ГОСТ Р 51685-2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ

Общие технические условия

Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

ГОСТ Р 51685-2000

Предисловие

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 367 «Чугун, прокат и металлоизделия»

© И ПК Издательство стандартов, 2001 © Стандартинформ. 2006

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 51685-2000

Содержание

Приложение А Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров

Приложение Б Расчетные параметры конструкции рельса

111

ГОСТ Р 51685-2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ

Обшне технические условия

Railway rails.

General specifications

Дата введения 2001—07—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на железнодорожные рельсы, предназначенные для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 1497—84 (ИСО 6892—84) Металлы. Методы испытания на растяжение

ГОСТ 7502—98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7565—81 (ИСО 377-2—89) Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 7566 —94 Металлопродукция. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 8233—56 Сталь. Эталоны микроструктуры

ГОСТ 9012—59 (ИСО 410—82, ИСО 6506—81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9454—78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 10243—75 Сталь. Метод испытаний и оценки макроструктуры

ГОСТ 17745—90 Стали и сплавы. Методы определения газов

ГОСТ 18895—97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа

ГОСТ 22536.1—88 Сталь углеродистая и чугун нелегированиый. Методы определения общего углерода и графита

ГОСТ 22536.2—87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы

ГОСТ 22536.3—88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора

ГОСТ 22536.4—88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния ГОСТ 22536.5—87 (ИСО 629—82) Сталь углеродистая и чугун нелегированиый. Методы определения марганца

ГОСТ 22536.7—88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома

ГОСТ 22536.8—87 Сталь углеродистая и чугун нелегированиый. Методы определения меди

ГОСТ 22536.9—88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля

ГОСТ 22536.10—88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения алюминия ГОСТ 22536.11—87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения титана ГОСТ 22536.12—88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения ванадия ГОСТ 26877—91 Металлопродукция. Методы измерения отклонений формы

ГОСТ 28033—89 Сталь. Метод рентгенофлюоресцентного анализа

Издание официальное

ГОСТ Р 51685—2000

ГОСТ 30415—96 Сталь. Неразрушающий контроль механических свойств и микроструктуры металлопродукции магнитным методом

ГОСТ Р 8.563—96 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений

ГОСТ Р 50542—93 Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

Остальные термины, применяемые в настоящем стандарте, и их определения установлены ГОСТ Р 50542.

по типам:

Р50.

Р65,

Р65К (для наружных нитей кривых участков пути),

Р75;

по категориям качества:

В — рельсы термоупрочненные высшего качества.

Tl, Т2 — рельсы термоупрочненные,

по наличию болтовых отверстий:

по способу выплавки стали:

М — из мартеновской стали,

К — из конвертерной стали,

из слитков,

из непрерывно-литых заготовок (НЛЗ);

из вакуумированной стали.

прошедшие контролируемое охлаждение,

прошедшие изотермическую выдержку.

ГОСТ Р 51685-2000

5 Конструкция и размеры

Рисунок 1 — Основные размеры поперечного сечения рельса

Табл и па I

В миллиметрах

Наименование размера поперечного сечения

Значение размера для типа рельса

Р50

P6S

Р65К

Р75

Высота рельса Н

152

180

181

192

Высота шейки h

S3

105

105

104.4

Ширина головки b

72

75

75

75

Ширина подошвы В

132

150

150

150

Толщина шейки е

16

18

18

20

Высота пера т

10,5

11.2

11.2

13,5

Таблица 2

В миллиметрах

Наименование показателя

Допускаемое отклонение размера и формы поперечного сечения для типа и категории рельса

Р50

Р65. Р75

P6SK

в

TI. Т2. Н

в

TI. Т2. H

в

TI.T2. Н

Ширина головки b

±0.4

±0.5

±0.4

±0.5

±0.4

±0.5

Ширина подошвы В

±0.8

±1,0

±0.8

♦1.0

-1,5

±0.8

+ 1.0

-2.0

Толщина шейки е

±0.4

+0,8 -0.5

±0.4

+0.8

-0,5

±0.4

М и» ос

3

ГОСТ Р 51685-2000

Окончание таблицы 2

В миллиметрах

Наименование показателя

Допускаемое опсюненме размера и формы поперечного сечения для типа и категории рельса

Р50

Р65, Р75

Р65К

в

Т1. Т2. Н

в

TI. Т2, Н

В

TI. Т2. Н

Высота рельса Н

+0.6

-0,5

♦0.8

-0.5

±0.6

±0.8

±0.6

♦1.3 -1.0

Высота пера т

±0.5

♦1,0 -0.5

±0.5

-1.0

-0,5

±0.5

±1,0

Высота шейки рельса h

+0.3

-0.5

+0,3

-0,7

Отклонение формы поверхности катания головки от номинальной (по оси симметрии)

±0.3

±0.5

±0.3

±0.5

Не нормируется

Выпуклость подошвы (равномерная)

0.3

0,5

0.3

0.5

0.3

0.5

Вогнутость подошвы

Не допускается

Отклонение профиля от симметричности (асимметричность)

±1,0

±1.2

±1.0

±1,3

±1,0

±1.3

Размеры рельсов, используемые для построения прокатных кал норов и не контролируемые на готовых рельсах, установлены в приложении А.

(Поправка).

По согласованию сторон рельсы могут быть изготовлены с другим расположением, количеством и диаметром болтовых отверстий.

Рисунок 2 — Расположение болтовых отверстий

Таблица 3

Размеры в миллиметрах

Тип рельса

Значение размера

Допускаемое отклонение хтм рельса ка>егории

d

г

А

4

4

В

TI. Т2, И

Р50

34

68.5

66

216

356

±0.8

±1.0

Р65. Р65К

36

78.5

96

316

446

Р75

36

80,4

96

316

446

Примечание — Размер / приведен для настройки сверлильных агрегатов; на готовых рельсах сто не контролируют.

ГОСТ Р 51685-2000

На кромках болтовых отверстий должна быть фаска шириной от 1,5 до 3,0 мм под углом около 45 *.

Таблица 4

Длина рельса, м

Допускаемое отклонение длины рельса, мы. дли катеюрии

Наличие болтовых отверстий

В

TI

Т2

н

25.00

±10

±20

Без отверстий

25,00

24.92

24.84

±4

±9

±15

±6

Conic региями

12.52

12.50

12.46

12,42

12.38

±7

±10

Примечание — Диша рельсов установлена для условий намерения на приемочном стеллаже предприятия-изготовителя.

По согласованию сторон рельсы изготовляют другой длины.

0,5 — для рельсов категории В;

1,0 — для рельсов категорий Tl, Т2 и Н.

1/2500 длины рельса категории В;

1/2200 длины рельса категорий Tl. Т2 и Н.

0,3 и 0,5 — для рельса категории В;

0,6 и 0,8 — для рельса категорий Tl, Т2 и Н.

Таблица 5

Направление отклонения (метол нзмерсниц>

Отклонение от прямолинейности рельса, мм. не более, для категории

В

Т1

Т2

н

Вверх (по хорде)

0.5

0,7

0.8

0.8

Вниз (по касательной)

Нс допускается

0.2

0.2

0,2

По горизонтали (по хорде)

0.5

0.5

1.0

0.5

1/25000 длины рельса категории В;

1/10000 длины рельса категорий Tl, Т2 и Н.

ГОСТ Р 51685-2000

5.9 Схема и примеры условного обозначения рельсов:

Примеры условного обозначения рельсов:

типа Р65, категории Т1 из стали марки М76Т, длиной 25 м с тремя болтовыми отверстиями на обоих концах рельса:

Аиьс P65-T1-M76T-2S-3/2 ГОСТ Р 51685-2000

типа Р75, категории Т2, из стали марки Э76Ф, длиной 25 м. с двумя болтовыми отверстиями на одном конце рельса:

Рельс Р75-Т2-Э76Ф-25-2/1 ГОСТ Р 51685-2000

типа Р65, категории Н. из стали марки М76. длиной 12,5 м, без болтовых отверстий:

Рельс Р65-Н-М76-12,5-0 ГОСТ Р 51685-2000

типа Р65, категории В, из стати марки К78ХСФ, длиной 25 м, с тремя болтовыми отверстиями на одном конце рельса:

Рельс Р65-В-К78ХСФ-25-3/1 ГОСТ Р 51685-2000

Химический состав стати, определяемый по ковшевой пробе, должен соответствовать указанному в таблице 6.

Таблица 6 — Химический состав стали

Тип рельса

Марка стали

Массовая доля элементов, %

Угле рол

Марганец

Кремнии

Ванадий

Тиган

Хром

Фосфор

Сера

Ал юми*

НИИ

не более

Р50. Р65, Р75

К78ХСФ

Э78ХСФ

0,74— 0,82

0.75—

1.15

0,40— 0.80

0.050.15

0,40— 0.60

0,025

0,025

0,005

М76Ф

0,710,82

0,250.60

0.030.15

0,035

0.040

0,020

К76Ф

0,025

0.025

Э76Ф

0.025

0.025

М76Т

0.007

0.025

0.035

0.040

К76Т

0.025

0.025

Э76Т

0.025

0.025

6

ГОСТ Р 51685-2000

Окончание таблицы 6

ТиИ рельса

Маркл стали

Массовая доля -элементов.

Углерод

Марга* ней

Кремний

Ваналий

Тиган

Хром

Ф<к«|м>р

Сера

Алюми* НИЙ

не более

Р50.

Р65.

Р75

М76

0,710,82

0,75

1,15

0,25-

0,035

0,040

0.025

К76

0.025

0.025

976

0,60

0.025

0.025

Р65К

К86Ф

Э86Ф

0.83— 0,90

0,030.15

Нс более 0,30

0.025

0.025

0.010

Примечания

  • 1 В марках стали буквы М. К и Э обозначают способ выплавки стали, цифры — среднюю массовую долю углерода, буквы Ф, С, X. Т — легирование стати ванадием, кремнием, хромом и тиганом соответственно.

  • 2 В марках стали, где хром, никель и медь являются остаточными элементами, массовая доля каждого из них нс должна быть более 0.20 %, а суммарная массовая доля этих элементов — более 0.50 %. Суммарная массовая доля никеля и меди в стати марок К78ХСФ. Э78ХСФ, К86Ф и Э86Ф нс должна быть более 0,35 %.

(Измененная редакция, Изм. № I).

в таблице 6, %: углерода

марганца

кремния.............................

фосфора.......................   +0,005

серы..........................   +0,005

алюминия...............   +0,005

ванадия

титана.................................... +0,005

хрома................... ................ ±0,005.

0,002 % (20 ppm) — в рельсах категории В;

0,004 % (40 ppm) — в рельсах категорий Tl, Т2 и Н из конвертерной и электростали.

Примечание— Норма массовой доли кислорода для рельсов категорий Tl, Т2 и Н факультативна.

Длина строчек хрупкоразрушенных сложных окислов (алюминатов, силикатов, шпинелей и других) не должна превышать, мм:

0,5 — дтя рельсов категории В;

2,0 — для рельсов категории Т1 из конвертерной и электростали:

4,0 — для рельсов категории Т1 из мартеновской стали;

8,0 — для рельсов категорий Т2 и Н.

(Измененная редакция, Изм. № I).

При массовой доле водорода в жидкой стали перед разливкой:

не более 0,00015 % (1,5 ppm) допускается не проводить противофлокенную обработку' заготовок и рельсов;

свыше 0,00015 % (1,5 ppm) до 0.00025 % (2.5 ppm) проведение противофлокенной обработки заготовок или рельсов обязательно.

При отсутствии контроля массовой доли водорода в жидкой стали или при массовой доле водорода свыше 0,00025 % (2,5 ppm) проведение противофлокенной обработки рельсов обязательно.

ГОСТ Р 51685-2000

Место расположения, размер и характер других дефектов макроструктуры должны соответствовать нормам, установленным шкалами макроструктуры рельсов, согласованным с потребителем.

35 — при прокатке из слитков;

9,6 — при прокатке из непрерывно-литых заготовок.

П римечание—При прокатке рельсов типа Р75 из непрерывно-литых заготовок обшая вытяжка должна быть не менее 7,6.

Вид и максимальное значение параметров допускаемых дефектов поверхности в зависимости от места их расположения и категории рельса приведены в таблице 7.

Таблица 7

Вид дефекта

Наимсновдннс параметра дефекта

Место расположения дефекта и категория рельса

Поверхность катания

Средняя треть основания подошвы

Остальные элементы профиля

В

TI. Т2, Н

В

TI.T2. II

В

Tl. T2. Н

Раскатанные пузыри, волосовины, морщины

Глубина, мм

0.4

1.0

0,3

0.5

1.0

Длина, м

0.5

1.0

0.5

1.0

0,5

1.0

Продольные риски и царапины

Глубина, мм

0,4

0,5

0.3

0.4

0.5

Примечание — На поверхности шейки рельсов вис эоны сопряжения с накладками допускаются отпечатки высотой нс более 5 мм.

На рельсах категорий Tl, Т2 и Н допускаются:

пологая зачистка дефектов поверхности абразивным инструментом на поверхности головки и на средней трети основания подошвы глубиной не более 0,5 мм. на остальных элементах профиля — глубиной не более I мм:

вырубка с зачисткой абразивным инструментом отпечатков на шейке в зоне сопряжения с накладками с соблюдением размеров рельсов и допускаемых по ним отклонений.

На поверхности рельсов, предназначенных для сварки, не допускаются раскатанные пузыри и волосовины на длине менее 100 мм от торцов.

Допускается на кромках торцов рельсов снимать фаски шириной, мм:

до 3 — по контуру головки и шейки;

до 5 — по контуру подошвы.

На термоупрочненных рельсах с болтовыми отверстиями снятие фаски размером 1,5—3.0 мм под углом около 45° по верхней и нижним кромкам головки на торцах рельсов обязательно.

(Измененная редакция, Изм. № I).

ГОСТ Р 51685-2000

Таблица 8

Категория рельса

Временное сопротижле ине. Н/мм2 (кге/мм2)

Предел текучести, Н/мм1 (кге/мы2)

Относительное удлинение. S

Относительное сужение. %

Ударная пяткость KCU. Дж/см2 <кгс м/см2)

не менее

в

1290(132)

850 (87)

12.0

35.0

15(1,5)

Т1

1180(120)

800 (82)

8.0

25,0

25 (2,5)

Т2

1100 (112)

750 (76)

6.0

25.0

15 (1.5)

Н

900 (92)

5.0

Примечание — Ударная вязкость рельсов типа Р65К категории Т1 должна быть не менее 20 Дж/см2 (2,0 кге • м/см2).

Таблица 9                                                             НВ

Место определения твердости

Твердость рельса для катеюрии

В

Т1

Т2

На поверхности катания головки

363-401

341-401

321-401

На глубине 10 мм от поверхности катания готовки

Не менее 341

Не менее 341

Не менее 321

На глубине 22 мм от поверхности катания головки

Не менее 321

Не менее 300

В шейке и подошве

Не более 388

Примечание — Рельсы типа Р65К повышенной твердости на поверхности катания должны иметь твердость от 375 НВ до 415 НВ.

Разность значений твердости на поверхности катания одного рельса не должна превышать 30 НВ.

Таблица 10 — Высота падения груза и температура пробы при копровых испытаниях

Категория рельса

Температура пробы, 'С

Высота паления трута, м, для рельса типа

Р50

P6S. Р65К

Р75

в

—(6О±5)

3.5

5,0

5.5

Т1.Т2

3.0

4,2

4.5

Н

От 0 до 40

6,1

7,3

8.2

2,0 — для рельсов категории В;

2,5 — для рельсов категории Т1;

3,0 — для рельсов категории Т2.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

ГОСТ Р 51685-2000

Требования к термоупрочненной зоне головки рельсов устанавливают по согласованию сторон.

обозначение предприятия-изготовителя (например К — Кузнецкий металлургический комбинат, Т — Нижнетагильский металлургический комбинат);

месяц (римскими цифрами) и год изготовления (арабскими цифрами);

тип рельса;

обозначение направления прокатки стрелкой (острие стрелки указывает на передний коней рельса по ходу прокатки).

Маркировочные знаки должны быть высотой от 30 до 40 мм и выступать на 1 — 3 мм с плавным переходом к поверхности шейки.

Допускается дополнительно выкатывать не более четырех знаков в виде выпуклых точек диаметром от 2 до 3 мм, высотой около 1 мм.

Маркировку наносят не менее чем в четырех местах (на рельсах длиной до 12,52 м — не менее чем в двух местах) по длине рельса.

шифр плавки;

условное обозначение контрольных рельсов;

условное обозначение термоупрочненных рельсов.

Маркировочные знаки должны быть высотой около 12 мм и глубиной 0,8 — 1,5 мм. Знаки должны быть четкими, без острых очертаний контуров и вершин. Расстояние между знаками должно быть 20 — 40 мм.

обозначение способа выплавки для конвертерного (К) и электропечного (Э) производства стали;

обозначение сталеплавильного агрегата и порядковый номер плавки.

Шифр плавки наносят не менее чем в четырех местах по длине рельса (для рельсов длиной до 12.52 м — не менее чем в одном месте), на расстоянии не менее одного метра от торцов.

индекс «X», который наносят на задний конец рельсов, соответствующих донной части слитков и концу непрерывной разливки плавки.

Условное обозначение контрольных рельсов наносят на расстоянии 0,7 — 2 м от торца рельса.

У рельсов, прошедших высокий отпуск и сдаваемых как нетермоупрочненные, кольца должны быть удалены пологой зачисткой.

шифр плавки в соответствии с 5.19.2.1 — на подошве;

знаки закалки концов рельсов (букву К) — на нижней четверти шейки рельса.

ОТК предприятия-изготовителя;

инспекции МПС РФ или другого потребителя по его требованию.

белого цвета — на рельсах категории Н.

Маркировку наносят:

10

ГОСТ Р 51685-2000

на поверхности головки и шейки рельса — поперечной полосой шириной 15 — 30 мм на расстоянии 0.5 — 1.0 м от торца с приемочными клеймами.

одно перо подошвы на торце рельсов длиной 24,92 и 12.46 мм;

оба пера подошвы на торце рельсов длиной 24,84 и 12.42 м.

Таблица 11 — Порядок проведения первичных приемосдаточных испытаний

Покаитель качества рельсов

Объем выборки ал я рельсов категории

Периодичность испытаний для рельсов катеюрии

В. Tl. Т2

Н

В

Tl. Т2

Н

Химический состав стали (6.2)

Ковшевая проба

Каждая плавка

Массовая доля кислорода (6.4)

Один рельс

Каждая плавка

Каждая 20-я плавка

Загрязненность неметаллическими включениями (6.5)

Шесть рельсов (по три с индексами и «X»)

Каждая 30-я плавка

Макроструктура (6.7)

Два рельса (по одному с индексами и «X»)

Каждая 10-я плавка или одна из серии плавок

Механические свойства при растяжении (6.13)

Один рельс

Каждая 20-я плавка

Ударная вязкость (6.13)

Один рельс

Каждая плавка или одна из смежных плавок

Твердость на поверхности катания головки (6.14)

Один рельс

Каждая плавка

Твердость по поперечному сечению (6.14)

Один рельс

Одна из смежных или одна из серии плавок

Копровая прочность (6.15)

Один рельс

Одна из смежных или одна из серии плавок

Остаточные напряжения (6.16)

Один рельс

Нс реже раза в сутки

Микроструктура (6.17)

Каждая 20-я плавка

Примечание — Периодичность испытаний рельсов категории В на остаточные напряжения и микроструктуру — каждая 5-я плавка.

Пробы для контроля загрязненности неметаллическими включениями и макроструктуры рельсов, изготовленных из слитков, отбирают от передних концов контрольных рельсов с индексом «1» и задних концов контрольных рельсов с индексом «X», а рельсов, изготовленных из непрерывно-литых заготовок, отбирают от передних концов контрольных рельсов с индексами «1» и «X».

II

ГОСТ Р 51685-2000

Пробы для контроля копровой прочности, механических свойств при растяжении и ударной вязкости рельсов, изготовленных из слитков, отбирают от передних концов контрольных рельсов с индексом «I», а рельсов, изготовленных из непрерывно-литых заготовок, отбирают от передних концов контрольных рельсов с индексом «X».

Пробы для остальных приемосдаточных испытаний отбирают от передних концов любых рельсов.

При отсутствии контрольных рельсов пробы для приемосдаточных испытаний отбирают от любых рельсов плавки.

Отобранные пробы клеймят номером плавки и клеймом инспекции МПС РФ или представителя другого заказчика, а при передаче права приемки представителем заказчика ОТК предприятия-изготовителя — клеймом ОТК.

При неудовлетворительных результатах первичных приемосдаточных испытаний проводят повторные испытания на удвоенном количестве проб (образцов). Повторные испытания проводят на пробах, отбираемых от соответствующих контрольных рельсов плавки, при отсутствии контрольных рельсов — от любых рельсов плавки. При неудовлетворительных результатах повторных испытаний принимают решение о порядке дальнейшей приемки рельсов (поштучная рассортировка, повторная термическая обработка и тд.).

Примечание — Рельсы из слитков или непрерывно-литых заготовок одной плавки, прокатанные или термоупрочненные с разрывом более 10 сут, подвергают приемосдаточным испытаниям как рельсы разных плавок.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Примечание — Допускается формировать сборные партии из рельсов разных плавок, отставших по технологическому потоку более чем на 10 сут, термоупрочненных по одному режиму. Сборную партию подвергают приемосдаточным испытаниям на соответствие требованиям стандарта по механическим свойствам, твердости, копровой прочности, остаточным напряжениям.

Инспекции МПС РФ предоставлено право выборочного контроля технологии изготовления рельсов, отбора проб от рельсов любой плавки и проведения совместно с ОТК предприятия — изготовителя необходимых дополнительных испытаний и проверки качества рельсов.

Другие потребители, не вмешиваясь в ход технологического процесса производства рельсов, имеют право на проведение инспекционного контроля технологического процесса, присутствие при всех испытаниях и получение результатов испытаний. Потребитель может передать ОТК предприятия-изготовителя или инспекции МПС РФ право на проведение контроля и приемки.

Все результаты контроля хранят на предприятии-изготовителе не менее 20 лет с момента изготовления рельсов.

При необходимости (по требованию потребителя или при экспертизе) проводят определение химического состава стали анализом проб, отобранных от готовых рельсов (6.3).

Повторный контроль проводят на пробах, взятых от противоположных концов рельсов, не выдержавших первичного контроля.

12

ГОСТ Р 51685-2000

В случае получения неудовлетворительных результатов повторного контроля все рельсы контролируемой плавки переводят в соответствующую категорию или признают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

Последующий контроль загрязненности неметаллическими включениями рельсов категорий Т1.Т2 и Н проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех подряд подвергнутых контролю плавок длина строчек неметаллических включений удовлетворяет соответствующей категории по 6.5.

Рельсы, не прошедшие противофлокенную обработку или прошедшие ее с нарушением режимов, обеспечивающих отсутствие флокенов, считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

В случае неудовлетворительных результатов повторного контроля или при обнаружении дефекта «пятнистая ликвация» при первичном контроле проводят поштучный контроль и рассортировку всех контрольных рельсов плавки с индексом «1» или »Х». При поштучном контроле при обнаружении дефекта «пятнистая ликвация» проводят контроль макроструктуры на противоположных концах всех рельсов с этим дефектом. Если в этом случае обнаруживают дефект «пятнистая ликвация», то все рельсы контролируемой плавки признают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

Последующий контроль макроструктуры рельсов категорий TI, Т2 и Н проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех подряд подвергнутых контролю плавок не обнаруживают недопустимые дефекты макроструктуры.

При повторном отпуске контролируют твердость (6.14) и механические свойства (6.13).

При повторном термоупрочнении данную плавку принимают как вновь предъявленную.

При неудовлетворительных результатах испытаний после повторного отпуска или повторного термоупрочнения все рельсы данной плавки подвергают высокому отпуску на твердость не более 321 НВ и принимают как нетермоупрочненные.

Последующий контроль механических свойств при растяжении рельсов категорий Т1 и Т2 проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех подряд испытанных партий механические свойства при растяжении удовлетворяют требованиям 6.13.

Результат испытания оценивается по образцу с минимальным значением ударной вязкости. При неудовлетворительном результате первичного испытания проводят повторные испытания на удвоенном числе образцов для контролируемой плавки, а при производстве рельсов из слитков — и первичное испытание на двух образцах для смежной плавки.

При неудовлетворительных результатах повторного испытания хотя бы на одном образце рельсы данной плавки разрешается подвергать:

однократному повторному термоупрочнению с последующим контролем всех параметров по 6.13 и 6.14 на удвоенном числе образцов;

однократному повторному отпуску с последующим контролем ударной вязкости и твердости по 6.13 и 6.14;

высокому отпуску на твердость не более 321 НВ с последующей их приемкой как нетермоу-прочненных.

13

ГОСТ Р 51685-2000

Если результаты измерения твердости на поверхности катания не соответствуют требованиям 6.14, то допускается на том же рельсе провести повторное определение твердости на удвоенном количестве отпечатков.

При неудовлетворительных результатах повторного определения твердости хотя бы по одному отпечатку допускается:

рассортировывать поштучно по твердости все рельсы данной плавки;

подвергать однократному повторному термоупрочнению рельсы данной плавки, у которых твердость на поверхности катания ниже минимальной нормы, с последующим контролем механических свойств (6.13) и твердости (6.14) на удвоенной выборке;

подвергать однократному повторному отпуску рельсы, твердость которых выше максимальной нормы, с последующим контролем твердости (6.14);

принимать рельсы с твердостью ниже 321 НВ как нетермоупрочненные.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

При неудовлетворительных результатах повторного контроля допускается подвергать:

однократному повторному термоупрочнению рельсы, у которых твердость ниже минимальной нормы, с последующим контролем механических свойств (6.13) и твердости (6.14) на удвоенной выборке;

однократному повторному отпуску рельсы, у которых твердость выше максимальной нормы, с последующим контролем твердости по поперечному сечению (6.14) на удвоенной выборке;

высокому отпуску на твердость не более 321 НВ все рельсы плавки с последующей приемкой их как нетермоупрочиенных.

Допускается принимать термоупрочненные рельсы с твердостью менее норм, установленных для рельсов категории Т2, как нетермоупрочненные.

При неудовлетворительных результатах первичного низкотемпературного копрового испытания термоупрочненных рельсов, изготовленных из непрерывно-литых заготовок (6.15), проводят повторное испытание на двух пробах от двух других рельсов контролируемой плавки и первичное испытание остальных плавок серии.

При неудовлетворительных результатах повторного испытания рельсы данной плавки допускается подвергать однократному повторному термоупрочнению или однократному повторному отпуску с последующей приемкой рельсов, как новой плавки.

При неудовлетворительных результатах испытаний после повторной термической обработки рельсы подвергают высокому отпуску на твердость не более 321 НВ и принимают как нетер.моупроч-ненные.

При получении неудовлетворительных результатов повторного испытания хотя бы одной пробы все рельсы плавки считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

При неудовлетворительных результатах первичного копрового испытания рельсов категории Н. прокатанных из непрерывно-литых заготовок (6.15), проводят повторные испытания двух проб: одной — от того же рельса, что и для первичного испытания, и второй — от другого рельса той же плавки. При неудовлетворительном результате повторного испытания хотя бы одной пробы все рельсы данной плавки считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

Последующие копровые испытания проводят поплавочио до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех испытанных подряд плавок копровая прочность соответствует требованиям 6.15.

14

ГОСТ Р 51685-2000

При неудовлетворительных результатах контроля 20 рельсов до отбора пробы и 80 рельсов после отбора пробы по технологическому потоку подвергают повторному отпуску с последующим контролем твердости (6.14) и остаточных напряжений рельсов этой партии на выборке, предусмотренной для первичных испытаний. После этого от следующей партии рельсов в количестве 100 шт. (по ходу правки) отбирают одну пробу для определения остаточных напряжений. При получении удовлетворительных результатов дальнейший контроль проводят не реже раза в сутки.

При неудовлетворительных результатах контролю на остаточные напряжения подвергают один рельс от каждых последующих 100 шт. до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у рельсов трех партий подряд остаточные напряжения соответствуют требованиям 6.16.

При получении результатов, не соответствующих требованиям 6.16, рельсы подвергают высокому отпуску на твердость не более 321 НВ с последующей приемкой их как нетермоупрочнениых.

Размеры и форму поперечного сечения (5.1), диаметр болтовых отверстий и размеры, определяющие их расположение (5.2.5.3), косину торцов рельсов (5.5) проверяют шаблонами, калиброванными в установленном порядке. Шаблоны и методы котроля согласовывают с инспекцией МПС 1Ч>

Отклонение профиля от симметричности (асимметричность) определяют по смешению подошвы относительно головки рельса.

Расположение болтовых отверстий по высоте контролируют по клиновой части пазухи рельса.

Допускается проведение контроля размеров, доступных для измерения (высоты рельса и ширины подошвы), с помощью универсального измерительного инструмента по ГОСТ 26877 или другими средствами, обеспечивающими требуемую точность измерений, но арбитражный контроль проводят только шаблонами.

Допускается измерение кривизны оптическим и другими методами, аттестованными по ГОСТ Р 8.563.

Для рельсов категорий Т1, Т2 и Н допускается определение отклонений от прямолинейности по наибольшему зазору по хорде между рельсом и контрольной линейкой длиной 1.5 м.

Отклонение от прямолинейности концов рельсов (5.6.3) определяют по наибольшему зазору по хорде или касательной между рельсом и контрольной линейкой длиной 1,5 м.

При определении отклонения концов рельсов от прямолинейности вертикально вниз ближайшая от торца точка касания контрольной линейки с поверхностью рельса должна быть расположена

на расстоянии не менее 0,6 м от торца. Отклонение конца рельса вниз измеряют в точке, расположенной на расстоянии (15 ± 3) мм от торца.

Рисунок 3 — Схема вырезки микрошлифа


Конструкция контрольной линейки должна быть жесткой. Отклонение от плоскостности рабочих поверхностей линейки должно быть не более 0,05 мм.

Допускается определение скручивания рельсов проводить оптическим и другими методами, аттестованными по ГОСТ Р 8.563.

15

ГОСТ Р 51685-2000

Определение содержания химических элементов в стали (6.2) проводят по ГОСТ 22536.1 — ГОСТ 22536.5, ГОСТ 22536.7 - ГОСТ 22536.12, ГОСТ 17745, ГОСТ 18895. ГОСТ 28033.

Химический состав стали допускается определять другими методами, аттестованными по ГОСТ Р 8.563 и не уступающими стандартизованным методикам по точности.

За строчку неметаллических включений принимают видимую на полированной поверхности шлифа группу точечных или сплошных включений, расположенных вдоль направления прокатки.

Длину строчек неметаллических включений оценивают на металлографическом микроскопе при увеличении от 90 до 110 раз. Разорванную строчку считают сплошной, если суммарное расстояние между отдельными группами включений, расположенных на одной липин, не превышает суммарной .глины этих групп, а параллельно расположенные группы включений смещены относительно друг друга на расстояние не более 0,5 мм.

Загрязненность неметаллическими включениями оценивают по максимальной длине строчки, обнаруженной при просмотре всех шести шлифов.

Допускается выявлять макроструктуру снятием серных отпечатков по Бауману по методике ГОСТ 10243 с поперечных темплетов полного сечения рельса шли непосредственно с торцов контролируемых рельсов после соответствующей подготовки поверхности торцов по ГОСТ 10243.

Оценку дефектов макроструктуры проводят по шкалам, согласованным предприятием-изготовителем с МПС РФ.

Рельсы категории В контролируют по сечению шейки и головки.

Расслоение или раздвоение стружки при вырубке считают признаком дефекта.

Рельсы категории В (6.9) подвергают неразрушающему инструментальному ко1ггролю качества поверхности катания и основания подошвы по методике, согласованной с МПС РФ.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Твердость по сечению рельсов определяют на поперечном темплете рельса толщиной не менее 20 мм, вырезанном на расстоянии не менее 150 мм от торца рельса. Твердость определяют на поверхности катания головки темплета и в четырех точках поперечного сечения: в головке на расстоянии 10 и 22 мм от поверхности катания по вертикальной оси рельса, в середине шейки и на пере подошвы на расстоянии 9 мм от ее края.

16

ГОСТ Р 51685-2000

однократкому удару грузом, падающим с заданной высоты (таблица 10). Температура пробы должна соответствовать указанной в 6.15.

Допускается проводить контроль на микрошлифе, вырезанном из головки образца для испытаний на растяжение.

наименование или условное обозначение предприятия-изготовителя;

обозначение настоящего стандарта;

тип рельсов;

категорию рельсов;

марку стали;

отпечатки или описание приемочных клейм инспекции МПС или другого потребителя и описание маркировки рельсов красками;

количество рельсов с указанием их длины и массы;

дату оформления документа о качестве рельсов;

номер вагона или другого транспортного средства;

наименование и адрес покупателя;

номер заказа (договора).

Документ о качестве рельсов должен быть подписан ОТК. предприятия-изготовителя, а рельсов, отгружаемых МПС РФ, и инспекцией МПС РФ.

17

ГОСТ Р 51685-2000


ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное)


Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров



18


ГОСТ Р 51685-2000



Рисунок А.2 — Рельс типа Р65


19


ГОСТ Р 51685-2000



Рисунок А.З — Рельс типа Р65К


20


ГОСТ Р 51685-2000



Рисунок А.4 — Рельс типа Р75

ПРИЛОЖЕНИЕ А. (Поправка).


21


ГОСТ Р 51685—2000

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(справочное)

Расчетные параметры конструкции рельса

Таблица Б. I

IIаименавамие параметра

Значение параметра для рельса типа

Р50

Р65

Р65К

P7S

Плошадь поперечного сечения рельса, см2

65.99

82.65

82.38

95,037

Расстояние от иен гра тяжести, мм: до низа подошвы

70.50

81.30

80,60

88.20

до верха головки

81.50

98.70

100.40

103.8

Расстояние от иентра кручения, мм: до низа подошвы

40.10

39,40

38.20

45.80

до верха головки

111,90

140.60

141.80

146,20

Момент инерции рельса относительно вертикальной оси, см4:

всего рельса

375

564

557

665

ГОЛОВКИ

91

106

103

143

подошвы

278

445

439

508

Момент инерции рельса относительно горизонтальной оси. см*:

всего рельс;!

2011

3540

3495

4491

ГОЛОВКИ

986

1728

1698

2198

подошвы

915

1539

1532

2005

Момент сопротивления. cmj: по низу подошвы

285

435

434

509

по верху головки

245

358

348

432

по боковой грани подошвы

55

75

73

89

Момент инерции рельса при его кручении, см4

201

288

285

401

Секториальный момент инерции, см6

1.0х 104

1,9 х 104

1,84 х ПН

2,6 х ПН

Жесткость поперечного сечения рельса. кН/см2: при его чистом кручении

163,2 х 10*

233.5 х 106

229.4 х 10*

325,0 х 10*

при его стесненном кручении

144,0 х 10*

180.0 х 10*

177.0 х 10*

234,0 х 10*

Теоретическая линейная масса одного метра ретьса (при плотности стали 7850 кг/м2), кг

51,80

64.88

64,67

74,60

Плошадь элементов сечения рельса. % от обшей площади: головка

38,12

34.11

33,52

37.42

шейка

24.46

28,52

28.78

26.54

подошва

37.42

37,37

37.70

36.04

Коэффициент линейного теплового расширения сталии 10*. град-1

11.8

22

ГОСТ Р 51685-2000

УДК 625.143:006.354


ОКС 45.080


В42


ОКП 09 2100


Ключевые слова: железнодорожные рельсы, классификация. конструкция и размеры, технические требования, правила приемки, методы испытаний, транспортирование и хранение


23


Рел актор Л.В. Каретникова Технический рехак тор В.Н. Прусакова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка Л.А. Круговой

Подписано в печать 12.04.2006. Формат 60x84%. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл. печ. л. 5.26. Уч.-им. л. 2.50. Тираж 134 экх Зак. 248. С 2697.

ФГУП •Стандартмкформ*, 123995 Москва, Гранатным пер.. 4. www.goMinfd.ru info?! goxlinfo.ru Набрано во ФГУП • Станпаргинформ» на ПЭВМ.

Отпечатано в филиале ФГУП •Стандартмнформ* — тип. «Московский печатник». 10S062 Москва. Лялин пер.. 6

Изменение № 2 ГОСТ Р 51685—2000 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

Утверждено и введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому радулнрованию и метрологии от 12.10.2010 № 296-ст

Дата введения 2010—11—01

Раздел I дополнить абзацем:

«Выполнение требований, установленных в пунктах 5.6 (подпункты 5.6.1—5.6.3); 5.7; 6.2—6.8; 6.10—6.12 настоящего стандарта, обеспечивает соблюдение требований безопасности, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации в сфере технического регулирования на железнодорожном транспорте».

Раздел 2. Заменить ссылки: ГОСТ 1497-84 на ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892—84) Металлы. Методы испытаний на растяжение; ГОСТ 7565—81 на ГОСТ 7565—81 (ИСО 377-2—89) Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава; ГОСТ 9012—59 на ГОСТ

(Продолжение см. с. 18)

(Продолжение Изменения № 2 к ГОСТ Р 51685—2000)

9012-59 (ИСО 410—82, ИСО 6506-81); ГОСТ 22536.5-87 на ГОСТ 22536.5-87 (ИСО 629-82).

Пункт 6.2. Первый абзац дополнить словами: «подвергнутой внепеч-ной обработке и вакуумированию».

Пункт 6.6 изложить в новой редакции:

«6.6 Технология производства должна обеспечивать отсутствие флокенов в рельсах.

При массовой доле водорода в жидкой стали в промежуточном ковше:

Пункт 7.2.2. После слов «внутренних дефектов (6.8)» дополнить словами: «в том числе флокенов 6.6».

(Продолжение см. с. 19)

(Продолжение Изменения № 2 к ГОСТ Р 51685—2000)

11ункт 7.4. Первый абзац изложить в новой редакции:

«Химический состав стали каждой плавки (6.2) определяют анализом ковшевой пробы. Массовую долю кислорода (6.4) определяют анализом проб, отобранных от готовых рельсов. Допускается в качестве заготовок образцов для определения кислорода использовать головки разрушенных образцов, испытанных на растяжение. Массовую долю водорода в жидкой стали (6.6) определяют на каждой плавке в промежуточном ковше в середине разливки, при этом на первой плавке в серии дополнительно проводят се определение в начале разливки».

Пункт 7.6 изложить в новой редакции:

«7.6 Рельсы, прокатанные из заготовок, прошедших противофлоксн-ную обработку по 6.6, и рельсы, прошедшие противофлокенную обработку по 6.6. дополнительно к ультразвуковому контролю по 7.2.2 подвергают выборочному контролю на отсутствие флокенов. Объем контроля — одна проба от одного из рельсов плавки. Дня контроля отбирают полнопрофильную пробу рельса дпиной 200—250 мм. При обнаружении флокенов все рельсы контролируемой плавки считают нс соответствующими требованиям настоящего стандарта.

Заготовки, прошедшие противофлокенную обработку с нарушением режимов, обеспечивающих отсутствие флокенов, па производство рельсов нс назначают.

Рельсы, прошедшие противофлокенную обработку с нарушением

(Продолжение см. с. 20)

(Продолжение Изменения № 2 к ГОСТ Р 51685—2000)

режимов, обеспечивающих отсутствие флокенов, считают нс соответствующими требованиям настоящего стандарта».

Пункт 8.6 дополнить абзацем (после второго):

«Массовую долю водорода в жидкой стали (6.6) определяют по равновесному парциальному давлению водорода с применением системы зондового измерения».

Пункт 8.7. Первый абзац дополнить словами: «При изготовлении микрошлифов с применением специализированного шли фо вал ьно-полировального оборудования допускается снятие фасок размером не более 3x3 мм на углах боковых граней микрошлифов».

Раздел 8 дополнить пунктом — 8.18:

«8.18 Для проверки наличия или отсутствия флокенов в рельсах используют сплошной нсразрушаюший ультразвуковой контроль внутренних дефектов по 7.2.2 и выборочный разрушающий контроль для рельсов. изготовленных из стали с содержанием водорода свыше 0.00020 % (2,0 ppm) до 0.00025 % (2,5 ppm) включительно, на пробах, отобранных согласно 7.6.

При выборочном контроле из головки пробы рельса методами холодной механической обработки (строжки, шлифовки) изготовляют тсм-плст, продольная поверхность которого совпадает с плоскостью симметрии рельса. Высота тсмплста равна высоте головки рельса.

Контроль флокенов проводят визуально на фрезерованной или шлифованной поверхности тсмплста после се травления по ГОСТ 10243».

(ИУС№ 12 2010 г.)

Изменение № I ГОСТ Р 51685—2000 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

Утверждено и введено в действие Приказом Федеральною агентства но техническому регулированию и метрологии от 19.04.2005 № 90-ст

Дата введения 2005—10—01

Раздел 1. Второй абзац исключить.

Пункт 6.2. Таблицу 6 ихтожить в ноной редакции:

Таблица 6 — Химический состав стали

Тип рельса

Марка стахи

Массовая доля элементов. %

Углерод

Марганец

Кремний

Ванадий

Тиган

Храм

фосфор

Сера

Алюминий

нс более

Р50. Р65, Р75

К78ХСФ

Э78ХСФ

0.74—

0,82

0.75

1.15

0,40

0,80

0,05

0,15

0,40

0,60

0.025

0.025

0.005

М76Ф

0,71

0,82

0,250.60

0.030,15

0.035

0.040

0,020

К76Ф

0,025

0,025

Э76Ф

0,025

0.025

М76Т

0,007

— 0,025

0,035

0.040

К76Т

0,025

0.025

Э76Т

0,025

0.025

(Продолжение см. с. 17)

(Продолжение изменения № I к ГОСТ Р 51685—2000)

Окончание таблицы 6

Тип рслыгл

М:|рка стали

Массоная доля элементов, %

Углерод

Марганец

Кремний

Ванадии

Титан

Хром

<1*х-фер

Сера

Алюминий

нс более

Р50,

Р65, Р75

М76

0.71

0.82

0,751.15

0,250,60

0.035

0.040

0.025

К.76

0.025

0,025

Э76

0,025

0,025

P65K

К86Ф

Э86Ф

0,83— 0.90

0.03

0.15

Не более 0.30

0.025

0.025

0.010

Примечания

  • 1 В марках стали буквы IM, К и Э обозначают способ выплавки стали, цифры — среднюю массовую долю углерода, буквы Ф, С, X. Т — легирование стали ванадием, кремнием, хромом и титаном соответственно.

  • 2 В марках стали, где хром, никель и медь являются остаточными элементами, массовая доля каждого из них нс должна быть более 0,20 %, а суммарная массовая доля этих элементов — более 0,50 %. Суммарная массовая доля никеля и меди в стали марок К78ХСФ. Э78ХСФ, К86Ф и Э86Ф нс должна быть более 0.35 %.

Пункт 6.5. Второй абзац изложить в новой редакции:

«Длина строчек хрупкоразрушенных сто жмых окислов (алюминатов, силикатов, шпинелей и других) не должна превышать, мм:

0,5 — для рельсов категории В:

2,0 — для рельсов категории Т1 из конвертерной и электростали;

4,0 — для рельсов категории TI из мартеновской стали;

8,0 — для рельсов категорий Т2 и Н».

Пункт 6.11. Последний абзац после слов «снятие фаски» дополнить словами: «размером 1,5—3,0 мм под углом около 45"».

Пункт 6.13. Таблицу 8 дополнить примечанием:

«Примечание — Ударная вязкость рельсов типа Р65К категории Т1 должна быть не менее 20 Дж/см2 (2,0 кгм-м/см2)».

Пункт 6.14. Таблицу 9 дополнить примечанием:

«П р и м с ч а н и с — Рельсы типа Р65К повышенной твердости на поверхности катания должны иметь твердость от 375 НВ до 415 НВ».

(Продолжение см. с. 18)

(Продолжение изменения № I к ГОСТ Р 51685- 2000)

Пункт 6.17 изложить в новой редакции:

«6.17 Микроструктура металла головки термоупрочненных рельсов должна представлять собой мелкодисперсный пластинчатый перлит (тро-остит или сорбит закалки), допускаются мелкие разрозненные участки феррита. На глубине нс более 2 мм от поверхности катания головки допускается наличие бейнита».

Пункт 7.2.1. Таблица 11. Графа «Объем выборки для рельсов категории». Заменить слова: «Каждый 20-й рельс или 5 % рельсов, по нс менее трех рельсов» на «Один рельс»;

таблицу дополнить примечанием:

«Примечание — Периодичность испытаний рельсов категории В на остаточные напряжения и микроструктуру — каждая 5-я плавка».

Пункт 7.11. Четвертый абзац. Исключить слова: «при поплавочном контроле или десять рельсов до и десять после двадцатого порядкового рельса (при контроле каждого двадцатого рельса по ходу технологического потока)*;

пятый абзац после слов «термоупрочнению рельсы» дополнить словами: «данной плавки».

Пункт 7.16 исключить.

Пункт 8.10. Первый абзац изложить в новой редакции:

«Контроль качества поверхности, торцов и болтовых отверстий рельсов (6.10—6.12) проводят внешним осмотром. В необходимых случаях наличие и глубину поверхностных дефектов и расслоений в торцах проверяют пробной вырубкой, местным «светлснисм* абразивным инструментом или другим способом, гарантирующим правильность определения».

(ИУС№7 2005 г.)

Изменение № 1 ГОСТ Р 51685—2000 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

Утверждено и введено в действие Приказом Федерального шеитства по техническому регулированию и метрологии от 19.04.2005 № 90-ст

Дата введения 2005—10—01

Раздел 1. Второй абзац исключить.

Пункт 6.2. Таблицу 6 изложить в попой редакции:

Таблица 6 — Химический состав стали

Тми редка

Марка Спим

Массовая доля элементов. %

Углерод

Марганец

Кремни ii

Канадий

Тиган

Хром

Фосфор

Сера

Алюминий

не более

Р50, Р65.

Р75

К78ХСФ

Э78ХСФ

0,74—

0,82

0.75—

1.15

0.40—

0,80

0.05— 0,15

0.40

0,60

0.025

0.025

0.005

М76Ф

0,71

0,82

0,250.60

0.03

0,15

0,035

0.040

0,020

К76Ф

0,025

0.025

Э76Ф

0,025

0.025

М76Т

0,007

— 0.025

0,035

0.040

К76Т

0,025

0.025

Э76Т

0,025

0.025

(Продолжение см. с. 17)

(Продолжение изменения № I к ГОСТ Р 51685—2000)

Окончание таблицы 6

Тип рСЛЫГД

Марка стали

Массовая лиги элементов. 'г

Углерод

Марг а ней

Крем-ник

Ванадий

Гитан

Хром

Фос-фер

Сера

Алюминии

нс более

Р50.

Р65. Р75

М76

0.71

0.82

0,75—

1.15

0,25

0.60

0.035

0.040

0.025

К.76

0.025

0.025

Э76

0,025

0,025

Р65К

КХ6Ф

Э86Ф

0,83—

0.90

0.03—

0.15

Не более 0.30

0.025

0.025

0.010

Примечания

  • 1 В марках стали буквы М, К и Э обозначают способ выплавки стали, цифры — среднюю массовую долю углерода, буквы Ф. С. X. Т — легирование стали ванадием, кремнием, хромом и титаном соответственно.

  • 2 В марках стали, где хром, никель и медь являются остаточными элементами, массовая доля каждого из них нс должна быть более 0,20 %, а суммарная массовая доля этих хтсмснтов — более 0,50 %. Суммарная массовая доля никеля и меди в стали марок К78ХСФ, Э78ХСФ, К86Ф и Э86Ф нс должна быть более 0.35 %.

Пункт 6.5. Второй абзац изложить в новой редакции:

«Длина строчек хрупкоразрушсиных сложных окислов (алюминатов, силикатов, шпинелей и других) не должна превышать, .мм:

0,5 — для рельсов категории В:

2,0 — для рельсов категории Т1 из конвертерной и электростали;

4,0 — для рельсов категории TI из мартеновской стали;

8,0 — для рельсов категорий Т2 и Н».

Пункт 6.11. Последний абзац после слов «снятие фаски» дополнить слонами: «размером 1,5—3,0 мм под углом около 45"».

Пункт 6.13. Таблицу 8 дополнить примечанием:

«П ри меч анис — Ударная вязкость рельсов типа Р65К категории Т1 должна быть не менее 20 Дж/см2 (2,0 кгум/см2)».

Пункт 6.14. Таблицу 9 дополнить примечанием:

«Примечание — Рельсы типа Р65К повышенной твердости на поверхности катания должны иметь твердость от 375 НВ до 415 НВ».

(Продолжение см. с. 18)

(Продолжение изменения № 1 к ГОСТ Р 516X5—2000)

Пункт 6.17 изложить в новой редакции:

«6.17 Микроструктура металла головки термоупрочненных рельсов должна представлять собой мелкодисперсный пластинчатый перлит (тро-остит или сорбит закалки), допускаются мелкие разрозненные участки феррита. На глубине нс более 2 мм от поверхности катания головки допускается наличие бейнита*.

Пункт 7.2.1. Таблица 11. Графа «Объем выборки для рельсов категории». Заменить слова: «Каждый 20-й рельс или 5 % рельсов, но не менее трех рельсов» на «Один рельс»;

таблицу дополнить примечанием:

«Примечание — Периодичность испытаний рельсов категории В на остаточные напряжения и микроструктуру — каждая 5-я плавка».

Пункт 7.11. Четвертый абзац. Исключить слова: «при поплавочном контроле или десять рельсов до и десять после двадцатого порядкового рельса (при контроле каждого двадцатого рельса по ходу технологического потока)*;

пятый абзац после слов «термоупрочнению рельсы» дополнить словами: «данной плавки».

Пункт 7.16 исключить.

Пункт 8.10. Первый абзац изложить в новой редакции:

«Контроль качества поверхности, торцов и болтовых отверстий рельсов (6.10—6.12) проводят внешним осмотром. В необходимых случаях наличие и глубину поверхностных дефектов и расслоений в торцах проверяют пробной вырубкой, местным «светленном» абразивным инструментом или другим способом, гарантирующим правильность определения».

(ИУС№7 2005 г.)

Изменение № 2 ГОСТ Р 51685—2000 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

Утверждено и введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому радулнрованию и метрологии от 12.10.2010 № 296-ст

Дата введения 2010—11—01

Раздел I дополнить абзацем:

«Выполнение требований, установленных в пунктах 5.6 (подпункты 5.6.1—5.6.3); 5.7; 6.2—6.8; 6.10—6.12 настоящего стандарта, обеспечивает соблюдение требований безопасности, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации в сфере технического регулирования на железнодорожном транспорте».

Раздел 2. Заменить ссылки: ГОСТ 1497-84 на ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892—84) Металлы. Методы испытаний на растяжение; ГОСТ 7565—81 на ГОСТ 7565—81 (ИСО 377-2—89) Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава; ГОСТ 9012—59 на ГОСТ

(Продолжение см. с. 18)

(Продолжение Изменения № 2 к ГОСТ Р 51685—2000)

9012-59 (ИСО 410—82, ИСО 6506-81); ГОСТ 22536.5-87 на ГОСТ 22536.5-87 (ИСО 629-82).

Пункт 6.2. Первый абзац дополнить словами: «подвергнутой внепеч-ной обработке и вакуумированию».

Пункт 6.6 изложить в новой редакции:

«6.6 Технология производства должна обеспечивать отсутствие флокенов в рельсах.

При массовой доле водорода в жидкой стали в промежуточном ковше:

Пункт 7.2.2. После слов «внутренних дефектов (6.8)» дополнить словами: «в том числе флокенов 6.6».

(Продолжение см. с. 19)

(Продолжение Изменения № 2 к ГОСТ Р 51685—2000)

11ункт 7.4. Первый абзац изложить в новой редакции:

«Химический состав стали каждой плавки (6.2) определяют анализом ковшевой пробы. Массовую долю кислорода (6.4) определяют анализом проб, отобранных от готовых рельсов. Допускается в качестве заготовок образцов для определения кислорода использовать головки разрушенных образцов, испытанных на растяжение. Массовую долю водорода в жидкой стали (6.6) определяют на каждой плавке в промежуточном ковше в середине разливки, при этом на первой плавке в серии дополнительно проводят се определение в начале разливки».

Пункт 7.6 изложить в новой редакции:

«7.6 Рельсы, прокатанные из заготовок, прошедших противофлоксн-ную обработку по 6.6, и рельсы, прошедшие противофлокенную обработку по 6.6. дополнительно к ультразвуковому контролю по 7.2.2 подвергают выборочному контролю на отсутствие флокенов. Объем контроля — одна проба от одного из рельсов плавки. Дня контроля отбирают полнопрофильную пробу рельса дпиной 200—250 мм. При обнаружении флокенов все рельсы контролируемой плавки считают нс соответствующими требованиям настоящего стандарта.

Заготовки, прошедшие противофлокенную обработку с нарушением режимов, обеспечивающих отсутствие флокенов, па производство рельсов нс назначают.

Рельсы, прошедшие противофлокенную обработку с нарушением

(Продолжение см. с. 20)

(Продолжение Изменения № 2 к ГОСТ Р 51685—2000)

режимов, обеспечивающих отсутствие флокенов, считают нс соответствующими требованиям настоящего стандарта».

Пункт 8.6 дополнить абзацем (после второго):

«Массовую долю водорода в жидкой стали (6.6) определяют по равновесному парциальному давлению водорода с применением системы зондового измерения».

Пункт 8.7. Первый абзац дополнить словами: «При изготовлении микрошлифов с применением специализированного шли фо вал ьно-полировального оборудования допускается снятие фасок размером не более 3x3 мм на углах боковых граней микрошлифов».

Раздел 8 дополнить пунктом — 8.18:

«8.18 Для проверки наличия или отсутствия флокенов в рельсах используют сплошной нсразрушаюший ультразвуковой контроль внутренних дефектов по 7.2.2 и выборочный разрушающий контроль для рельсов. изготовленных из стали с содержанием водорода свыше 0.00020 % (2,0 ppm) до 0.00025 % (2,5 ppm) включительно, на пробах, отобранных согласно 7.6.

При выборочном контроле из головки пробы рельса методами холодной механической обработки (строжки, шлифовки) изготовляют тсм-плст, продольная поверхность которого совпадает с плоскостью симметрии рельса. Высота тсмплста равна высоте головки рельса.

Контроль флокенов проводят визуально на фрезерованной или шлифованной поверхности тсмплста после се травления по ГОСТ 10243».

(ИУС№ 12 2010 г.)

к ГОСТ Р 51685—2000 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

В каком месте

Напечатано

Должно быть

Пункт 5.1. Таблица 1. Графа Р75. Для размера «Высота шейки Ь»

104

104,4

Пункт 6.2. Табли-

элементов — хрома (в

элементов — хрома, ни-

на 6. Примечание 2

рельсах категорий Tl, Т2

ксля и меди нс более

Приложение А.

Рисунок А. 1

и Н), никеля и меди нс более 0,15 % каждого, при суммарной массовой доле л их элементов нс более 0,40 %

93,5

0.15 % каждого, при суммарной массовой доле этих элементов нс более 0,40 %

83,5

рисунок А. 3

R3

R5

(МУС № 9 2001 г.)

к ГОСТ Р 51685—2000 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

В каком месте

Напечатано

Должно быть

Пункт 5.1. Таблица 1. Графа Р75. Для размера «Высота шейки Ь»

104

104.4

Пункт 6.2. Табли-

элементов — хрома (в

элементов — хрома, ни-

на 6. Примечание 2

рельсах категорий Tl, Т2

ксля и меди нс более

Приложение А.

Рисунок А. 1

и Н), никеля и меди нс более 0,15 % каждого, при суммарной массовой доле этих элементов нс более 0,40 %

93,5

0,15 % каждого, при суммарной массовой доле этих элементов нс более 0.40 %

83,5

рисунок А.З

R3

R5

(МУС № 9 2001 г.)