МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC)

ГОСТ 9246— 2013


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТЕЛЕЖКИ ДВУХОСНЫЕ ТРЕХЭЛЕМЕНТНЫЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 ММ

Общие технические условия

Издание официальное

Москва Стандартинформ 2014


ГОСТ 9246—2013

Предисловие

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0—92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 27 сентября 2013 г. №59-П)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК(ИСО3166) 004—97

Код страны по МК(ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок— в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2014

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ 9246—2013

Содержание

Приложение А (справочное) Схема сил, действующих на боковую раму при расчете на прочность и сопротивление усталости

Библиография

III

ГОСТ 9246—2013

Введение

Применение настоящего стандарта обеспечивает взаимозаменяемость двухосных трехэлементных тележек одного типа под грузовыми вагонами, предназначенными для обращения на железнодорожных путях общего и необщего пользования колеи 1520 мм. Требования стандарта предусматривают взаимозаменяемость сменных элементов в двухосных трехэлементных тележках одного типа. Применение колесных пар по ГОСТ 4835, триангелей по ГОСТ 4686, габарита вписывания по ГОСТ 9238 обеспечивает возможность использования двухосных трехэлементных тележек на железнодорожных путях колеи 1435 мм.

IV

Поправка к ГОСТ 9246—2013 Тележки двухосные трехэлементные грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия

В каком месте

Напечатано

Должно быть

Предисловие. Пункт 3. Таблица согласования

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

(ИУС № 1 2016 г.)

Поправка к ГОСТ 9246—2013 Тележки двухосные трехэлементные грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия

В каком месте

Напечатано

Должно быть

Предисловие. Таблица согласования

Армения

АМ

Минэкономразвития Республики Армения

(ИУС №6 2019 г.)

ГОСТ 9246—2013

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТЕЛЕЖКИ ДВУХОСНЫЕ ТРЕХЭЛЕМЕНТНЫЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 ММ
Общие технические условия

Bogies two-axle three-piece for freight wagons of 1520 mm gauge railways. General technical specifications

Дата введения — 2014—07—01

Настоящий стандарт распространяется на тележки двухосные трехэлементные, применяемые в конструкции грузовых вагонов (далее — вагоны), предназначенных для обращения на железнодорожных путях общего и необщего пользования колеи 1520 мм и устанавливает общие технические требования.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601—2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.602—95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 9.014—78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 15.309—98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 1452—2011 Пружины цилиндрические винтовые тележек и ударно-тяговых приборов подвижного состава железных дорог. Технические условия

ГОСТ 4686—2012 Триангели тормозной рычажной передачи тележек грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Технические условия

ГОСТ 4835—2013 Колесные пары вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

ГОСТ 7409—2009 Вагоны грузовые. Требования к лакокрасочным покрытиям

ГОСТ 9238—2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 10791—2011 Колеса цельнокатаные. Технические условия

ГОСТ 15150—69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18321—73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 22235—2010 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ

ГОСТ 23170—78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 27640—88 Материалы конструкционные и смазочные. Методы экспериментальной оценки коэффициента трения

ГОСТ 32400—2013 Рама боковая и балка надрессорная литые тележек железнодорожных грузовых вагонов. Технические условия

Издание официальное

ГОСТ 9246—2013

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

Примечание — Тележка грузового вагона обеспечивает его движение, служит для опоры кузова на рельсы, передачи, восприятия и амортизации динамических нагрузок между кузовом вагона и рельсами, создания тормозной силы.

Примечание — Тележка при движении грузового вагона со скоростями, вплоть до конструкционной, на прямом горизонтальном участке пути с отступлениями не выше II степени (в соответствии с национальными требованиями ) обеспечивает показатели прочности своих составных частей и показатели качества хода вагона (с учетом изменения его массы от нетто до брутто) в соответствии с нормативами (с учетом износов тележки), не превышающих указанных в эксплуатационной документации на нее.

Примечание — Подпятник тележки включает в себя прокладки, вкладыши и другие износостойкие элементы, установленные на его поверхности.

* В Российской Федерации применяют «Инструкцию по текущему содержанию железнодорожного пути», утвержденную Министерством путей сообщения Российской Федерации, № ЦП-774 от 01 июля 2000 г.

2

ГОСТ 9246—2013
ГОСТ 9246—2013

Таблица 1 —Классификация тележек

Технические характеристики

Значение характеристики для тележки типа

1

2

3

4

5

1 Максимальная расчетная статическая осевая нагрузка, кН (тс)

196

(20)

230,5 (23,5)

245

(25)

265

(27)

294

(30)

2 Конструкционная скорость вагона, км/ч

140

120

120

100

90

3 Минимальная расчетная масса вагона, 103 кг

21

21

21

24

24

Пример обозначения тележки двухосной трехэлементной (подгруппа 18 по [1]), изготовленной ОАО «Алтайвагон» (индекс 2999 по [1]), тип 2:

Тележка двухосная 18-2999, тип 2 ГОСТ 9246—2013

Табл и ца 2 — Основные параметры и размеры тележек

Основные параметры и размеры

Значение для тележки типа

1

2

3

4

5

1 Масса тележки, кг, не более

5000

5000

5300

5500

6000

2 Габарит вписывания тележки по ГОСТ 9238

02-ВМ

  • 3 Размеры подпятника*:

  • - диаметр на уровне опорной поверхности, мм

  • - глубина, мм

  • - конусность упорной поверхности

280,0^

28—33

1:12,5

300+2,2 °ии+о,5

28—33

1:12,5

350, Gt2;3 31—37

1:12,5

380,0$°

31—37

1:12,5

400,0$°

38—42

1:12,5

4 Расстояние от уровня верха головок рельсов до опорной поверхности подпятника тележки в вагоне с минимальной расчетной массой, мм

777—814

5 Разность полных статических прогибов рессорного подвешивания тележки в вагонах с максимальной и минимальной расчетной массой, мм, не более

55

ГОСТ 9246—2013

Окончание таблицы 2

Основные параметры и размеры

Значение для тележки типа

1

2

3

4

5

6 База тележки, мм

1800—1890

7 Расстояние между продольными осями боковых скользунов, мм

1524±6

8 Расстояние от опорной поверхности подпятника до рабочей поверхности скользуна , не более:

  • - зазорного типа, мм

  • - постоянного контакта (в поджатом состоянии), мм

130

140

9 Диаметр шкворня, мм

5О,О:°;о4

10 Длина шкворня, мм

440±3

11 Расстояние от центра площадки контактной планки авторежима до вертикальной поперечной к оси пути плоскости, проходящей через центр подпятника тележки, мм

270—275

300—310

12 Расстояние от центра площадки контактной планки авторежима до вертикальной плоскости, расположенной вдоль пути и проходящей через центр подпятника тележки, мм

375—385

13 Расстояние от горизонтальной плоскости, проходящей через центры осей колесных пар, до верха рамы боковой в ее средней части, мм, не более

385

405

Допускается применение иной конструкции подпятника при обеспечении совместимости с пятником вагона и требований по 5.2.2, 5.4.

** Рабочая поверхность скользуна располагается выше опорной поверхности подпятника.

Примечание — Требования к пятнику установлены нормативными документами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.***

В состав тележки должны входить:

В Российской Федерации применяют ОСТ 24.052.05—90 «Пятники и подпятниковые места грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия».

ГОСТ 9246—2013

13 мм — для тележек типов 1,4,5;

8 мм — для тележек типов 2, 3.

5.3.8 В рессорном подвешивании должны быть установлены гасители вертикальных и горизонтальных колебаний.

В Российской Федерации применяют «Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)», утвержденные Министерством путей сообщения Российской Федерации от 22 января 1996 г.

В Российской Федерации применяют ГОСТ Р 55050—2012 «Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний».

В Российской Федерации применяют «Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)», утвержденные Министерством путей сообщения Российской Федерации от 22 января 1996 г.

6

ГОСТ 9246—2013
ГОСТ 9246—2013
ГОСТ 9246—2013

Маркировку тележки наносят на наружной стороне каждой боковой рамы. Маркировка должна содержать:

На наружной стороне каждой боковой рамы также наносят приемочные клейма службы технического контроля изготовителя.

Маркировка (кроме знака обращения на рынке) должна быть отлита или нанесена ударным способом и иметь четкие контуры независимо от способа нанесения. Высота знаков от 10 до 12 мм, глубина от 1 до 3 мм. Знаки маркировки наносят с промежутками.

Перед однозначным условным номером предприятия-изготовителя ставят три нуля, перед двузначным — два нуля, перед трехзначным — один нуль. Перед трехзначным обозначением тележки ставят один нуль.

Место маркировки должно быть окантовано белой краской.

Пример маркировки.

Тележка: тип 2, индекс изделия 9999, изготовленная в Российской Федерации (код 20), на предприятии с условным номером 5, имеющая порядковый номер 30085, в октябре 2012 года:

Пример — 2 9999 20 0005 30085 х 12.

9

ГОСТ 9246—2013 и/или периодических испытаниях, подлежат проверке на опытных образцах при приемочных или квалификационных испытаниях. Контролируемые показатели и объем испытаний приведены в таблице 3.

Таблица 3 — Контролируемые показатели и объем испытаний тележек

Наименование испытаний и проверок

Виды испытаний

Структурный элемент стандарта

Приемочные

Приемо-сдаточные

Периодические

Квалификационные

Технических требований

Методов контроля и испытаний

Масса тележки

+

+

+

Показатель 1 таблицы 2, 4.3а

7.24

Габарит вписывания тележки

+

+

Показатель 2 таблицы 2

7.22

Размеры подпятника

+

+

+

Показатель 3 таблицы 2

7.2, 7.13

Расстояние от уровня верха головок рельсов до опорной поверхности подпятника тележки в вагоне с минимальной расчетной массой

+

+

Показатель 4 таблицы 2

7.2,

7.3, 7.30

Разность полных статических прогибов рессорного подвешивания тележки в вагонах с максимальной и минимальной расчетной массой

+

+

+

Показатель 5 таблицы 2

7.2, 7.3, 7.25

База тележки

+

-

+

+

Показатель 6 таблицы 2, 4.Зв

7.2, 7.14

Расстояние между продольными осями боковых скользунов

+

-

+

+

Показатель 7 таблицы 2

7.2, 7.11

Расстояние от опорной поверхности подпятника до рабочей поверхности скользуна

+

-

+

+

Показатель 8 таблицы 2, 4.3г

7.2, 7.15

Диаметр шкворня

+

-

+

+

Показатель 9 таблицы 2

7.2, 7.16

Длина шкворня

+

-

+

+

Показатель 10 таблицы 2

7.2, 7.16

Расстояние от центра площадки контактной планки авторежима до вертикальной поперечной коси пути плоскости, проходящей через центр подпятника тележки

+

+

+

Показатель 11 таблицы 2

7.2, 7.17

Расстояние от центра площадки контактной планки авторежима до вертикальной плоскости, расположенной вдоль пути и проходящей через центр подпятника тележки

+

_

+

+

Показатель 12 таблицы 2

7.2, 7.17

Расстояние от горизонтальной плоскости, проходящей через центры осей колесных пар, до верха рамы боковой в ее средней части

+

+

+

Показатель 13 таблицы 2

7.2, 7.18

Расстояние от уровня верха головок рельсов до опорной поверхности подпятника в свободном состоянии

+

+

4.36

7.2,

7.4

Состав тележки

+

+

-

-

5.1

7.21

10

ГОСТ 9246—2013

Продолжение таблицы 3

Наименование испытаний и проверок

Виды испытаний

Структурный элемент стандарта

Приемочные

Приемо-сдаточные

Периодические

Квалификационные

Технических требований

Методов контроля и испытаний

Климатическое исполнение

+

+

-

5.2.1, 5.5.2

7.31

Статическая прочность и запас сопротивления усталости

+

5.2.2

7.32

Показатели качества хода под вагоном

+

-

5.2.3

7.33

Тормозная сила

+

+

+

5.2.4

7.34

Показатели воздействия вагона на железнодорожный путь

+

5.2.5

7.36

Оборудование двумя колесными парами по ГОСТ 4835

+

5.3.1

7.37

Разность диаметров по кругу катания четырех колес одной тележки

+

+

5.3.2

7.2, 7.5

Оборудование рессорного подвешивания тележки пружинами (если применяются) по ГОСТ 1452

+

5.3.3

7.37

Разность высот упругих элементов рессорного подвешивания в свободном состоянии с каждой стороны тележки и в тележке

+

+

-

5.3.4

coN

Запас прогиба рессорного подвешивания

+

5.3.5

7.35

Расчетный статический прогиб рессорного подвешивания тележки в вагоне с минимальной и максимальной расчетной массой

+

+

+

5.3.6

7.3, 7.26

Минимальный расчетный статический прогиб рессорного подвешивания тележки

+

5.3.7

7.3, 7.26

Наличие гасителей вертикальных и горизонтальных колебаний

+

5.3.8

7.37

Значение завышения и (или) занижения фрикционного клина (при применении фрикционных гасителей колебаний)

+

+

5.3.9

7.2, 7.9

Коэффициент относительного трения в рессорном подвешивании тележки (при применении фрикционных гасителей колебаний)

+

-

+

+

5.3.9

7.3, 7.27

Минимальный коэффициент относительного трения (при применении фрикционных гасителей колебаний)

+

5.3.10

7.3, 7.27

Оборудование визуальными индикаторами предельного состояния поверхностей пар трения (если применяются)

+

5.3.11

7.37

Соответствие рам боковых и балок надрессорных (при выполнении их литыми) ГОСТ 32400

+

5.3.12

7.37

11

ГОСТ 9246—2013

Продолжение таблицы 3

Наименование испытаний и проверок

Виды испытаний

Структурный элемент стандарта

Приемочные

Приемо-сдаточные

Периодические

Квалификационные

Технических требований

Методов контроля и испытаний

Наличие в боковой раме тележки опорной поверхности для установки рессорного подвешивания с фиксаторами положения упругих элементов рессорного подвешивания, проемов для установки колесных пар, кронштейнов для установки тормозной рычажной передачи, опорных кронштейнов для балки авторежима

+

5.3.13

7.37

Разность баз боковых рам в тележке

+

+

+

+

5.3.14

7.2, 7.10

Зазоры между буксой (адаптером) колесной пары и проемом для колесной пары в боковой раме в продольном и поперечном коси пути направлении

+

+

+

5.3.15

7.2, 7.12

Сумма зазоров между буксой (адаптером) колесной пары и проемом для колесной пары в боковой раме в продольном коси пути направлении

+

5.3.16

7.2, 7.12

Исключение возможности выхода подшипника колесной пары из адаптера (при применении подшипника кассетного типа с адаптером)

+

5.3.17

7.21

Наличие у надрессорной балки тележки опорных поверхностей для установки рессорного подвешивания с фиксаторами положения упругих элементов рессорного подвешивания, подпятника, площадки или приливов для размещения боковых скользунов, кронштейнов для соединения с тормозной рычажной передачей

+

5.3.18

7.37

Конструкция подпятника и боковых скользунов

+

-

-

-

5.3.19

7.37

Перемещения надрессорной балки относительно боковой рамы в продольном и поперечном к оси пути направлении

+

+

+

5.3.20

7.19

Конструкция боковых скользунов постоянного контакта

+

-

-

-

5.3.21

7.37

Регулировка высоты бокового скользуна зазорного типа и установочной высоты бокового скользуна постоянного контакта

+

5.3.22

7.37

Соответствие винтовых пружин (если применяются) в боковом скользуне постоянного контакта ГОСТ 1452

+

-

-

-

5.3.23

7.37

Расстояние между центрами отверстий под крепежные детали скользуна на опорной площадке надрессорной балки, диаметр отверстий

+

+

+

5.3.24

7.20

Установочная высота съемного бокового скользуна постоянного контакта

+

-

-

-

5.3.25

7.37

Ограничение динамического прогиба бокового скользуна постоянного контакта жестким упором

+

5.3.26

7.37

12

ГОСТ 9246—2013

Продолжение таблицы 3

Наименование испытаний и проверок

Виды испытаний

Структурный элемент стандарта

Приемочные

Приемо-сдаточные

Периодические

Квалификационные

Технических требований

Методов контроля и испытаний

Отношение суммарной статической нагрузки на боковые скользуны постоянного контакта к весу кузова вагона минимальной расчетной массы

+

+

+

5.3.27

7.3, 7.28

Момент трения в паре боковых скользунов постоянного контакта

+

-

+

+

5.3.28

7.29

Наличие в тормозной рычажной передаче тележки (при применении одностороннего нажатия тормозных колодок на поверхность катания колес) двух трианге-лей, подвесок триангелей, распорной тяги, ведущего и ведомого вертикальных рычагов, опорного шарнира мертвой точки, серьги мертвой точки

+

5.3.29

7.37

Оборудование тележки (при применении одностороннего нажатия тормозных колодок на поверхность катания колес) триангелями по ГОСТ 4686

+

5.3.30

7.37

Передаточное число при применении тормозной рычажной передачи тележки с односторонним нажатием тормозных колодок на поверхность катания колес

+

5.3.31

7.37

Расстояние от центра верхнего отверстия ведущего вертикального рычага до вертикальной оси подпятника тележки (при применении тормозной рычажной передачи с односторонним нажатием тормозных колодок на поверхность катания колес)

+

+

5.3.32

7.2, 7.6

Диаметр верхнего отверстия ведущего вертикального рычага (при применении тормозной рычажной передачи тележки с односторонним нажатием тормозных колодок на поверхность катания колес)

+

_

+

+

5.3.33

7.2

Направление наклона ведущего вертикального рычага (при применении тормозной рычажной передачи с односторонним нажатием тормозных колодок на поверхность катания колес)

+

+

_

_

5.3.34

7.7

Наличие устройств направленного отвода тормозных колодок от поверхности колес в отпущенном состоянии тормоза

+

5.3.35

7.37

Перемещение верхнего отверстия ведущего вертикального рычага тормозной рычажной передачи в продольном к оси пути направлении

+

+

+

5.3.36

7.3, 7.34

Сила нажатия колодки на колесо при приложении силы к верхнему отверстию ведущего вертикального рычага

+

+

+

5.3.37

7.34

Возможность регулировки тормозной рычажной передачи для использования с колесами диаметром от 848 до 964 мм

+

5.3.38

7.37

13

ГОСТ 9246—2013

Окончание таблицы 3

Наименование испытаний и проверок

Виды испытаний

Структурный элемент стандарта

Приемочные

Приемо-сдаточные

Периодические

Квалификационные

Технических требований

Методов контроля и испытаний

Наличие предохранительных устройств, исключающих падение деталей тормозной рычажной передачи на путь

+

5.3.39

7.38

Оборудование шарнирных соединений и подвески тормозной рычажной передачи втулками

+

5.3.40

7.37

Способ защиты пар трения тележки от износа

+

+

-

-

5.3.41

7.21

Отсутствие выпадения деталей тележки при разгрузке вагонов на вагоноопрокидывателе

+

-

-

5.3.42

7.39

Отвод статического электричества от кузова вагона на рельсы

+

5.3.43

7.37

Требования надежности

+

-

-

-

5.4

7.37

Требования к покрытиям

+

+

-

-

5.5.1

7.23

Комплектность тележек

+

+

-

-

5.6

7.37

Маркировка тележки

+

+

-

-

5.7

7.21

Примечание — Знак «+» в таблице обозначает необходимость проведения испытаний и проверок, знак «-» обозначает отсутствие необходимости проведения испытаний и проверок.

В Российской Федерации применяют ГОСТ Р 15.201—2000 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство».

14

ГОСТ 9246—2013

15

ГОСТ 9246—2013

шей разности расстояния в соответствующем направлении между упорными стенками проема боковой рамы и расстояния между упорными стенками буксы (адаптера).

ГОСТ 9246—2013

нагрузке от веса половины кузова вагона с минимальной и максимальной расчетной массой. За разность полных статических прогибов рессорного подвешивания тележки (показатель 5 таблицы 2) принимают среднее арифметическое значений, определенных по результатам трех измерений с каждой стороны тележки.

В Российской Федерации применяют ГОСТ Р 8.563—96 «Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений».

17

ГОСТ 9246—2013

ГОСТ 9246—2013

В руководстве по эксплуатации должны быть отражены периодичность, объем и места визуального контроля рам боковых и балок надрессорных в течение всего срока их эксплуатации.

19

ГОСТ 9246—2013

Приложение А (справочное)

Схема сил, действующих на боковую раму при расчете на прочность и сопротивление усталости

А.1 Схема сил, действующих на боковую раму при расчете на прочность и сопротивление усталости, показана на рисунке А.1.

А.1.1 Сила Fz1 действует в вертикальном направлении на опорную поверхность боковой рамы для установки упругих элементов рессорного подвешивания.

А.1.2 Силы Fz2, Fz3 действуют в вертикальном направлении на опорные поверхности проемов для колесной пары в боковой раме с учетом возможной несимметрии приложения относительно оси боковой рамы, направленной вдоль продольной оси пути, допустимой конструкцией буксы или адаптера.

А.1.3 Силы Fz4, Fz5 действуют в вертикальном направлении на поверхности боковой рамы, взаимодействующие с фрикционными клиньями рессорного подвешивания при применении в тележке фрикционного гасителя колебаний.

А.1.4 Силы Fz6, Fz7 действуют в вертикальном направлении на кронштейны боковой рамы для установки тормозной рычажной передачи.

А.1.5 Сила Fy1 действует в поперечном направлении на опорную поверхность боковой рамы для установки упругих элементов рессорного подвешивания.

А.1.6 Силы Fy2, Fy3 действуют в поперечном направлении на поверхности боковой рамы, взаимодействующие с фрикционными клиньями рессорного подвешивания при применении в тележке фрикционного гасителя колебаний.

А.1.7 Силы Fy4, Fy5 действуют в поперечном направлении на поверхности боковой рамы, взаимодействующие с фрикционными клиньями рессорного подвешивания при применении в тележке фрикционного гасителя колебаний или с надрессорной балкой, при ограничении перемещения надрессорной балки относительно боковой рамы в поперечном коси пути направлении.

А.1.8 Силы Fy6, Fy7 действуют в поперечном направлении на наружные упорные поверхности проемов для колесной пары в боковой раме, ограничивающие горизонтальные перемещения колесной пары.

А.1.9 Силы Fy6, Fy7 действуют в поперечном направлении на внутренние упорные поверхности проемов для колесной пары в боковой раме, ограничивающие горизонтальные поперечные перемещения колесной пары.

А. 1.12 Силы Fx2, Fx3 действуют в продольном направлении на поверхности боковой рамы, взаимодействующие с фрикционными клиньями рессорного подвешивания при применении в тележке фрикционного гасителя колебаний.

А. 1.13 Силы Fx4, Fx5 действуют в продольном направлении на наружные упорные поверхности проемов для колесной пары в боковой раме, ограничивающие горизонтальные продольные перемещения колесной пары.

А. 1.14 Сила Fx5 действует в продольном направлении на внутреннюю упорную поверхность проема для колесной пары в боковой раме, ограничивающую горизонтальное продольное перемещение колесной пары.

А.2 Метод определения сил, действующих на боковую раму, для расчета прочности и сопротивления усталости установлен нормативными документами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта. Рекомендуется уточнять силы, действующие на боковую раму, по результатам ходовых испытаний.

А.З Прочность и запас сопротивления усталости боковой рамы тележки проверяют по результатам статических, на сопротивление усталости и ходовых прочностных испытаний по нормативным документам государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта .

В Российской Федерации применяют «Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)», утвержденные Министерством путей сообщения Российской Федерации от 22 января 1996 г.

20

ГОСТ 9246—2013



21


ГОСТ 9246—2013

Библиография

22

ГОСТ 9246—2013

УДК 625.24.011.12:006.354


МКС 45.060.20

ОКП 31 8381

Ключевые слова: вагон грузовой, тележка двухосная трехэлементная, тип тележки, параметры и размеры тележек, требования технические, требования безопасности, правила приемки, методы контроля и испытаний.

23

Редактор Е.С. Котлярова Технический редактор А И. Белов Корректор Н.В. Каткова Компьютерная верстка А.С. Шаповаловой

Сдано в набор 17.04.2014. Подписано в печать 29.05.2014. Формат 60x84%. Гарнитура Ариал.

Уел. печ. л. 3,26. Уч.-изд. л. 2,45. Тираж 56 экз. Зак. 2237.

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4.

45 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА

МКС 45.060.20

Изменение № 1 ГОСТ 9246—2013 Тележки двухосные трехэлементные грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия

Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 104-П от 12.12.2017)

Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС № 13994

За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: BY, KG, KZ, UA, RU [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]

Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации3

Содержание. Приложение А исключить; дополнить наименованием приложения Б:

«Приложение Б (рекомендуемое) Профиль колеса с толщиной гребня 27 мм».

Введение. Заменить слова: «Применение настоящего стандарта обеспечивает взаимозаменяемость двухосных трехэлементных тележек одного типа под грузовыми вагонами, предназначенными для обращения на железнодорожных путях общего и необщего пользования колеи 1520 мм» на «Применение настоящего стандарта обеспечивает взаимозаменяемость двухосных трехэлементных тележек одного типа, с одинаковой высотой рабочей поверхности бокового скользуна от уровня опорной поверхности подпятника, под грузовыми вагонами, предназначенными для обращения на железнодорожных путях общего и необщего пользования колеи 1520 мм».

Раздел 2. Заменить ссылки: ГОСТ 2.601—2006 на ГОСТ 2.601—2013; ГОСТ 2.602—95 на ГОСТ 2.602—2013;

для ГОСТ 4686—2012 исключить слова: «магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм»;

для ГОСТ 4835—2013 заменить слова: «вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм» на «железнодорожных вагонов»;

дополнить ссылками:

«ГОСТ 8.051—81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 15.902—2014 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство

ГОСТ 33211—2014 Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам

ГОСТ 33597—2015 Тормозные системы железнодорожного подвижного состава. Методы испытаний

ГОСТ 32700—2014 Железнодорожный подвижной состав. Методы контроля сцепляемости

ГОСТ 33788—2016 Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и динамические качества».

Пункт 3.5 изложить в новой редакции:

«3.5 конструкционная скорость вагона: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование.

Примечание — Тележка при движении грузового вагона со скоростями, вплоть до конструкционной, на прямом горизонтальном участке пути с отступлениями не выше II степени (в соответствии с национальными требованиями3) обеспечивает показатели прочности своих составных частей и показатели динамических качеств вагона (с учетом изменения его массы от тары до брутто) в соответствии с нормативами (с учетом износов тележки, не превышающих указанных в эксплуатационной документации на нее)».

Пункт 3.6. Заменить слова: «Масса нетто» на «Масса тары».

Пункт 3.12. Заменить слово: «цилиндрических» на «торцевых».

Пункт 3.21. Заменить слова: «под нагрузкой» на «под заданной нагрузкой».

Раздел 3 дополнить пунктами 3.40—3.42:

«3.40 тормозная рычажная передача тележки: Передаточный механизм исполнительной части тормоза вагона, расположенный на тележке, преобразующий силу, передаваемую от тормозной рычажной передачи, расположенной на кузове вагона, в нажатие тормозных колодок на поверхность катания колес.

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 9246—2013)

Примечание — В тормозную систему тележки могут входить: тормозной цилиндр, устройство автоматического регулирования давления сжатого воздуха (авторежим), автоматический регулятор тормозных рычажных передач (авторегулятор), рычажная передача.

Пункт 4.2. Таблица 2. Показатель 3. Заменить слова: «3 Размеры подпятника*:» на

«3 Размеры подпятника с конусностью упорной поверхности 1:12,5*:»;

исключить строку:

- конусность упорной поверхности

1:12,5

1:12,5

1:12,5

1:12,5

1:12,5

наименование показателя 5 дополнить знаком сноски — «*4»;

наименование показателя 10 дополнить знаком сноски — «***»; показатели 11 и 13 изложить в новой редакции:

Основные параметры и размеры

Значение для тележки типа

1

2

3

4

5

11 Расстояние от центра площадки контактной планки авторежима до вертикальной поперечной к оси пути плоскости, проходящей через центр подпятника тележки, мм

270

—275

280—290

300—310

13 Расстояние от горизонтальной плоскости, проходящей через центры осей колесных пар, до верха рамы боковой в ее средней части, мм, не более

Не регламентируется

385

405

Устанавливают в конструкторской документации

таблицу 2 дополнить сносками — «***» и «*4»:

«*** Допускается применение иных размеров при обеспечении совместимости с пятником вагона.

примечание к таблице 2. Заменить сноску: «***» на «*5»;

сноска *“ к таблице 2. Заменить обозначение: «***» на «*5».

Пункт 4.3. Перечисление б). Исключить слова: «(показатель 4 таблицы 2)».

Подраздел 5.1 изложить в новой редакции (кроме наименования):

«В состав тележки должны входить:

Пункт 5.2.2 изложить в новой редакции:

44

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 9246—2013)

Для боковой рамы и надрессорной балки (по 5.1, перечисления в) и г)) статическую прочность оценивают в соответствии стребованиями ГОСТ 33211 (подраздел 4.4, пункт 4.5.1, пункты 6.1.1—6.1.3). При установке в тележку запас сопротивления усталости боковой рамы и надрессорной балки оценивают в соответствии с требованиями ГОСТ 33211 (пункт 4.7.2, подраздел 6.3, таблица 13, вариант А). При выполнении оценки сопротивления усталости литых боковой рамы и надрессорной балки учитывают наличие допустимых по ГОСТ 32400 без исправления литейных дефектов».

Сноску * к пункту 5.2.2 исключить.

Пункт 5.2.3 изложить в новой редакции:

Сноску * к пункту 5.2.3 исключить.

Пункт 5.2.4 изложить в новой редакции:

Сноску * к пункту 5.2.4 исключить.

Пункт 5.3.5 изложить в новой редакции:

Сноску *** к пункту 5.3.5 исключить.

Пункт 5.3.9 изложить в новой редакции:

Пункты 5.3.15, 5.3.16. Заменить слова: «буксой (адаптером)» на «одной буксой (адаптером)».

Пункт 5.3.17 изложить в новой редакции:

Пункт 5.3.31 изложить в новой редакции:

«5.3.31 Передаточное число при применении тормозной рычажной передачи тележки с односторонним нажатием тормозных колодок на поверхность катания колес указывают в технических условиях на тележку.

Передаточное число при применении тормозной рычажной передачи тележки с односторонним нажатием тормозных колодок на поверхность катания колес рекомендуется принимать равным 7,0 для тележек типов 1,2, 3».

Пункт 5.3.36. Исключить слова: «для тележек типов 1,2, 3,».

Пункт 5.3.37. Исключить слова: «для тележек типов 1,2, 3,»;

заменить ссылку: «(см. 5.3.30)» на «(см. 5.3.31)»;

дополнить абзацем:

«В случае применения тормозной системы тележки с нажатием тормозных колодок на поверхность катания колес, сила нажатия колодки на колесо должна составлять не менее 0,9 от расчетного значения».

Пункт 5.3.39 дополнить абзацем:

«Конструкция тележек и (или) тормозной системы должна исключать падение составных частей тормозной системы на железнодорожный путь».

Пункт 5.3.40 после слов «тормозной рычажной передачи» дополнить словами: «или тормозной системы тележки».

45

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 9246—2013)

Пункт 5.3.43 дополнить абзацем:

«Для обеспечения отвода статического электричества от кузова вагона на рельсы заземляющими проводниками следует оборудовать:

Подраздел 5.7. Во втором перечислении исключить слово: «четырьмя»;

пример маркировки. Заменить слова: «изготовленная в Российской Федерации» на «изготовленная для поставки в Российскую Федерацию»;

дополнить абзацем:

«Сведения о маркировке должны быть приведены в руководстве по эксплуатации».

Пункт 6.1. Таблица 3. Наименование графы «Наименование испытаний и проверок» изложить в новой редакции: «Наименование показателя»;

следующие показатели таблицы 3 изложить в новой редакции:

«Климатическое исполнение»;

«Показатели качества хода под вагоном»;

«Тормозная сила»;

«Значение завышения и (или) занижения фрикционного клина (при применении фрикционных гасителей колебаний)»;

«Коэффициент относительного трения в рессорном подвешивании тележки (при применении фрикционных гасителей колебаний)»;

«Зазоры между буксой (адаптером) колесной пары и проемом для колесной пары в боковой раме в продольном и поперечном к оси пути направлении»;

«Сумма зазоров между буксой (адаптером) колесной пары и проемом для колесной пары в боковой раме в продольном к оси пути направлении»;

«Исключение возможности выхода подшипника колесной пары из адаптера (при применении подшипника кассетного типа с адаптером)»;

«Момент трения в паре боковых скользунов постоянного контакта»;

«Сила нажатия колодки на колесо при приложении силы к верхнему отверстию ведущего вертикального рычага»;

«Возможность регулировки тормозной рычажной передачи для использования с колесами диаметром от 848 до 964 мм»;

«Наличие предохранительных устройств, исключающих падение деталей тормозной рычажной передачи на путь»;

«Оборудование шарнирных соединений и подвески тормозной рычажной передачи втулками»;

«Маркировка тележки»;

Климатическое исполнение

+

-

-

-

5.2.1, 5.5.2

7.31

Показатели динамических качеств под вагоном

+

-

-

-

5.2.3

7.33

Стабильность тормозного нажатия

+

-

-

+

5.2.4

7.34

Значение завышения и (или) занижения фрикционного клина (при применении фрикционных гасителей колебаний)

+

+

-

-

5.3.9 перечисление а)

7.2,

7.9

Коэффициент относительного трения в рессорном подвешивании тележки (при применении фрикционных гасителей колебаний)

+

-

+

+

5.3.9 перечисление б)

7.3,

7.27

Зазоры между одной буксой (адаптером) колесной пары и проемом для колесной пары в боковой раме в продольном и поперечном коси пути направлении

+

-

+

+

5.3.15

7.2, 7.12

Сумма зазоров между одной буксой (адаптером) колесной пары и проемом для колесной пары в боковой раме в продольном к оси пути направлении

+

-

-

-

5.3.16

7.2, 7.12

46

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 9246—2013)

Исключение возможности выхода подшипника колесной пары из адаптера и (или) проема для колесной пары в боковой раме (при применении подшипника кассетного типа с адаптером)

+

_

_

_

5.3.17

7.21

Момент трения в паре боковых скользунов постоянного контакта

+

-

+

5.3.28

7.29

Сила нажатия колодки на колесо

+

-

-

+

5.3.37

7.34

Возможность регулировки тормозной рычажной передачи или тормозной системы для использования с колесами диаметром от 848 до 964 мм

+

5.3.38

7.37

Наличие предохранительных устройств, исключающих падение деталей тормозной рычажной передачи на путь, или исключение падения составных частей тормозной системы на путь

+

_

_

_

5.3.39

7.38

Оборудование втулками шарнирных соединений и подвески тормозной рычажной передачи или тормозной системы тележки

+

5.3.40

7.37

Маркировка тележки

+

+

-

-

5.7

7.21, 7.37

Пункт 6.3 изложить в новой редакции:

«6.3 Результаты приемо-сдаточных испытаний оформляют протоколом испытаний по ГОСТ 15.309 (подраздел 6.6), который должен содержать:

Пункт 6.5 изложить в новой редакции:

«6.5 Приемочные и квалификационные испытания проводят в соответствии с ГОСТ 15.902».

Сноску * к пункту 6.5 исключить.

Раздел 6 дополнить пунктом 6.9:

«6.9 Испытания по 5.2.2, 5.2.3, 5.2.5, 5.3.5 проводят на образцах тележки, отобранных по 6.8. Дополнительно испытания по 5.2.3, 5.2.5, 5.3.5 проводят на макетах тележек, установленных под вагон.

Макеты тележек изготавливают с учетом наибольших износов, предусмотренных эксплуатационной документацией:

47

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 9246—2013)

Для испытания тележек типа 2, 3, 4 и 5 рекомендуется устанавливать их под полувагон. Тележки типа 1 рекомендуется устанавливать под вагон-платформу».

Пункт 7.13. Заменить значение: 6 мм на 6+05 мм.

Пункт 7.14. Заменить слова: «центрами цилиндрических поверхностей шеек осей» на «центрами торцевых поверхностей шеек осей».

Пункт 7.21. Заменить слова: «возможность выхода подшипника колесной пары из адаптера (см. 5.3.17)» на «возможность выхода подшипника колесной пары из адаптера и (или) проема для колесной пары в боковой раме (см. 5.3.17)».

Пункт 7.22 изложить в новой редакции:

«7.22 Габарит вписывания тележки (показатель 2 таблицы 2) в свободном состоянии тележки или под вагоном при приемо-сдаточных испытаниях следует проверять путем пропуска тележки или вагона через соответствующую габаритную рамку по ГОСТ 9238. При других видах испытаний габарит вписывания тележки (показатель 2 таблицы 2) контролируют измерительным методом по ГОСТ 9238 (приложение И)».

Пункт 7.26. Заменить слова: «методом сжатия в вертикальном направлении комплекта упругих элементов в сборе (в составе тележки или отдельно от нее) силой, превышающей нагрузку от веса четверти кузова вагона с максимальной расчетной массой на величину от 20 % до 25 % включ., по зависимости силы от деформации» на «по зависимости силы от деформации, получаемой методом сжатия в вертикальном направлении комплекта упругих элементов в сборе (в составе тележки или отдельно от нее) силой до достижения наибольшего прогиба».

Пункт 7.29. Заменить слова: «на кузове вагона определяют по ГОСТ 27640 (метод 4.1)» на «на кузове вагона для пар трения «сталь по стали» или «сталь по чугуну» принимают равным 0,3 либо определяют по ГОСТ 27640 (метод 4.1)».

Пункт 7.31 изложить в новой редакции:

«7.31 Контроль климатического исполнения тележек (см. 5.2.1), применяемых покрытий (см. 5.5.2) осуществляют путем анализа документов на составные части тележки:

Пункты 7.32, 7.33 изложить в новой редакции:

«7.32 Прочность и запас сопротивления усталости (см. 5.2.2) составных частей (см. 5.1) тележки проверяют по результатам статических, на сопротивление усталости и ходовых прочностных испытаний по ГОСТ 33788 (подразделы 8.1,8.3, 8.4).

Тележки при ходовых прочностных испытаниях устанавливают под вагон, масса которого при испытаниях должна составлять не менее 97 % от максимальной расчетной массы.

Тележки при ходовых динамических испытаниях устанавливают под вагон, масса тары которого при испытаниях не должна отличаться от минимальной расчетной массы более чем на +3 000 кг, а масса брутто должна составлять не менее 97 % от максимальной расчетной массы».

заменить слова: «в соответствии с нормативными документами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта» на «по ГОСТ 33597 (пункт 5.3.1)».

Пункт 7.35 изложить в новой редакции:

Тележки при ходовых динамических испытаниях устанавливают под вагон, масса которого при испытаниях должна составлять не менее 97 % от максимальной расчетной массы».

48

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 9246—2013)

Пункт 7.36 дополнить абзацем:

«Тележки при испытании по воздействию на путь устанавливают под вагон, масса которого при испытаниях должна составлять не менее 97 % от максимальной расчетной массы».

Пункт 7.37. Дополнить ссылками после ссылки «5.6»: «5.7, 9.3».

Пункт 7.38 изложить в новой редакции:

«7.38 Исключение падения деталей тормозной рычажной передачи или тормозной системы на путь (см. 5.3.39) проверяют по результатам расчета прочности предохранительных устройств или составных частей тележки, выполненного в конструкторской документации на тележку, в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ 33211 (пункт 4.3.14)».

Сноску 4 5 к пункту 7.38 исключить.

Раздел 9 дополнить пунктом 9.3:

«9.3 Сведения о возможности безопасной утилизации составных частей тележки приводят в технических условиях или (и) в руководстве по эксплуатации».

Приложение А исключить.

Стандарт дополнить приложением Б:

«Приложение Б

(рекомендуемое)

Профиль колеса с толщиной гребня 27 мм

1

В Российской Федерации применяют ГОСТ Р 55050—2012 «Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний».

2

В Российской Федерации применяют «Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)», утвержденные Министерством путей сообщения Российской Федерации от 22 января 1996 г.

18

3

Дата введения в действие на территории Российской Федерации — 2018—10—01.

43

4

Размеры обеспечить инструментом.

5

Размеры для справок.

D — диаметр колеса по кругу катания

Рисунок Б. 1».

Библиография. Позиции [2] и [3] после слов «государств-участников Содружества» дополнить словами: «Независимых Государств».

(ИУС №9 2018 г.)

49