ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР 51045— 2014


РЕЛЬСЫ ДЛЯ ПУТЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Общие технические условия

Издание официальное

Москва Стандартинформ 2015


ГОСТ Р 51045—2014

Предисловие

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ, 2015

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ Р 51045—2014

Введение

Разработка нового стандарта взамен ГОСТ Р 51045-97 осуществлена в целях обеспечения выполнения требований Свода Правил СП 37.13330.2012 «Промышленный транспорт». Новый Свод Правил приводит основные правила и требования, предъявляемые при проектировании и реконструкции железнодорожной колеи 1520 мм, и распространяется на новое строительство, реконструкцию, техническое переоснащение и капитальный ремонт путей необщего пользования (путей промышленного железнодорожного транспорта).

СП 37.13330.2012 «Промышленный транспорт» подразделяет пути необщего пользования (подъездные и (внутренние) технологические) на категории в зависимости от назначения, годового объема перевозок, осевых нагрузок и скорости движения, устанавливая определенные требования к типам используемых рельсов.

Настоящий стандарт разработан на базе требований ГОСТ Р 51685-2013 на магистральные рельсы для путей общего пользования и учитывает специфику условий эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта, характеризующихся меньшими скоростями, широким диапазоном осевых нагрузок, наличием участков кривых малых радиусов и отсутствием пассажирских перевозок

III

ГОСТ Р 51045—2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЛЬСЫ ДЛЯ ПУТЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Общие технические условия

Rails of ways technological railways transport. General specifications

Дата введения — 2015—07—01

Настоящий стандарт распространяется на железнодорожные рельсы широкой колеи 1520 и 1524 мм (далее - рельсы), предназначенные для эксплуатации на подъездных и технологических путях необщего пользования железнодорожного промышленного транспорта, а также для изготовления стрелочных переводов.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р ИСО 14284-2009 Сталь и чугун. Отбор и подготовка образцов для определения химического состава

ГОСТ Р 50542-93 Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

ГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ Р 54153-2010 Сталь. Метод атомно-эмиссионного спектрального анализа

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 3749-77 Угольники поверочные 90°. Технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7565-81 Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 8233-56 Сталь. Эталоны микроструктуры

ГОСТ 9012-59 Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 10243-75 Сталь. Методы испытаний и оценки макроструктуры

ГОСТ 17745-90 Стали и сплавы. Методы определения газов

ГОСТ 18895-97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа

ГОСТ 21014-88 Прокат черных металлов. Термины и определения дефектов поверхности

ГОСТ 22536.1-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита

ГОСТ 22536.2-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы

ГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора

ГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния ГОСТ 22536.5-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца ГОСТ 22536.7-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома ГОСТ 22536.8-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения меди ГОСТ 22536.9-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля

Издание официальное

ГОСТ Р 51045—2014

ГОСТ 22536.10-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения алюминия

ГОСТ 22536.11-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения титана

ГОСТ 22536.12-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения ванадия ГОСТ 28033-89 Сталь. Метод рентгенофлюоресцентного анализа СП 37.13330.2012 Промышленный транспорт

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50542, ГОСТ Р 51685, ГОСТ 21014, СП 37.13330.2012, а также следующие термины с соответствующими определениями:

по способу выплавки стали:

ГОСТ Р 51045—2014

по классу точности изготовления профиля (классу профиля):

по термическому упрочнению:

по классу прочности (твердости):

по качеству на категории:

прокатного/отдельного нагрева);

по наличию болтовых отверстий на концах:

по качеству поверхности и загрязненности неметаллическими включениями (НВ) на классы:

Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров и не контролируемые при приемке рельсов, приведены в приложении А.

Расчетные параметры конструкций рельсов приведены в приложении Б.

Примеры условного обозначения рельсов приведены в приложении В.

ГОСТ Р 51045—2014

Рисунок 1 - Конструкция и основные размеры поперечного сечения рельсов

Таблица 1- Основные размеры поперечного сечения рельсов                В миллиметрах

Размер поперечного сечения

Обозначение

Значение размера для рельса типа

РП50

РП60Е1

РП65

РП65К

РП75

Высота рельса

Н

152,0

172,0

180,0

181,0

192,0

Высота шейки

h

83,0

89,5

105,0

105,0

104,4

Ширина головки

b

72,0

72,0

75,0

75,0

75,0

Ширина подошвы

В

132,0

150,0

150,0

150,0

150,0

Толщина шейки

е

16,0

16,5

18,0

18,0

20,0

Высота пера подошвы

т

10,5

11,5

11,2

11,2

13,5

Таблица 2 - Предельные отклонения размеров и формы поперечного сечения рельсов

В миллиметрах

Наименование показателя

Обозначение

Предельное отклонение рельсов класса точности

X

Y

Высота рельса

РП50

н

±1,0

±1,5

РП60Е1, РП65, РП65К, РП75

±1,5

+2,0

-1,5

Высота шейки

h

±1,0

Ширина головки

b

±1,0

+1,0

-1,5

Ширина подошвы

В

±1,5

+1,0

-2,0

Толщина шейки

е

+1,5

-1,0

+2,0

-1,5

Высота пера подошвы

т

+ 1,0 -0,75

Отклонение формы поверхности катания от номинальной:

+1,5

-0,6

Несимметричность рельса

±1,5

±2,1

Выпуклость основания подошвы

0,8

1,0

Вогнутость основания подошвы

-

0,2

0,2

4

ГОСТ Р 51045—2014

5.3 Длина рельсов

5.3.1 Мерные рельсы изготовляют длиной 12,50; 25,00; 50,00 и 100 00 м. Предельные отклонения рельсов по длине ±30 мм.

По согласованию сторон изготовляют рельсы другой мерной длины.

Примечание - Длина рельсов указана при температуре 15 °C. Результаты измерений, проведенных при других температурах, должны быть скорректированы с учетом температурного линейного расширения рельсов.

Болтовые отверстия должны иметь фаски размером от 1,0 до 3,0 мм.

По согласованию заказчика с изготовителем рельсы могут быть изготовлены с другим расположением, количеством и диаметром болтовых отверстий, а также с болтовыми отверстиями на одном конце.

Л, 4, k-расстояние от торца рельса до центра болтового отверстия; d- диаметр отверстия;

Т- расстояние от низа подошвы до центра болтовых отверствия.

Рисунок 2 - Расположение болтовых отверстий

Таблица 3 - Расположение и размеры болтовых отверстий                   В миллиметрах

Тип рельса

Т

d | Л

4

Л

Предельное отклонение

Номинальный размер

Предельное отклонение

Номинальный размер

РП50

68,5

±1,0

34,0

66,0

216,0

356,0

±2,0

РП65, РП65К

78,5

36,0

96,0

316,0

446,0

РП75

80,4

36,0

96,0

316,0

446,0

Примечание - Расположение и размеры болтовых отверстий для рельсов типа РП60Е1 устанавливают по согласованию потребителя и изготовителя.

ГОСТ Р 51045—2014

Для производства рельсов используют непрерывнолитые заготовки из стали конвертерного или электропечного производства, подвергнутой внепечной обработке и вакуумированию.

Таблица 4 - Химический состав стали

Марка стали

Массовая доля элементов, %

углерод

марганец

кремний

ванадий

хром

азот

фосфор

сера

алюминий

не более

76Ф

0,71-0,84

0,75

1,25

0,180,60

0,030,15

не более 0,30

-

0,025

0,025

0,005

76ХФ

0,71-0,82

0,75

1,25

0,250,60

0,030,15

0,20-0,80

-

0,025

0,025

0,005

76АФ

0,71-0,82

0,75

1,25

0,250,60

0,050,15

не более 0,30

0,0080,020

0,025

0,025

0,005

76ХАФ

0,71-0,82

0,75

1,25

0,250,60

0,050,15

0,200,80

0,0080,020

0,025

0,025

0,005

76ХСФ

0,71-0,82

0,75

1,25

0,40

0,80

0,050,15

0,50

1,25

-

0,025

0,025

0,005

78ХСФ

0,74-0,82

0,75

1,15

0,30

1,10

0,050,15

0,40

0,60

-

0,025

0,025

0,005

90АФ

0,83-0,95

0,75

1,25

0,250,60

0,080,15

не более 0,30

0,0100,020

0,025

0,025

0,005

90ХАФ

0,83-0,95

0,75

1,25

0,250,60

0,080,15

0,200,60

0,0100,020

0,025

0,025

0,005

Примечания

1 Знак «-» означает, что массовая доля элемента в стали не нормируется.

2 К обозначению марки стали спереди добавляют букву «К» для стали конвертерного производства или букву «Э» - элекгросталеплавильного производства.

Суммарная массовая доля меди, никеля, титана и хрома, если он не является легирующим элементом, в стали не должна превышать 0,80 %.

6

ГОСТ Р 51045—2014

-азота.......................................................................................................... ±0,004 %.

При необходимости вид, характер, место расположения и размер других допустимых и недопустимых дефектов макроструктуры рекомендуется установить в шкале макроструктур предприятия-изготовителя, согласованной с заказчиком.

Микроструктура нетермоупрочненных рельсов не нормируется.

На рельсах класса поверхности 1 допускаются:

На рельсах класса поверхности 2 не допускаются морщины длиной более 4 м.

На рельсах класса поверхности 2 допускаются дефекты поверхности глубиной до 4 мм, а на средней трети основания подошвы - до 1 мм.

ГОСТ Р 51045—2014

По контуру торцов рельсов допускается зачистка дефектов снятием фаски размером не более 5 мм.

Таблица 5

Категория рельсов

Временное сопротивление ав, Н/мм2

Относительное удлинение б, %

Ударная вязкость KCU, Дж/см2

не менее

ДТ370, ОТ370

1200

8

10

ДТ350, ОТ350

1080

6

15

НТ320

1000

6

НТ300

900

6

НТ260

850

6

Примечание - Знак «-» означает, что параметр не нормируется.

Разность значений твердости на поверхности катания по длине рельса должна быть не более 50 НВ.

Высота падения груза и температура пробы должны соответствовать нормам, указанным в таблице 6.

Таблица 6 - Условия испытаний рельсов на копровую прочность

Категория рельсов

Высота падения груза, м, для рельсов типа

Температура пробы,°C

РП50

РП60Е1

РП65, РП65К

РП75

ДТ370, ОТ370, ДТ350, ОТ350

3,0

3,0

4,2

4,5

Минус (60±5)

НТ320, НТ300, НТ260

6,1

6,1

7,3

8,2

0-40

6.9 Остаточные напряжения в шейке рельсов

Допускаются остаточные напряжения, приводящие к схождению паза.

ГОСТ Р 51045—2014

Маркировку выкатывают с периодичностью не более 4 м по длине рельсов. На рельсах с болтовыми отверстиями маркировка должна располагаться на расстоянии не менее 0,6 м от торцов рельса.

Маркировочные знаки должны быть высотой от 20 до 25 мм и выступать на 0,5 - 1,3 мм с плавным переходом к поверхности шейки.

Допускается нанесение при необходимости дополнительных знаков маркировки.

Допускается удалять путём пологой зачистки абразивным инструментом выпуклую маркировку в месте расположения болтовых отверстий. В случае нанесения нечеткой выпуклой маркировки на отдельных рельсах по согласованию с заказчиком допускается ее дублировать нанесением холодным клеймением на торце рельса.

Маркировку наносят на расстоянии более 1 м от торцов рельса с периодичностью не более 12,5 м по длине рельсов. Расстояние между знаками, за исключением пробела, должно быть в пределах от 20 до 40 мм.

Маркировочные знаки должны иметь высоту около 16 мм, глубину от 0,4 до 1,5 мм, угол наклона около 10° к вертикальной оси рельса. Знаки должны быть четкими, без острых очертаний контуров и вершин.

Не допускается наносить на шейке и исправлять клеймением в холодном состоянии маркировочные знаки, нанесенные горячим клеймением.

Допускается при необходимости нанесение дополнительных знаков маркировки и восстановление нечеткой или отсутствующей маркировки холодным клеймением на торце рельса.

ГОСТ Р 51045—2014

Документ о качестве рельсов должен быть подписан службой технического контроля предприятия-изготовителя.

По требованию потребителя ему должны быть предоставлены результаты приемо-сдаточных испытаний.

Таблица 7 - Порядок проведения первичных приемо-сдаточных испытаний

Показатель качества рельсов

Периодичность испытаний

Объем выборки

Химический состав стали

Каждая плавка

Одна ковшевая проба

Массовая доля общего кислорода*

Первая и последняя плавка из серии

Одна проба

Массовая доля водорода**

Каждая плавка

Одно измерение

Загрязненность Неметаллическими включениями*

Последняя плавка из серии

По одному рельсу с индексом Y из последних заготовок каждого ручья

Макроструктура*

Первая плавка из серии

По одному рельсу с индексом А из первых заготовок каждого ручья

Отсутствие флокенов

Каждая плавка с массовой долей водорода более 2 ppm

Один рельс

Механические свойства при растяжении

Последняя плавка из серии

Один рельс

Ударная вязкость

Каждая плавка

Один рельс

Твердость на поверхности катания головки

Каждая плавка

Один рельс

Разность значений твердости на поверхности катания по длине рельсов (для термоупрочненных рельсов)

Не реже 1 раза в месяц

Один рельс

Копровая прочность

Последняя плавка из серии

Один рельс

Остаточные напряжения в шейке (для термоупрочненных рельсов)

Не реже одного раза в сутки

Один рельс

Микроструктура (для термоупрочненных рельсов)

Одна плавка из серии

Один рельс

  • * Результаты испытаний, полученные на нетермоупрочненных рельсах, распространяются на рельсы, подвергнутые в дальнейшем термоупрочнению.

  • * * На первой плавке в серии проводят два измерения.

10

ГОСТ Р 51045—2014

требования в заказе);

Допускается в качестве заготовок образцов для анализа кислорода использовать образцы, испытанные на растяжение.

Допускается проводить отбор заготовок проб для определения массовой доли общего кислорода с помощью пил горячей резки.

Отбор проб для контроля копровой прочности нетермоупрочненных рельсов допускается проводить с помощью пил горячей резки.

Для контроля твердости на поверхности катания рельса отбирают пробы на расстоянии не менее 150 мм от торца рельса.

Для контроля разности значений твердости на поверхности катания по длине рельса отбирают пробы в трех местах: по одной пробе на расстоянии не менее 150 мм от торцов и одну пробу в середине рельса.

Допускается проводить контроль твердости и разности значений твердости на поверхности катания по длине рельса непосредственно на рельсах. При этом зачистка на глубину до 0,5 мм и отпечаток шарика, нанесенный при определении твердости на поверхности катания, не являются браковочным признаком при оценке качества поверхности.

Твердость на поверхности катания нетермоупрочненных рельсов обеспечивается химическим составом стали и технологией производства и контролю на готовых рельсах не подлежит.

Примечание - Твердость рельсов категории НТ260 обеспечивается применением стали марки 76Ф, категории НТ300 - марки 76ХФ, категории НТ320 - марки 76ХФС.

11

ГОСТ Р 51045—2014

рельса.

По результатам неразрушающего контроля проводится маркировка рельсов. Маркировка условно-дефектного рельса наносится на дефектные сечения рельса, а маркировка годного рельса наносится на задний (по направлению прокатки) торец рельса. Маркировка рельсов производится в соответствии с системой, принятой на предприятии-изготовителе. Допускается ручная маркировка (нанесение отметки краской) рельсов, при этом вид отметки определяет изготовитель.

При удовлетворительных результатах повторного контроля остальные рельсы плавки считают соответствующими требованиям настоящего стандарта.

В случае неудовлетворительных результатов повторного контроля все рельсы контролируемой плавки признают не соответствующими требованиям настоящего стандарта и проводят последовательно контроль на рельсах из стали предыдущей по разливке плавки данной серии до получения удовлетворительного результата.

В случае неудовлетворительных результатов повторного определения твердости рельсов хотя бы по одному измерению все рельсы данной плавки допускается рассортировывать поштучно по твердости.

Термоупрочненные рельсы с твердостью менее 311 НВ допускается переводить в соответствующую категорию нетермоупрочненных рельсов.

В случае получения неудовлетворительного результата повторного контроля остаточных напряжений в шейке контролируемые рельсы признают несоответствующими требованиям настоящего стандарта и проводят контроль последующих рельсов поштучно до получения удовлетворительных

12

ГОСТ Р 51045—2014

результатов на трех рельсах подряд.

При неудовлетворительных результатах повторного контроля копровой прочности, или механических свойств при растяжении, или ударной вязкости последующий контроль рельсов по контролируемому показателю проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех подряд прокатанных или термически упрочненных и подвергнутых контролю плавок этот показатель удовлетворяет требованиям настоящего стандарта.

Рельсы с неудовлетворительными результатами повторного контроля механических свойств при растяжении допускается переводить в соответствующую категорию качества.

При контроле шаблонами размеры и форму поперечного сечения рельсов контролируют на расстоянии от 100 до 500 мм от торца, толщину шейки - у торца.

Контроль косины торцов рельсов проводят с помощью угольника поверочного с углом 90 градусов по ГОСТ 3749 и набора щупов или шаблона, прошедшего метрологический контроль в установленном порядке.

При необходимости кривизну рельса в целом определяют вручную по стреле прогиба, которую измеряют по хорде (по наибольшему зазору между поверхностью рельса и стальной струной, натянутой между его концами).

Допускается отклонение концов рельсов от прямолинейности и местную кривизну рельсов контролировать по наибольшему зазору между поверхностью рельса и контрольной линейкой (по хорде или касательной) вручную с помощью контрольных линеек и щупов по методике предприятия-изготовителя.

Массовую долю общего кислорода определяют по ГОСТ 17745.

Массовую долю водорода в жидкой стали определяют по равновесному парциальному давлению водорода с применением системы зондового измерения.

Химический состав стали допускается определять по другим методикам (методам), аттестованным в соответствии с ГОСТ Р 8.563 и не уступающим стандартизованным методикам (методам) по точности измерений (доверительным границам погрешности измерений).

Потребитель имеет право определять химический состав стали анализом проб, отобранных от готовых рельсов, с учетом требований 6.2.1 и 6.2.2.

13

ГОСТ Р 51045—2014

Допускается снятие фасок размером не более 3><3 мм на углах боковых граней шлифов. Область на полированной плоскости шлифа, на которой проводят контроль, должна быть размером не менее 15x15 мм. Края шлифа на ширину до 3 мм не контролируют.

Рисунок 3 - Схема расположения шлифа для контроля неметаллических включений

При подозрении наличия дефекта допускается вскрывать дефект путем механических испытаний с оценкой дефекта по излому.

Макроструктуру рельсов выявляют на поперечных темплетах полного сечения рельсов по ГОСТ 10243 методом травления.

Допускается выявлять макроструктуру снятием серных отпечатков по Бауману по методике ГОСТ 10243 с поперечных темплетов полного сечения рельса или непосредственно с торцов контролируемых рельсов после соответствующей их подготовки по ГОСТ 10243.

Классификация недопустимых дефектов - по ГОСТ 10243, оценка других дефектов - по шкале макроструктур предприятия-изготовителя.

При необходимости используют пробную вырубку дефектов крейцмейселем или другой способ, гарантирующий правильность определения вида и размеров дефекта. Раздвоение стружки при вырубке крейцмейселем считают признаком дефекта.

Определение ударной вязкости стали рельсов проводят по ГОСТ 9454 на образцах типа 1. Надрез на образце наносят со стороны поверхности катания головки рельса. Оценку производят по наименьшему значению ударной вязкости двух образцов.

Заготовки для изготовления образцов для испытаний на растяжение и ударный изгиб вырезают из головки проб из зоны выкружки возможно ближе к поверхности катания вдоль направления прокатки. Образцы перед испытанием на растяжение и на ударный изгиб допускается выдерживать до 6 ч при температуре не более 200 °C.

Допускается определять твердость с использованием твердосплавного шарика диаметром 2,5 мм при испытательной нагрузке 1839 Н (187,5 кгс) и продолжительности выдержки под нагрузкой от 10 до 15 с. В спорных случаях и при арбитраже следует использовать стационарные приборы Бринелля с шариком диаметром 10 мм.

ГОСТ Р 51045—2014

Места определения твердости на поверхности катания рельса или темплетов, вырезанных из проб рельса, должны быть зачищены для удаления окалины и обезуглероженного слоя металла на глубину не более 0,5 мм. Шероховатость зачищенной поверхности должна быть не более Rz 25,0 по ГОСТ 2789.

Остаточные напряжения в шейке рельса определяют по расхождению паза как разницу высоты рельса (/72 - /7-|) по оси у торца пробы после и до прорезания паза в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 4.

Рисунок 4 - Схема определения остаточных напряжений в шейке рельсов

Контроль проводят по ГОСТ 8233 с использованием оптического микроскопа при увеличении, соответствующем применяемой шкале. Оценку дисперсности перлита и количества феррита проводят по преобладающей структуре. Отсутствие бейнита контролируют по методике предприятия-изготовителя.

Не допускается падение рельсов с высоты более 1 м. Рельсы, упавшие с высоты более 1 м, считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

15

ГОСТ Р 51045—2014


Приложение А (справочное)


Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров


72

45,7


С-4 Ц">

* - размеры для справок

Рисунок А. 1 - Рельс типа РП50


16



"О =□ CD

m


80,92


ГОСТ Р 51045—2014


ГОСТ Р 51045—2014



18


181


Линия центров радиусов


ГОСТ Р 51045—2014

ГОСТ Р 51045—2014

ГОСТ Р 51045—2014

Приложение Б (справочное)

Расчетные параметры конструкций рельсов

Таблица Б.1

Наименование параметра

Значение параметра для рельса типа

РП50

РП60Е1

РП65

РП65К

РП75

Площадь, поперечного сечения рельса, см2

65,99

76,70

82,65

82,38

95,037

Расстояние от центра тяжести, мм:

до низа подошвы

70,50

80,92

81,30

80,60

88,20

до верха головки

81,50

91,08

98,70

100,40

103,80

Расстояние от центра кручения, мм:

до низа подошвы

40,10

39,40

38,20

45,80

до верха головки

111,90

140,60

141,80

146,20

Момент инерции рельса относительно вертикальной оси, см4:

всего рельса

375

512

564

557

665

головки

91

106

103

143

подошвы

278

445

439

508

Момент инерции рельса относительно горизонтальной оси,см4:

всего рельса

2011

3038

3540

3495

4491

головки

986

1728

1698

2198

подошвы

915

1539

1532

2005

Момент сопротивления, см°:

по низу подошвы

285

375

435

434

509

по верху головки

245

333

358

348

432

по боковой грани подошвы

55

68

75

73

89

Момент инерции рельса при его кручении, см4

201

-

288

285

401

Секториальный момент инерции, см°

1,0х

104

1,9x104

1,84x104

2,6x104

Жесткость поперечного сечения рельса, кН/см2:

при его чистом кручении

163,2х

233,5х

325, Ох

10®

10®

10®

при его стесненном кручении

144,Ох

180,Ох

229,4х 10®

234, Ох

10®

10®

177, Ох 10®

10®

Теоретическая линейная масса одного метра рельса (при плотности стали 7850 кг/м3), кг

51,80

60,21

64,88

64,67

74,60

Площадь элементов сечения рельса, % от общей площади:

головка

38,12

34,11

33,52

37,42

шейка

24,46

28,52

28,78

26,54

подошва

37,42

37,37

37,70

36,04

Температурный коэффициент линейного расширения, а-10е, град'1

11,8

21

ГОСТ Р 51045—2014

Приложение В (обязательное)

Схема и примеры обозначения рельсов при заказе

При заказе рельсов следует использовать схему, показанную на рисунке В.1, и примеры условного обозначения рельсов, приведенные ниже:

Рельс X- X- X- X- X- X- X- X- X- —Обозначение настоящего стандарта

Наличие болтовых отверстий

------------- Длина рельса

Класс загрязненности НВ

-------------------------- Класс качества поверхности

------------------------------ Класс точности профиля

------------------------------------ Марка стали

------------------------------------------ Категория рельса

--Тип рельса

Рисунок В.1 - Схема условного обозначения рельсов при заказе

Примеры условных обозначений

Рельс типа РП50, категории НТ260, из стали марки К76Ф, класс точности профиля Y, класс качества поверхности 1, класс загрязненности НВ2, длиной 12,50 м, без болтовых отверстий:

Рельс РП50-НТ260-К76Ф-У-1-2-12,50-0-ГОСТ Р 51045-2014,

Рельс типа РП65, категории ОТ370, из стали марки Э90АФ, класс точности профиля X, класс качества поверхности 1, класс загрязненности НВ1, длиной 25,00 м, с тремя болтовыми отверстиями на обоих концах рельса:

Рельс РП65-ОТ370-Э90АФ-Х-1-1-25,00-3/2-ГОСТ Р 51045-2014,

Рельс типа РП65, категории ДТ350, из стали марки К76ХФ, класс точности профиля X, класс качества поверхности 1, класс загрязненности НВ1, длиной 50,00 м, без болтовых отверстий:

Рельс РП65-ДТ350-К76ХФ-Х-1-1-50,ОО-О-ГОСТ Р 51045-2014,

Рельс типа РП65, категории НТ320, из стали марки Э76ХСФ класс точности профиля X, класс качества поверхности 1, класс загрязненности НВ1, длиной 100,00 м, без болтовых отверстий:

Рельс РП65-НТ320-Э76ХСФ-Х-1-1-100, ОО-О-ГОСТ Р 51045-2014.

22

ГОСТ Р 51045—2014

Приложение Г (справочное)

Рекомендуемые сферы рационального применения рельсов

Г.1 Классификация путей на категории (подкатегории) и условия их эксплуатации по СП 37.13330.2012 приведены в таблице Г.1.

Таблица Г.1

Категория пути

Подкатегория пути

Условия эксплуатации

Осевая нагрузка, кН

Скорость движения, км/ч

Объем перевозок, млн т брутто/ год

Специальные технологические пути

СП

СП1

Более 450

-

-

СП2

Особые технологические и эксплуатационные условия

Подъездные и технологические пути

1-п

1-п1

294 - 450

40-80

10 и более

265 - 294

Более 25

1-п2

294 - 450

3-10

265 - 294

10-25

1-пЗ

До 265

Более 25

Н-п

Н-п1

294 - 450

25-40

1 -3

256 - 294

3-10

До 265

10-25

Н-п2

294 - 450

До 1

256 - 294

3-10

До 265

10-25

Ш-п

1Н-П1

До 265

До 25

1 -3

Н1-п2

До1

Г.2 Рекомендуемые сферы рационального применения рельсов в соответствии с СП 37.13330.2012 приведены в таблице Г.2.

Таблица Г.2 - Рекомендуемые типы рельсов в зависимости от категории качества рельсов и категории пути

Категория рельсов

Категория (подкатегория) пути по СП 37.13330.2012

СП

1-п

Н-п           |        Ш-п

СП1

СП2

1-п1

1-п2

1-пЗ

Н-п1

Н-п2

1Н-П1

Н1-п2

ДТ370

ОТ370

ДТ350

ОТ350

РП75

РП65

РП65К

РП65 РП65К РП60Е1

РП50

РП65

РП65К

РП60Е1

РП50

НТ320

-

-

РП65

РП60Е1

РП65

НТ300

НТ260

-

РП50

Примечание - Допускается без ограничения заменять легкие типы рельсов более тяжелыми типами рельсов и рельсы нетермоупрочненные - термоупрочненными.

23

ГОСТ Р 51045—2014

УДК 625.143:006.354


ОКС 45.080


ЫОКП 09 2100EQ


Библиография

[1] ГОСТ 8.417-2002

Государственная система обеспечения системы измерений. Единицы величин

[2] DIN EN 10247:2007

Металлографическое определение содержания неметаллических включений в сталях с использованием эталонной шкалы (Metallographische PrOfung des Ge-haltes nichtmetallischer Einschliisse in Stahlen mit Bildreihen; Deutsche Fassung).

Ключевые слова: рельсы железнодорожные, промышленный железнодорожный транспорт, подъездные пути, технологические пути, классификация, конструкция и размеры, технические требования, правила приемки, методы испытаний, транспортирование и хранение

Подписано в печать 30.03.2015. Формат 60х841/8.

Усл. печ. л. 3,26. Тираж 31 экз. Зак. 20

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

123995 Москва, Гранатный пер., 4.

ИЗМЕНЕНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЕ К НАЦИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

45 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА ОКС 45.080

Изменение № 1 ГОСТ Р 51045—2014 Рельсы для путей промышленного железнодорожного транспорта. Общие технические условия

Утверждено и введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.06.2018 № 353-ст

Дата введения — 2018—11—01

Пункт 3.4. Заменить слово: «железно-дорожные» на «железнодорожные».

Пункт 4.1. Классификация по классу прочности (твердости). Дополнить перечислением (перед первым): «- 400 (термоупрочненные)»;

по качеству на категории. Первое перечисление дополнить обозначением: «ДТ400ИК».

Пункт 5.1.1. Рисунок 1 заменить новым:

Рисунок 1 — Основные размеры поперечного сечения рельса»;

19

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ Р 51045—2014)

таблицу 1 изложить в новой редакции:

«Таблица 1 — Основные размеры поперечного сечения рельсов

В миллиметрах

Размер поперечного сечения

Обозначение

Значение размера для рельса типа

РП50

РП60Е1

РП65

РП65К

РП75

Высота рельса

Н

152,00

172,00

180,00

181,00

192,00

Высота шейки

h

83,00

89,50

105,00

105,00

104,40

Ширина головки

b

71,59

74,10

74,59

75,00

74,59

Ширина подошвы

В

132,00

150,00

150,00

150,00

150,00

Толщина шейки

е

16,00

16,50

18,00

18,00

20,00

Высота пера подошвы

т

10,50

11,50

11,25

11,25

13,55

Пункт 5.2.1. Таблица 2. Графа «Наименование показателя». Показатель «Отклонение формы поверхности катания от номинальной:». Исключить двоеточие «:»;

показатели «Выпуклость основания подошвы» и «Вогнутость основания подошвы» дополнить словами: «, не более».

Пункт 6.2.1. Таблица 4. Графа «ванадий».

Для стали марки 76ХФ заменить значение: «0,03—0,15» на «не более 0,15»;

для стали марки 76ХАФ заменить значение: «0,05—0,15» на «не более 0,15»;

для стали марки 90ХАФ заменить значения массовых долей элементов:

90ХАФ

0,83—0,95

0,75—1,30

0,20—0,60

не более 0,15

0,20—0,60

не более 0,020

0,020

0,020

0,005

дополнить маркой стали 100Ф с соответствующими значениями массовых долей элементов:

100Ф

0,95—1,30

0,75—1,30

0,20—0,60

не более 0,15

не более 0,30

0,025

0,025

0,005

дополнить примечанием 3:

«3 Сталь марки 100Ф предназначена для изготовления рельсов категории ДТ400ИК».

Пункт 6.4.3. Первый абзац. Заменить слова: «Бейнит мартенсит» на «Бейнит и мартенсит»; дополнить абзацем (после первого):

«В микроструктуре рельсов классов прочности 370 и 400 из стали марок 90АФ, 90ХАФ и 100Ф допускаются участки карбидной сетки не выше балла 3 по шкале 5 ГОСТ 8233».

Пункт 6.6.1. Таблицу 5 дополнить значениями механических свойств для категории рельсов

ДТ400ИК:

Категория рельсов

Временное сопротивление св, Н/мм2

Относительное удлинение

5, %

Ударная вязкость KCU, Дж/см2

не менее

ДТ400ИК

1280

7

10

Пункт 6.7.1 дополнить перечислением (перед первым):

«- для рельсов категории ДТ400ИК — от 380 до 461 НВ включительно;».

Пункт 6.8.1 дополнить абзацем (после таблицы 6):

«Рельсы категории ДТ400ИК из стали марки 100Ф испытаниям на копровую прочность не подвергают».

20

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ Р 51045—2014)

Пункт 6.10.1. Сноску 1 изложить в новой редакции:

«-----------------

Пункт 6.10.2. Заменить перечисление: «- обозначение участка кратной длины 12,5 м в раскате латинскими буквами (А, В,... Y), при этом буквой Y обозначается каждый последний рельс в раскате;» на «- обозначение каждого участка рельса, длиной кратной 12,5 м или 25 м, в раскате латинскими буквами (А, В,... Y), при этом буквой «Y» обозначается каждый последний участок в раскате;».

Пункт 8.9. Заменить слова: «методами PD и PL» на «методом оценки Р с определением параметров PD и PL».

Пункт 8.12. Второй абзац после слова «проводят» дополнить словами: «при комнатной температуре».

Пункт 8.13 дополнить абзацем (после первого):

«Разность твердости на поверхности катания по длине рельсов определяют на средней линии поверхности катания по трем измерениям, проводимым на каждой из трех проб, отбираемых от концов и средней части рельса, или на рельсе. Расстояние между соседними отпечатками должно быть не менее 25 мм».

Пункт 8.16. Второй абзац после слова «бейнита» дополнить словами: «и мартенсита».

Приложение А. Рисунки А.1 — А.5 заменить новыми: «

Размеры в миллиметрах

Характерные размеры: А = 20,0541 мм

В = 45,6848 мм

Рисунок А. 1 — Рельс типа РП50

21

22


(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ Р 51045—2014)


172


1 - центральная линия прокатной маркировки

Характерные размеры:

А = 20,456 мм

В = 52,053 мм


Рисунок А.2 — Рельс типа РП60Е1


(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ Р 51045—2014)


Размеры в миллиметрах



Характерные размеры: А = 20,0328 мм

В = 49,0859 мм


Рисунок А.З — Рельс типа РП65


23


24


(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ Р 51045—2014)


Размеры в миллиметрах



Характерные размеры:

А = 15,9669 мм

В = 53,6523 мм


Рисунок А.4 — Рельс типа РП65К


(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ Р 51045—2014)

Размеры в миллиметрах

Характерные размеры: А = 20,1023 мм

В = 47,7924 мм

Рисунок А.5 — Рельс типа РП75».

Приложение Г. Таблица Г.2. Графа «Категория рельсов». Заменить обозначение: «ДТ370» на «ДТ400, ДТ370».

Библиография. Заменить обозначение: «DIN EN 10247:2007» на «DIN EN 10247:2017».

Библиографические данные стандарта. Заменить код: «N ОКП 09 2100EQ» на «ОКПД2 24.10.75.111».

(ИУС №8 2018 г.)

25

14

1

В соответствии с [1] массовая доля компонента выражается в процентах (%), миллионная доля массовой доли компонента имеет русское обозначение «млн'1», международное - «ррт».

2

ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» - «К», ОАО «ЕВРАЗ НТМК» - «Т», ОАО «ЧМК» - «Ч».

3

Условные обозначения предприятий-изготовителей рельсов: