с/н < ; <0,0015с/н,

где dH номинальный диаметр посадки, мм.

Сдвиг в соединении не допускается.

10

ГОСТ 4835—2013

4.5 Требования к буксовым узлам

4.5.1 Колесные пары должны быть оборудованы буксовыми узлами с подшипниками качения по ГОСТ 520:

При изготовлении грузовых вагонов допускается выполнять посадочный диаметр корпуса буксы по G7 в соответствии с ГОСТ 3325.

Внутренние кольца подшипников устанавливают на шейку оси колесной пары тепловым или прессовым способом с натягом от 0,04 до 0,065 мм. Допускается устанавливать внутренние кольца на шейку оси с натягом 0,07 мм при условии, что исходный радиальный зазор в подшипнике более 0,12 мм.

За один ход плунжера пресса должна обеспечиваться одновременная запрессовка на ось всего комплекта колец (двух внутренних колец подшипников и кольца лабиринтного). Допускается установку кольца лабиринтного на предподступичную часть оси производить отдельно по 4.5.4.

Конечное усилие запрессовки должно поддерживаться при упоре в торец предподступичной части оси всего комплекта колец, напрессованных на ось, не менее трех секунд. При этом значение натяга колец подшипника на ось должно быть от 0,045 до 0,110 мм в зависимости от диаметра оси.

Допускается повторное обжатие комплекта колец с тем же усилием.

Допускается запрессовка одного и того же буксового узла на одну и ту же сторону колесной пары не более двух раз.

Величина натяга лабиринтного/опорного кольца подшипников кассетного типа должна быть от 0,030 до 0,186 мм.

11

ГОСТ 4835—2013

Вероятность безотказной работы колесной пары по прочности прессовых соединений колес с осью должна быть 100 % в течение всего срока службы колесной пары.

Основные размеры клейм и знаков маркировки, наносимые на торцы осей, должны соответствовать указанным на рисунке 6.

2,25

ЙГ1 2 3 4 5 Б 7 8 9 V X

Рисунок 6

1 — знак формирования; 2 — клеймо службы технического контроля; 3 — условный номер предприятия, сформировавшего колесную пару; 4— приемочные клейма представителя потребителя; 5— месяц (римскими цифрами) и год формирования (арабскими цифрами); 6 — клейма, относящиеся к изготовлению оси

Рисунок 7

Правой стороной колесной пары считается сторона, на торце шейки которой выбиты знаки и клейма, относящиеся к изготовлению оси.

12

ГОСТ 4835—2013

Расположение знаков и клейм должно соответствовать конструкторской документации.

4.7.3 При монтаже буксовых узлов на предприятиях, которые не производили формирование колесных пар, знаки и клейма о производстве монтажа должны быть выбиты на торце левой шейки оси.

Расположение знаков и клейм должно соответствовать указанному на рисунке 8.

1 — условный номер предприятия, производившего монтаж буксовых узлов; 2 — знак монтажа буксовых узлов;

3 — дата монтажа

Рисунок 8

Расположение знаков и клейм (производства колесных пар с полыми осями) для Ук > 200 км/ч должно соответствовать указанному на рисунке 9.

А — условный номер предприятия-изготовителя осей; Б — месяц и год изготовления заготовки (мм.гг);

В — порядковый номер оси с началом отсчета от D00001, ось немоторной колесной пары клеймить четными числами; Г — клеймо контроля качества изготовителя чистовой оси; Д — товарный знак изготовителя осей; Е — номер плавки; Ж— марка стали и термическая обработка.

При сборке колесной пары:

3 — символ метода сборки колес (прессовый метод); И — товарный знак изготовителя колесных пар;

К— месяц и год изготовления колесной пары (мм.гг); Л — клеймо контроля качества изготовления колесных пар;

М — знак изготовления редуктора; Н — клеймо приемщика-потребителя

Рисунок 9

13

ГОСТ 4835—2013

— обозначение чертежа ----- обозначение настоящего стандарта -------- наличие буксового узла ------------ максимальная осевая нагрузка на колесную пару (кН) --------------- обозначение типа вагона ------------------- номинальный диаметр колеса (мм)

Примечание — Обозначение типа вагона:

Г — грузовые; ПЧ — почтовые; Б — багажные; П — пассажирские; НВ — немоторный вагон электропоездов, дизель-по-ездов и рельсовых автобусов.

Пример условного обозначения

Колесная пара с колесами по кругу катания 957 мм грузового вагона с максимальной осевой нагрузкой 206 кН, с буксовым узлом, изготовленная по ГОСТ 4835—2013 и по чертежу

Колесная пара — 957 — Г — 206 — Б — ГОСТ 4835—2013 (РУ1Ш) > — обозначение чертежа

Колесная пара с колесами по кругу катания 957 мм грузового вагона с максимальной осевой нагрузкой 176 кН без буксового узла, изготовленная по ГОСТ 4835—2013 и чертежу

Колесная пара — 957 — Г — 176 — ГОСТ 4835—2013 — обозначение чертежа

Безопасность при изготовлении колесных пар обеспечивают: соответствием производственных процессов — ГОСТ 12.3.002, режимов работы производственного оборудования — ГОСТ 12.2.003, режимов пожарной безопасности — ГОСТ 12.1.004, требований санитарной безопасности воздуха рабочей зоны — ГОСТ 12.1.005, режимов электробезопасности — ГОСТ 12.2.007.0, способов безопасного производства погрузочно-разгрузочных работ — ГОСТ 12.3.009, требований санитарной безопасности на рабочих местах — ГОСТ 12.1.007.

Перечень контролируемых параметров и методов испытаний приведен в таблице 1.

Таблица 1

Контролируемый параметр

Пункт стандарта, содержащий требования, которые проверяют при испытаниях

Метод испытаний

приеме- * сдаточных*)

периодических

ТИПОВЫХ

1 Размеры,допуски и форма поверхности

4.2.2, 4.3.1—

4.3.3, 4.3.6

4.3.4

4.3.5

4.2.2, 4.2.3,

4.3.1—4.3.3,

4.3.6

7.2, 7.3,7.4—7.6

В скобках приводят обозначение для серийных колесных пар (см. таблицу А. 1, приложение А)

14

ГОСТ 4835—2013

Окончание таблицы 1

Контролируемый параметр

Пункт стандарта, содержащий требования, которые проверяют при испытаниях

Метод испытаний

приемо-сдаточных*^

периодических

ТИПОВЫХ

2 Внешний вид и состояние (качество) поверхности, включая чистоту обработки (шероховатость)

4.5.2, 4.5.5

4.2.1

4.5.2, 4.5.5

7.2

7.20

3 Температура сопрягаемых деталей

4.4.3, 4.4.9, 4.4.11

4.4.3, 4.4.9, 4.4.11

7.10

4 Динамический дисбаланс

4.3.7

4.3.7

7.8

5 Значение конечных усилий запрессовки и натяга сопрягаемых деталей

4 4 5—4 4 7, 4.5.4, 4.5.9.2

4.4.5—4.4.7, 4.5.4, 4.5.9.2

7.11, 7.15

6 Скорость движения плунжера

4.4.4

4.5.9.1

7.7

7 Форма и размеры кривой на диаграмме запрессовки элементов колесной пары

4.4.4, 4.4.8

4.4.4, 4.4.8

7.9, 7.11

8 Прочность соединения сопрягаемых деталей при тепловом способе посадки

4.4.10, 4.4.12

4.4.10, 4.4.12

7.9

9 Электрическое сопротивление

4.3.10

7.12

10 Вероятность безотказной работы (расчетная) оси и колеса в составе колесной пары

4.6

7.18

11 Маркировка и клеймение

4.7.1—4.7.5

4.7.1—4.7.5

7.13

12 Качество защитного покрытия

4.3.9

7.19

*) При механической обработке отверстий ступиц колес с последующей их запрессовкой на ось на автоматизированных линиях вместо 100 % контроля параметров допускается выполнять контроль периодический, не менее трех раз в смену.

Значения коэффициентов запаса сопротивления усталости (4.3.11) оси и колес и запаса статической прочности оси и диска (4.3.12) в составе колесной пары проверяют при приемочных испытаниях опытного образца колесной пары.

15

ГОСТ 4835—2013

Проверку скорости движения плунжера пресса после его ремонта или замены в нем масла по 4.4.4 следует проводить не реже одного раза в год, по 4.5.9.1 — не реже одного раза в полгода.

Электрическое сопротивление (4.3.10) следует контролировать один раз в месяц на двух колесных парах суточного выпуска.

При контроле размеров свыше 500 мм предел погрешности применяемого конкретного средства измерений не должна превышать 1/3 значения допуска, установленного настоящим стандартом.

Допускается применение другого измерительного инструмента, обеспечивающего необходимую точность измерения.

Правильность фактических сочетаний конусообразностей посадочных поверхностей следует проверять сопоставлением результатов измерений в двух крайних сечениях по длине посадки посадочных поверхностей в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. За значение диаметра в крайнем сечении посадки следует принимать среднее значение из двух измерений в каждом сечении.

16

ГОСТ 4835—2013

Контроль отсутствия местного нагрева (4.4.9) при тепловом способе посадки ступицы тормозного диска на ось проводят с погрешностью измерения ± 0,5 % с помощью контактного цифрового термометра, имеющего погрешность 0,1 °C.

Значение конечных усилий запрессовки по диаграмме определяют визуально для каждой стороны колесной пары. В случае разногласий в оценке значений их необходимо определять с помощью линейки с учетом масштабов записи.

Правильность результатов автоматической оценки кривых запрессовки может быть проверена графическим анализом диаграмм, то есть ручным сравнением отдельных координат базовых точек построения диаграммы с таблицами их значений.

Контроль конечного усилия запрессовки подшипников (4.5.9.2) должен осуществляться по показаниям прибора гидравлического пресса. Время выдержки конечного усилия должно контролироваться от момента установления заданной величины усилия до снятия нагрузки.

Измерения диаметров отверстий ступиц колес и подступичных частей осей необходимо вести микрометрическим нутромером и микрометрической скобой в двух взаимно перпендикулярных плоскостях по трем сечениям по длине отверстий ступиц и подступичных частей оси в местах посадки ступиц колес— по середине и на расстоянии от 70 до 80 мм по обеим сторонам от нее. За значения диаметра измеряемого элемента следует принимать среднее значение результатов шести измерений.

На автоматизированных линиях измерения диаметров отверстий ступиц колес и подступичных частей осей проводят в одном сечении посередине длины отверстий ступиц колес и подступичных частей

На территории Российской Федерации для пассажирских вагонов действует ГОСТ Р 54893—2012 «Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите».

17

ГОСТ 4835—2013

оси в местах посадки ступиц колес. За значение диаметра измеряемого элемента следует принимать среднее значение результатов не менее двух измерений.

Допускается применение другого измерительного инструмента, обеспечивающего необходимую точность измерений.

Допускается величину натягов обеспечивать технологией на автоматизированных линиях.

Результаты испытаний покрытий, полученные на оси, могут быть распространены на защитное покрытие, нанесенное на диск колеса.

Применяемое оборудование должно быть аттестовано в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений2).

Применяемые средства измерений и оборудование должны сопровождаться руководствами по эксплуатации.

Порядок и периодичность проведения поверки определяют в соответствии с описанием конкретных типов средств измерений.

Погрешности средств измерений должны обеспечивать точность измерения на класс выше, чем значение допуска параметра, установленного в настоящем стандарте.

Состояние антикоррозионного покрытия при длительном хранении (свыше 6 мес) следует выборочно проверять внешним осмотром два раза в год (весной и осенью). Осмотру подлежит 10 % законсервированных колесных пар. При повреждении защитного слоя, но при отсутствии коррозии на поверхности металла на этот участок следует нанести дополнительный слой покрытия. При наличии коррозии все колесные пары необходимо переконсервировать с удалением коррозии.

При хранении колесных пар с буксовыми узлами, буксу провертывают 15—20 раз через каждые три месяца в процессе хранения.

ГОСТ 4835—2013

Пример оформления паспорта приведен в приложении Ж.

Для колесных пар вагонов электропоездов и дизель-поездов указанные сроки устанавливают при гарантийной наработке не более 600 тыс. км.

При эксплуатации грузовых вагонов допускается по согласованию с владельцем инфраструктуры повышение статических нагрузок от колесной пары на рельсы, не более:

19

ГОСТ 4835—2013

Приложение А (рекомендуемое)

Типы и основные параметры серийных колесных пар

Таблица А.1

Тип колесной пары

Тип вагона

Конструкционная скорость вагона, км/ч

Максимальная расчетная статическая нагрузка от колесной пары на рельсы, кН (тс)

Условное обозначение

РУ1Ш-957-П**

Пассажирский

160

176,6(18,0)

Колесная пара — 957 — П —176,6 —Б > — ГОСТ 4835—2013 — обозначение чертежа

РУ1Ш-957-Г**

Грузовой

120

230,5 (23,5)

Колесная пара — 957 — Г —230,5 —Б > — ГОСТ 4835—2013 — обозначение чертежа

РВ2Ш-957-Г

245,2 (25,0)

Колесная пара — 957 — Г —245,2 —Б > — ГОСТ 4835—2013 — обозначение чертежа

РВ2Ш-957-Э ">

Немоторный электропоезда

130

186,4 (19,0)

Колесная пара —,957 — Э —186,4 —Б > — ГОСТ 4835—2013 — обозначение чертежа

РУ1Ш-957-Д

Немоторный дизель-поезда

120

186,4(19,0)

Колесная пара — 957 — Д—186,4 —Б } — ГОСТ 4835—2013 — обозначение чертежа

РВ2Ш-957-Г

Грузовой

120

245,2 (25,0)

Колесная пара — 957 — Г —245,2 —Б**) — ГОСТ 4835—2013 — обозначение чертежа

В обозначении типов колесных пар принято:

РУ1 — роликовая универсальная единица 1-го типа, РВ2 — роликовая вагонная 2-го типа, Ш — торцевое крепление внутренних подшипников приставной шайбой,

957 — номинальный диаметр колеса, мм, Г — тип вагона «грузовой»,

П — тип вагона «пассажирский», Э — тип вагона «немоторный электропоезда»,

Д — тип вагона «немоторный дизель-поезда».

) Обозначение «Б» включают в условное обозначение колесной пары с буксовым узлом.

20

ГОСТ 4835—2013

Приложение Б (обязательное)

Проверка остаточного динамического дисбаланса

Динамический дисбаланс проверяют на колесной паре, установленной на балансировочном стенде. Для этого стенд оборудуют соответствующими измерительными датчиками и регистрирующей аппаратурой, которая должна обеспечивать регистрирование дисбаланса не менее 20 % значения, установленного требованиями настоящего стандарта для проверяемой колесной пары.

Значения остаточного динамического дисбаланса колесной пары определяют измерением динамического воздействия сил инерции вращающихся масс колесной пары с заданной скоростью вращения их значения и направления в плоскости колес.

Полученные значения остаточного динамического дисбаланса колесной пары сравнивают с допускаемыми значениями.

При превышении допускаемого значения остаточного динамического дисбаланса его устраняют местной обточкой колеса с последующей повторной проверкой.

21

ГОСТ 4835—2013

Приложение В (обязательное)

Метод определения электрического сопротивления

Сущность метода контроля электрического сопротивления заключается в определении значения электрического сопротивления колесной пары прямым измерением при присоединении омметра постоянного тока к поверхностям катания или внутренним боковым поверхностям ободьев колес.

Измерения проводят при температуре окружающего воздуха от 5 °C до 35 °C. До проведения измерения электрического сопротивления колесная пара и измерительный прибор должны быть выдержаны не менее 6 ч в помещении, где проводится измерение, при указанной температуре.

Под основания укладывают прокладки из текстолита, древесины или другого электроизоляционного материала с удельным электрическим сопротивлением не менее 10 Ом м.

Схема установки колесной пары приведена на рисунке В.1

1 — колесная пара; 2 — основание; 3 — электроизоляционный материал; 4 — зажимы

Рисунок В.1

22

ГОСТ 4835—2013

1 — зажимы тока Х;1, Х^', 2— зажимы напряжения ХУ1, Хи2', 3 — омметр

Рисунок В.2

Рекомендуемая схема крепления электрического контакта на ободе колеса приведена на рисунке В.З.

1 — упорный винт; 2 — медная планка; 3 — соединительный провод; 4 — скоба; 5 — электроизоляционный материал;

6 — обод колеса

Рисунок В.З

На каждом колесе колесной пары устанавливают по два зажима в соответствии с рисунком В.1. Расстояние между внутренними краями медных пластин зажимов, измеренное с помощью линейки по ГОСТ 427, должно быть от 10 до 100 мм.

Если на контактирующих поверхностях колеса или медных пластин зажимов имеются следы коррозии или окисления, то перед обезжириванием их необходимо зачистить шкуркой зернистостью не более 6 по ГОСТ 10054.

Результаты измерения оформляют протоколом и заносят в технический паспорт колесной пары.

При проведении контроля электрического сопротивления колесной пары абсолютное значение погрешности измерения должно быть не более 1,0 мОм с учетом систематической погрешности (из-за изменения температуры объекта измерения), основной (по В.3.3) и дополнительной погрешностей омметра.

23

ГОСТ 4835—2013

Приложение Г (обязательное)

Методы определения коэффициентов запаса сопротивления усталости и статической прочности колесной пары

Г.1 Сущность методов

При определении коэффициентов запаса сопротивления усталости и статической прочности колесной пары используются расчетно-экспериментальные методы.

Г1.1 Расчетный метод используют для определения напряженно-деформированного состояния колесной пары от действия монтажных и эксплуатационных нагрузок при движении по прямым и кривым участкам пути.

Напряженное состояние оси (о/0) в составе колесной пары определяется по расчетным сечениям (буксовая шейка; предподступичная часть; подступичная часть; средняя свободная часть).

Напряженное состояние колеса (о,-к) в составе колесной пары определяется по радиальному сечению диска.

Г1.2 Экспериментальным методом определяют предел выносливости оси (о_) и колеса (о_).

Испытания на усталость оси и колеса должны проводиться при имитации их эксплуатационного нагружения в составе колесной пары, то есть, при регулярном знакопеременном изгибе.

База испытаний осей — от 50 до 100 млн. циклов.

База испытаний колес — 20 млн. циклов.

Возможно использование значений пределов выносливости осей и колес, применяемых в аналогичных конструкциях колесных пар с аналогичными осевыми нагрузками.

Г1.3 Оценку прочности оси и колеса колесной пары производят с помощью коэффициентов запаса сопротивления усталости (л) по условию:

л,- >[п,]

где коэффициент запаса сопротивления усталости п, должен определяться как отношение максимальных эксплуатационных напряжений, действующих в расчетных сечениях оси <т-оах и колеса ст™ах к его пределу выносливости ° 1о(° 1к.)-

Г.2 Образец для испытаний

Для испытаний на усталость оси или колеса по расчетному сечению учитывают возможность приложения к ним кругового изгибающего момента, обеспечивающего имитацию движения колесной пары в эксплуатации.

Для определения предела выносливости оси или колеса должно использоваться не менее трех образцов каждого типа.

ГЗ Испытательное оборудование

Испытательное оборудование должно воспроизводить условия испытаний, прилагая к оси или колесу круговой изгибающий момент, обеспечивающий имитацию движения колесной пары в эксплуатации.

Г.4 Порядок проведения испытаний

Образец оси или колеса устанавливают на испытательное оборудование.

Для контроля за величиной напряжений, действующих в расчетных сечениях оси или диска колеса, на их поверхность устанавливают однокомпонентные (ось) или двухкомпонентные (колесо) розетки тензорезисторов.

Один или два образца испытывают при напряжениях, соответствующих минимальному пределу выносливости, необходимому для получения минимального коэффициента запаса сопротивления усталости. Остальные образцы испытывают при напряжениях, увеличенных на 10—15 % от минимального.

Г.5 Оформление результатов испытаний

Результаты испытаний оформляют протоколом с представлением полученного предела выносливости оси (с_) или колеса (с_).

Полученные пределы выносливости используют при оценке прочности оси и колеса колесной пары по п. Г. 1.3.

24

ГОСТ 4835—2013

Приложение Д (справочное)

Метод оценки устойчивости защитного покрытия к ударным воздействиям

Д.1 Сущность метода

Метод испытания заключается в том, что сначала выстреливают пулю (снаряд) перпендикулярно к поверхности образца для испытания с защитным покрытием, а затем исследуют изменения, происшедшие с защитным покрытием и поверхностью образца для испытания.

Д.2 Образец для испытания

Образцом для испытания является ось или часть оси с защитным покрытием для готового изделия.

Д.З Испытательное оборудование

Устройство, выстреливающее пулей из термообработанной стали (диаметром — 32 мм; скругленный угол головки пули — 105°; масса — 60 г. Твердость пули по Виккерсу — 400).

Д.4 Порядок проведения испытания

Пулю выстреливают сжатым воздухом при давлении 8 бар, чтобы начальная скорость (скорость на выходе) была равна 19,4 м/с.

Устойчивость к ударному воздействию оценивают при температуре минус 40 °C, плюс 25 °C и при температуре окружающей среды.

Д.5 Оформление результатов испытаний

После выстрела визуально проверяют состояние поверхности защитного покрытия, а также состояние поверхности образца для испытания после удаления защитного покрытия.

Результаты оформляют протоколом.

25

ГОСТ 4835—2013

Приложение Е (справочное)

Метод оценки устойчивости защитного покрытия к воздействию твердых частиц

Образцом для испытания является ось или часть оси с защитным покрытием для готового изделия.

Прямая труба (внутренний диаметр — 38 мм; высота — 5 м) в вертикальном положении с раструбом в верхней части для засыпки твердых частиц и с крышкой, закрывающей низ трубы.

В качестве твердых частиц берут 1 кг стальных гаек с размером под ключ до 30 мм.

Образец для испытания с защитным покрытием помещают под трубой на расстоянии 30 мм так, чтобы твердые частицы падали под углом, равным в среднем 45°, по касательной к испытуемой поверхности.

Открыв крышку, закрывающую низ трубы, разом высыпают все твердые частицы.

Исследуют испытуемую поверхность и регистрируют результаты.

Уровень разрушения защитного покрытия указывают в процентном отношении ко всей поверхности испытуемого образца.

Результаты оформляют протоколом.

26

ГОСТ 4835—2013

Приложение Ж (справочное)

Пример оформления паспорта на колесную пару

Условное обозначение колесной пары должно соответствовать изложенным в 4.8.

Оформление титульного листа паспорта приведено на рисунке Ж.1.

31 8381

(код ОКП)

Колесная пара

Наименование

ПАСПОРТ

обозначение колесной пары

Рисунок Ж.1 —Титульный лист паспорта

Оформление второго листа формуляра приведено на рисунке Ж.2.

27

ГОСТ 4835—2013

Основные сведения о колесной паре

Тип __________________________________________________________________________________

Заводской № ____________________________________________________________________

Завод-изготовитель _______________________________________________________________________

Дата изготовления_____________________________________________________________________

Дата и № приемного акта на предприятии-изготовителе

Дата снятия с инвентаря (утилизации) _____________________________________________________

Причина снятия с инвентаря (утилизации) ________________________________________________

Таблица 1 — Технические данные колесной пары

Технические данные

Наименование, дата и номер документа

1. Чертеж колесной пары №.......................................................................

2 Дата формирования колесной пары.........................................................

3. Ось: а) Предприятие-изготовитель заготовки .........................................

б) Плавка №..................................................................................

в) Марка стали оси ........................................................................

г) Чертеж оси №.............................................................................

д) Предприятие-изготовитель оси ..................................................

е) Год изготовления оси..................................................................

4. Колесо: а) Предприятие-изготовитель колеса..........................................

б) Марка стали колеса ...............................................................

в) Чертеж колеса №....................................................................

г) Год изготовления колеса.........................................................

5. Тормозной диск: а) Предприятие-изготовитель диска...............................

б) Чертеж диска №........................................................

в) Год изготовления диска..............................................

  • 6. Буксовый узел:

  • а) Предприятие-изготовитель буксового узла...................................

б) Чертеж буксового узла №............................................................

в) Год изготовления буксового узла..................................................

Рисунок Ж.2 — Второй лист паспорта

Оформление третьего листа формуляра приведено на рисунке Ж.З.

28

ГОСТ 4835—2013

Таблица 2 — Геометрические размеры колесной пары

Наименование параметра

Значение параметра

Длина оси, мм

Диаметр буксовых шеек (прав./лев.), мм

Диаметр предподступичной части оси (прав./лев.), мм

Диаметр подступичных шеек оси (подступичной части) оси (прав./лев.), мм

Диаметр средней шейки оси (прав./лев.), мм

Диаметр колеса по кругу катания (прав./лев.), мм

Внутренний диаметр ступицы колеса (прав./лев.), мм

Внутренний диаметр ступицы тормозного диска (прав./лев.), мм

Метод формирования колесной пары

Биение по кругу катания (прав./лев.), мм

Расположение правой буксы относительно обода колеса, мм

Расположение левой буксы относительно обода колеса, мм

Расстояние между колесами (прав./лев.), мм

Расстояние от середины оси до колеса (прав./лев.), мм

Дисбаланс динамический, кг-см

Рисунок Ж.З — Третий лист паспорта

Оформление четвертого листа формуляра приведено на рисунке Ж.4.

Таблица 3 — Сведения об освидетельствовании и ремонте колесной пары

Место освидетельствования

Вид освидетельствования

Дата освидетельствования и выпуска из ремонта

Характеристика ремонта и краткое его описание, вид дефектоскопии, конструктивные изменения

Должность, фамилия и подпись лица, производившего освидетельствование

Пробег от предыдущего освидетельствования и ремонта, км

Общий пробег с начала эксплуатации, км

Рисунок Ж.4 — Четвертый лист паспорта

29

ГОСТ 4835—2013

Библиография

[1] TP ТС 001/2011

Технический регламент Таможенного союза «0 безопасности железнодорожного подвижного состава» (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. №710)

[2] TP ТС 002/2011

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности высокоскоростного железнодорожного подвижного состава» (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. №710)

30

ГОСТ 4835—2013

УДК 629.4.027.11:006.354             МКС 45.060


Д55


ОКП 31 8381


Ключевые слова: вагоны, колесо, колесная пара, ось, маркировка, правила приемки

31


Редактор Е.С. Котлярова Технический редактор А И. Белов Корректор Е.М. Бородулина Компьютерная верстка А.С. Шаповаловой

Сдано в набор 17.04.2014. Подписано в печать 20.05.2014. Формат 60x84%. Гарнитура Ариал.

Уел. печ. л. 4,19. Уч.-изд. л. 3,24. Тираж 54 экз. Зак. 2271.

Набрано в Издательском доме «Вебстер» www.idvebster.ru project@idvebster.ru

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru

1

На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52465—2005 «Масло подсолнечное. Технические условия»

2

2

На территории Российской Федерации испытательное оборудование должно быть аттестовано по ГОСТ Р 8.568—97 «Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения».

18