ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


ГОСТР 55941 — 2014


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЛЬСЫ ТРАМВАЙНЫЕ ЖЕЛОБЧАТЫЕ

Технические условия

(EN 14811:2006+А1:2009, NEQ)

Издание официальное


Москва Стандаргинформ 2019


ГОСТ Р 55941—2014

Предисловие

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. No 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

© Стандартинформ. оформление. 2014. 2019

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ Р 55941—2014

Содержание

Приложение А (справочное) Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров.... 10

Приложение Б (справочное) Расчетные параметры конструкции рельсов

Библиография.

III

ГОСТ Р 55941—2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЛЬСЫ ТРАМВАЙНЫЕ ЖЕЛОБЧАТЫЕ

Технические условия

Grooved rails. Specifications

Дата введения — 2015—01—01

Настоящий стандарт распространяется на трамвайные желобчатые рельсы (далее — рельсы), предназначенные для путей городского электрического транспорта.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных — последнее издание (включая все изменения).

ГОСТ 1497 Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 2789 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7565 Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 7566 Металлопродукция. Правила приемки, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 9012 Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 18895 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа

ГОСТ 21014 Прокат черных металлов. Термины и определения дефектов поверхности

ГОСТ 22536.0 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа

ГОСТ 22536.1 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита

ГОСТ 22536.2 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы

ГОСТ 22536.3 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора

ГОСТ 22536.4 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния

ГОСТ 22536.5 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца

ГОСТ 22536.7 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома

ГОСТ 22536.8 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения меди

ГОСТ 22536.9 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля

ГОСТ 22536.12 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения ванадия

ГОСТ Р 8.563 ГСИ. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 50542 Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения

ГОСТ Р 51685 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую

Издание официальное

ГОСТ Р 55941—2014

версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50542 и ГОСТ 21014.

Рельсы трамвайные желобчатые подразделяют:

- по конструкции на типы:

- по точности изготовления на группы:

- по прямолинейности на классы:

- по наличию болтовых отверстий на концах:

Таблица 1 — Основные размеры поперечного сечения рельсов

Размер поперечного сечения

Обозначение

Значение размера для рельса типа

РТ58

РТ6ОЕ

РТ62

РТ62Е

Высота рельса

н

180.8

180.0

180.8

180.0

Ширина подошвы

в

150.0

180,0

150.0

180.0

Ширина головки

ь

58,0

56.0

58.0

56.03

Ширина желоба верхняя

к

35,0

36.0

35.0

34,44

Глубина желоба

С

40,8

47,0

40.8

41,0

Толщина губы верхняя

а

14,0

21.0

23.0

25,53

Смещение верхней кромки губы относительно поверхности катания головки

п

4.8

5.0

4.2

0.0

Толщина шейки

е

12,0

12.0

12.0

12.0

Высота пазухи под накладку:

  • - со стороны головки;

  • - со стороны губы

*1

h2

121.63

99.12

121.85

93.95

21,63

99.12

121.80

100.00

2

ГОСТ Р 55941—2014

Рисунок 1 — Основные размеры поперечного сечения желобчатых рельсов

Допускается изготовление рельсов других типов по чертежам, согласованным в установленном порядке, или в соответствии с Европейским стандартом [1].

Предельные отклонения основных размеров и формы рельсов не должны превышать показателей, приведенных в таблице 2.

Примечание — Рельсы типов РТ60Е и РТ62Е по форме и размерам поперечного сечения соответствуют рельсам типов 60R1 и 62R1 по Европейскому стандарту [1].

Предельные отклонения длины рельса ± 10 мм.

Примечания

Таблица 2 — Предельные отклонения размеров и формы профиля рельсов

В миллиметрах

Элемент сечения рельса

Класс точности

X

Y

Высота рельса. Н

± 1.5

±2

Ширина подошвы. В

+ 1

-3

3

ГОСТ Р 55941—2014

Окончание таблицы 2

Элемент сечения рельса

Класс точности

X

Y

Ширина головки, b

± 1

+ 4 -2

Ширина желоба верхняя, к

11

+ 3 -1

Глубина желоба, с

1 1

♦ 1 -3

Толщина губы верхняя, а

12

+ 3

-1

Смещение верхней кромки губы относительно поверхности катания головки, л

12

+ 3 -2

Толщина шейки, е

+ 1 -0.5

11

Высота пазухи под накладку. hv />2

10.9

11.5

Выпуклость основания подошвы

1

1,25

Вогнутость основания подошвы

Не допускается

Несимметричность подошвы относительно шейки рельса

2

3

Скручивание рельса длиной 12,5 м, не более

1.5

2

(Поправка, ИУС 6—2016)

7611

23611

Рисунок 2 — Расположение ботовых отверстий рельсов

(Поправка, ИУС 6—2016)

Таблица 3 — Отклонение рельсов от прямолинейности

В миллиметрах

Отклонение от прямолинейности

Класс А на базовой длине 1.5 м

Класс 8 на базовой длине 1,0 м

Концы рельсов:

- в горизонтальном направлении, - в вертикальном направлении вверх*

Не более 1.0

Не более 1.0

Не более 0.5

Не более 0.5

4

ГОСТ Р 55941—2014

Окончание таблицы 3

Отклонение от прямолинейности

Класс А на базовой длине 1.5 м

Класс В на базовой длине 1,0 ы

Основная часть рельсов:

- в горизонтальном направлении:

- в вертикальном направлении

Не более 1,5

Не более 1.5

Рельс в целом:

  • - в горизонтальном направлении;

  • - в вертикальном направлении

Стрела прогиба не более 1/2500 длины рельса Стрела прогиба не более 1/1200 длины рельса

Стрела прогиба не более 1/2000 длины рельса Стрела прогиба не более 1/1000 длины рельса

■ Отклонение концов рельсов в вертикальном направлении вниз не допускается.

Примеры условного обозначения рельсов:

Рельс трамвайный желобчатый типа РТ58, из стали марки Э76, класса точности изготовления Y, класса прямолинейности В, нетермообработанный НТ, длиной 12,5 м. без болтовых отверстий БО по ГОСТ Р 55941—2014:

Рельс РТ58-Э76-У-В-НТ-12,5-БО-ГОСТ Р 55941—2014

Рельс трамвайный желобчатый типа РТ62Е. из стали марки Э72Г. класса точности изготовления X. класса прямолинейности А, с термически упрочненной поверхностью катания и желоба Т. длиной 12,5 м, с двумя болтовыми отверстиями на обоих концах 20 по ГОСТ Р 55941—2014:

Рельс РТ62Е-Э72Г-Х-А-Т-12.5-2О-ГОСТ Р 55941—2014

(Поправка, ИУС 6—2016)

Таблица 4

Марка стали

Массовая доля элементов. %

углерод

марганец

кремний

хром

ванадий

никель

медь

сера

фосфор

не более

Э76

К76

0.71—0,82

0.74—1,05

0,18—0.40

0.30

0,30

0.30

0.025

0.025

Э72Г К72Г

0.62—0,80

0,70—1.20

0.15-0.58

Э76ХФ

К76ХФ

0.71—0.82

0,75—1.25

0,25—0.60

0.25—0,60

0.03—0,15

Допускается изготовление рельсов из стали марок по ГОСТ Р 51685.

ГОСТ Р 55941—2014

-0,02

-0,02

При массовой доле водорода свыше 0.00025 % (2.5 ppm) до 0.0003 % (3 ppm) включительно допускается проводить противофлокенную обработку заготовок или рельсов.

Поверхностные дефекты глубиной не более 1.0 мм допускается подвергать пологой зачистке. Отпечатки на боковой грани подошвы должны быть полого зачищены.

Таблица 5

Марка стали

Вид термического упрочнения

Временное сопротивление. ов. Н/мм2

Относительное удлинение. %

Твердость. НВ

на поверхности катания

в точке 1

в точке 2

не менее

Э76.

К76

НТ

820

6.0

260

Э76ХФ

К76ХФ

нт

980

8.0

300

Э72Г.

К72Г

т

1180

8,0

340—390

320

300

На торцах рельсов не допускаются заусенцы, расслоения и трещины.

Маркировочные знаки должны быть высотой от 20 до 25 мм и выступать на 0,6—1.3 мм с плавным переходом к поверхности шейки.

6

ГОСТ Р 55941—2014

Маркировку наносят на расстоянии более 1 м от торцов рельса. Маркировочные знаки должны быть высотой около 16 мм. глубиной от 0.5 до 1.5 мм с углом наклона около 10° к вертикальной оси рельса. Знаки должны быть четкими, без острых очертаний контуров и вершин.

Документ о качестве должен быть подписан службой технического контроля предприятия-изготовителя.

Приемку рельсов проводит служба технического контроля предприятия-изготовителя. Приемку проводят по результатам приемочного контроля, включающего приемо-сдаточные испытания и сплошной контроль.

При контроле флокенов отбирают одну пробу от одного рельса каждой пятой плавки. При массовой доле водорода в жидкой стали менее 0.00025 % (2,5 ppm) контроль флокенов в рольсах не проводят.

При получении неудовлетворительных результатов испытаний рельсов хотя бы по одному показателю по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке. Результаты повторных испытаний являются окончательными.

Допускается определение химического состава стали другими методами, аттестованными по ГОСТ Р 8.563.

Массовую долю водорода в жидкой стали определяют по равновесному парциальному давлению водорода с применением системы зондового измерения.

ГОСТ Р 55941—2014

При необходимости общую кривизну рельсов контролируют по величине стрелы прогиба, которую измеряют по наибольшему зазору между поверхностью рельса и стальной струной, натянутой между его концами.

В необходимых случаях наличие и глубину поверхностных дефектов и расслоений на торцах рельсов контролируют пробной вырубкой. Расслоение или раздвоение стружки при вырубке считают признаком дефекта.

Рисунок 3 — Расположение образца для определения механических свойств

Место определения твердости на поверхности катания рельса или темплета. вырезанного из пробы, должно быть зачищено для удаления окалины и обезуглероженного слоя металла на глубину не более 0,5 мм. Шероховатость зачищенной поверхности не должна превышать 25 по ГОСТ 2789.

Рельсы с термически упрочненной поверхностью катания и желоба дополнительно контролируют на твердость по сечению головки и губы. Расположение точек контроля твердости приведено на рисунке 4.

Примечание — Твердость по сечению головки и губы рельса в точках контроля, обозначенных одной и той же цифрой, должна соответствовать твердости, установленной в 6.6.

ГОСТ Р 55941—2014

Ы2

Ы4

Рисунок 4 — Расположение точек контроля твердости по сечению головки и губы



Рельсы транспортируют железнодорожным, речным и морским видами транспорта по правилам перевозок, действующим на соответствующем виде транспорта.

По согласованию изготовителя с потребителем рельсы транспортируют поштучно или плотно увязанными в пачки с обвязкой по ГОСТ 7566.

ГОСТ Р 55941—2014

Приложение А (справочное)

Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров

6 19

h

Ав

ВС

СО

9

57,8913

35 2408

138571

10

58.0833

34 7738

14.1429

14

58.7500

32.9643

15,2857

Рисунок А.1 — Профиль желобчатого рельса типа РТ58

(Поправка. ИУС 6—2016)

10

ГОСТ Р 55941—2014




h

АВ

вс

со

9

36.0652

20.8673

10

56.1350

35,7300

21 1350

14

56 8017

34 3967

21 2040


Рисунок А.2 — Профиль желобчатого рельса типа РТ60Е

(Поправка. ИУС 6—2016)

11


ГОСТ Р 55941—2014


116

61,9


h

АВ

ВС

СО

9

57.8913

35.2408

22.8571

10

58.0833

34.7738

23,1428

14

58.7500

32.9643

24.2857


Рисунок А.З — Профиль желобчатого рельса типа РТ62


(Поправка, ИУС 6—2016)


12


ГОСТ Р 55941—2014



h

АВ

ВС

СО

9

56,0002

34.4974

25.5024

10

56.1683

34.1626

25.6691

14

56.8350

32.8293

26.3357


Рисунок А.4 — Профиль желобчатого рельса типа РТ62Е

(Поправка. ИУС 6—2016)


13


ГОСТ Р 55941—2014

Приложение Б (справочное)

Расчетные параметры конструкции рельсов

Б.1 Расчетные параметры рельсов приведены в таблице Б.1.

Таблица Б.1

Наименование параметра

Тип рельса

РТ58

РТ60Е

РТ62

РТ62Е

Площадь поперечного сечения рельса, мм2

7336.67

7718,70

7910.62

7945.36

Расстояние от центра тяжести, мм: - до низа подошвы;

- до верха головки

93,5

87,3

94.34

85,66

98.4

82.4

97.31

82.69

Момент инерции по оси Х-Х. см4

3282.17

3352.9

3546.91

3535,5

Момент инерции по оси У-У, см4

928,56

1041,9

Момент сопротивления, см3: - по низу подошвы;

- по верху головки

351,06

379,41

355,4

391,4

360,34

434,85

363,3

427.6

Момент сопротивления, см3: - по наружной грани головки; - по наружной грани губы

95,6

112.0

105.3

128,5

Линейная масса 1 м рельса, кг

57.59

60.59

62.10

62.37

Теоретическая масса рельса длиной 12,5 м без болтовых отверстий, кг

719,91

757.40

776.23

779,64

Теоретическая масса рельса длиной 12.5 м с болтовыми отверстиями, кг

719,64

757,13

775,96

779.37

Примечание — Площадь поперечного сечения рельса и справочные величины вычислены по номинальным размерам. При расчете массы рельса плотность стали принята равной 7850 кг/м3.

14

ГОСТ Р 55941—2014

Библиография

[1] EN 14811:2006+А1:2009 Railway applications — Track — Special purpose rail — Grooved and associated construction (Железные дороги. Верхнее строение пути. Специальные рельсы. Желобчатые рельсы и сопутствующие конструкционные профили)

15

ГОСТ Р 55941—2014

УДК 621.87.07:006.354

ОКС 45.080


Ключевые слова: трамвайные рельсы Т62, типы, размеры, прямолинейность, качество поверхности, качество торцов, химический состав, механические свойства, твердость, приемка, методы контроля. Транспортировании, хранении

Редактор Д.А. Кожемяк Технические редакторы В.Н. Прусакова. И.Е. Черепкова Корректор Е.И. Рычкова Компьютерная верстка Д.В. КардановскоО

Сдано в набор 17.09.2019. Подписано в печать 29.11.2019. Формат 60 * 84 Гарнитура Ариал Усл. леч. п. 2,33. Уч.-изд. л. 1,75.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

ИД «Юриспруденциях, 115419, Мос«ла, ул. Орджоникидзе, 11.

Создано в единичном исполнении во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМх для комплектования Федерального информационного фонда стандартов. 117416 Москва. Нахимовский лр-т, д. 31. к. 2.

Поправка к ГОСТ Р 55941—2014 Рельсы трамвайныежелобчатые. Технические условия

В месте

Напечатано

Должно быть

Пункт 5.1. Таблица?

Элемент сечения рельса

Класс точности

Элемент сечетмя рельса

Класс точности

X

Y

X

Y

Высота рельса, Н

±1,5

±2

Высота рельса, Н

±1,5

12

Ширина подошвы, В

♦ 1-3

Ширина подошвы, В

♦ 1

-3

Ширина головки, b

1 1

+ 4-2

Ширина желоба верхняя, к

1 1

+ 3-1

Ши рина головки, b

1 1

♦ 4

-2

Глубина желоба,с

± 1

♦ 1-3

Ширина желоба верхняя, к

1 1

♦ 3 -1

Толщина губы верхняя, а

±2

+ 3-1

Смещение верхней кромки губы относительно поверхности катания головки, л

12

+ 3-2

Глубина желоба, с

1 1

+ 1 -3

Толщина губы верхняя, а

±2

♦ 3

-1

Толщина шейки, е

+ 1-0,5

±1

Высота пазухи под накладку, h,, h}

±0.9

11.5

Смещение верхней кромки губы относительно поверхности катания головки, л

1 2

♦ 3 -2

Выпуклость основания подошвы

1

1.25

Вогнутость основания подошвы

Не допускается

Толщина шейки, е

+ 1

-0,5

11

Несимметричность подошвы относительно шейки рельса

2

3

Высота пазухи под накладку, h,, h2

10,9

± 1.5

Скручивание рельса длиной 12,5 м, не более

1.5

2

Выпуклость основания подошвы

1

1,25

Вогнутость основания подошвы

Не допускается

Несимметричность подошвы относительно шейки рельса

12

13

Скручивание рельса длиной 12,5 м, не более

15

2


Пункт 5.7.

Примеры условного обозначения рельсов


Примеры условного обозначения рельсов:

Рельс трамвайный желобчатый типа РТ58, из стали марки Э76, класса точности изготовления Y, класса прямо линейности В. нетер-мообработанный НТ, длиной 12,5 м, без болтовых отверстий БО по ГОСТ Р.........:

Рельс РТ58-Э76-У-В-НТ-12,5-БО-ГОСТ Р..........

Рельс трамвайный желобчатый типа РТ62Е, из стали марки Э72Г, класса точности изготовления X, класса прямолинейности А, с термически упрочненной поверхностью катания и желоба Т, длиной 12,5 м, с двумя болтовыми отверстиями на обоих концах 20 по ГОСТ Р...............

Рельс РТ62Е-Э72Г-Х-А-Т-12,5-20-ГОСТ Р..........

(Продолжение Поправки к ГОСТ Р 55941—2014)

Должно быть

23611

Примеры условного обозначения рельсов:

Рельс трамвайный желобчатый типа РТ58, из стали марки Э76, класса точности изготовления Y. класса прямолинейности В. не-термообработанный НТ, длиной 12,5 м, без болтовых отверстий ВО по ГОСТ Р 55941—2014:

Рельс PT58-376-Y-B-HT-12,5-БО-ГОСТ Р 55941 —2014

Рельс трамвайный желобчатый типа РТ62Е, из стали марки Э72Г, класса точности изготовления X, класса прямолинейности А, с термически упрочненной поверхностью катания и желоба Т, длиной 12,5 м, с двумя болтовыми отверстиями на обоих юнцах 20 поГОСТ Р 55941—2014:

Рельс РТ62Е-Э72Г-Х-А-Т-12.5-2О-ГОСТ Р 55941—2014

В «а*оы месте


Напечатано


Приложение А. Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров

40.8


h

АВ

ВС

СО

9

57.8913

35,2408

13,8571

10

58.0833

34.7738

14 1429

14

58,7500

32.9643

15.2857

(Продолжение Поправки к ГОСТ P 55941—2014)


eoei

9 0f

Рисуио» А 1 — Профиль желобчатого рельса типа РТ58


В «асом месте

Напечатано


Приложение А. Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров

(Продолжение ПопраекикГОСТ Р 55941—2014)


Должно быть


94 34

69 05

Рисунок А 2 — Профиль желобчатого рельса типа РТ60Е


В каком месте


Напечатано


Приложение А. Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров

61 9


/>

АВ

ВС

CD

9

57,8913

35.2408

22,8571

10

58.0833

34 7738

23.1428

14

58.7500

32.9643

24.2857

Рисунок А 3— Профиль желобчатого рельса типа РТ62

Рисунок А 4 — Профиль желобчатого рельса типа РТ62Е

(Продолжение ПопраекикГОСТ Р 55941—2014)


180,8

вОР

Рисуиож А.З — Профиль желобчатого рельса типа РГ62


(Продолжение ПопраехикГОСТ Р 55941—2014)

В «жом месте

Приложение А. Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров


Напечатано


Должно быть



h

АВ

ВС

СО

9

56 0002

34.4974

25.5024

10

56 1683

34.1626

25,6691

14

56 8350

32.8293

26,3357

Рисуно» А 4 — Профиль желобчатого рельса типа РТ62Е

(ИУС № 6 2016 г.)