OCT 32.152-2000

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

ШПАЛЫ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие технические условия

МПС России

OCT 32.152-2000

ВНЕСЕН Департаментом пути и сооружений МПС России

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения МПС России

П

OCT 32. 152 -2000


Содержание

Приложение А (рекомендуемое) Перечень специального оборудования, необходимого для контроля шпал

Приложение Б (справочное) Библиография

III


OCT 32.152-2000

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

ШПАЛЫ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие технические условия

Дата введения 2001-04-01

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные до-' кументы:

ГОСТ 3749-77 Угольники поверочные 90°. Технические условия

ГОСТ 7348-81 Проволока из углеродистой стали для армирования предварительно напряженных железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 10060.0-95-10060.3-95 Бетоны. Методы контроля морозостойкости

ГОСТ 10180-90 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 13015.1-81 Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные, Приемка

ГОСТ 13015.2-81 Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Правила маркировки

ГОСТ 13015.4-84 Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Правила транспортирования и хранения

ГОСТ 16017-79 Болты закладные для рельсовых скреплений железнодорожного пути. Конструкция и размеры

ГОСТ 18105-86 Бетоны. Правила контроля прочности

ГОСТ 23706-83 Омметры. Общие технические условия

ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

OCT 32.152-2000

ГОСТ 26433.!-89 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления

ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

Ш - шпала железобетонная предварительно напряженная для железнодорожных путей;

“подрельсовая площадка ” - участок на каждом из концов шпалы, в пределах которого размещается рельс и рельсовое скрепление;

“подрельсовое сечение” - поперечное сечение шпалы по середине подрельсовой площадки;

“среднее сечение” - поперечное сечение шпалы по середине участка между подрельсовыми площадками;

“закладные шайбы” - металлические детали, забетонированные в шпале ниже подрельсовых площадок для крепления болтов рельсового скрепления.

а - расстояние между упорными наружными плоскостями углублений в подрельсовых площадках разных концов шпалы, измеряемое на уровне верха кромок этих плоскостей;

а- то же, измеряемое на уровне подрельсовых площадок;

аг - расстояние между упорными плоскостями углубления в подрельсовой площадке одного конца шпалы, измеряемое на уровне верха кромок этих плоскостей;

а\ - то же, измеряемое на уровне подрельсовой площадки;

с - глубина выкружек в подрельсовой площадке для пружинных клемм;

L - длина шпалы;

Нр - высота подрельсового сечения шпалы;

Нс - высота среднего сечения шпалы.

Р - угол наклона упорных плоскостей углубления в подрельсовых площадках шпалы к плоскости подрельсовой площадки.

1 нкладыш-пустотообразователь; 2 — седловидная закладная шайба

Рисунок 2 — Общий вид железобетонной шпалы 1113

OCT 32.152-2000

по виду рельсового скрепления;

по виду напрягаемой арматуры;

по наличию электроизолирующих свойств;

по качеству изготовления.

Ш2 - для нераздельного клеммно-болтового скрепления БПУ с болтовым прикреплением подкладки и рельса к шпале;

ШЗ - для нераздельного клеммно-болтового скрепления ЖБР-65 с болтовым прикреплением рельса к шпале.

Все остальные размеры и детали конструкции шпал даны в рабочих чертежах шпал, утверждаемых Департаментом пути и сооружений МПС России.

с высокопрочной стержневой арматурой периодического профиля.

Вид, количество и расположение арматурных элементов, сила их предварительного натяжения указываются в рабочих чертежах, утверждаемых Департаментом пути и сооружений МПС России.

изолированные, с установленными в них специальными изолирующими вкладышами- пустотообразо вателями;

неизолированные, без изолирующих вкладышей.

К шпалам второго сорта относят шпалы с пониженной трешиностойкостью, с меньшей точностью геометрических параметров и пониженным качеством выполнения бетонных поверхностей.

OCT 32.152-2000

Шпалы второго сорта допускаются к применению только на малодеятельных путях 5 класса и внутризаводских путях промышленных предприятий.

Поставку шпал второго сорта производят только с согласия потребителя.

Таблица 1 - Номинальные значения и предельные отклонения контролируемых размеров шпал

В миллиметрах

Размер (см. обозначения)

Тип шпалы

Ш1 и Ш2

ШЗ

Номинальный размер

Предельное отклонение для шпал

Номинальный

размер

Предельное отклонение для шпал

первого сорта

второго сорта

первого сорта

второго сорта

а

2016

±2

±2

-—

а’

1966

±1,5

±1,5

а1

406

+1

±2

_

——

__

-2

+ 1,5

+2 '

а'

_

__

359

+4

+4

-0,5

-1

пш

81

-1

-2

81

+4,-1

+4,-1

+8

+ 15

+8

+ 15

Нр

193

-3

-5

193

-3

-5

+8

+ 10

+8

+ 10

Нс

145

-3

-5

145

-3

-5

5 Общие технические требования

5.1 Требования назначения

для шпал типов Ш1 и Ш2 - 55°;

для шпал типа ШЗ - 60°

OCT 32.152-2000

Таблица 2 - Контрольные нагрузки для испытания шпат на трешиностойкость

Испытываемое сечение

Направление изгиба

Контрольная нагрузка. кН (тс) для шпал

первого сорта

второго сорта

Подрельсовое

Вниз

123 (12,5)

98 (10,0)

Вверх

98 (10.0)

88 (9.0)

Среднее

Вниз

44 (4,5)

34 (3.5)

трешины в бетоне (кроме местных усадочных);

местные наплывы бетона на подрельсовых площадках.

Размеры раковин на бетонных поверхностях и околов бетона на ребрах шпал не должны превышать значений, указанных в таблице 3.

Для шпал второго сорта предельные размеры раковин и околов бетона допускаются в два раза большими указанных в таблице 3.

7

OCT 32.152-2000

Таблица 3 - Предельные размеры раковин и околов бетона

Вид поверхности шпалы

Предельный размер, мм

Раковины

Околы бетона

глубина

наибольший размер

глубина

длина по кромке

Упорные    кромки    под

рельсовых площадок

10

15

10

30

Подрельсовые площадки и верхняя поверхность шпалы между подрельсовыми площадками

10

30

15

60

Прочие участки верхней, боковой и торцевой поверхностей

15

60

30

не регламентируется

5.3 Конструктивные требования

Отклонения от номинального числа арматурных элементов не должны превышать ±2 шт. для проволоки диаметром 3 мм и ±1 шт. для проволоки диаметром 5 мм.

8

OCT 32.152-2000

на разных концах шпалы в сухом состоянии, в зависимости от температуры воздуха должно быть не менее указанного в таблице 4.

Таблица 4 - Нормативные значения электрического сопротивления шпалы

Температура воздуха при измерении, ’С

Минимальное электрическое сопротиатение, кОм

Менее +5 от +6 до -НО от -11 до -15 более -*-16

20

15

12,5

10

5.4 Требования к сырью и материалам

товарный знак предприятия-изготовителя - на каждой шпате;

год изготовления (две последние цифры) - не менее чем у 20% шпал какдой партии.


ОСТ 32.152-2000


Штампование:


Маркировка краской:


Рисунок 3 - Схема маркировки шпал

OCT 32.152-2000

При изготовлении железобетонных шпал следует применять технологические процессы, не загрязняющие окружающую среду. Использование железобетонных шпал в пути не приводит к загрязнению окружающей среды.

приемо-сдаточных испытаний по показателям передаточной прочности бетона на сжатие по 5.2.3, 5.2.4, трешиностойкости шпал по 5.2.1, состояния каналов для болтов по 5.3.7, качества бетонных поверхностей по 5.2.7, электрического сопротивления шпал (для шпал ШЗ) по 5.3.8;

периодических испытаний по точности геометрических размеров шпал по 5.1 и морозостойкости бетона по 5.2.6.

Отпускную прочность бетона принимают равной передаточной прочности и дополнительно не контролируют.

В шпалах с электроизолирующими вкладышами-пустотообразователями проектное положение закладной шайбы обеспечивают конструкцией вкладыша.

11

OCT 32.152-2000

Шпалы с дефектами, допускаемыми к исправлению, складируют отдельно и после ремонта принимают поштучно.

Партию принимают подрещиностойкости и относят к первому или второму сортам, если при испытании все отобранные шпалы выдержали без появления трещин соответствующие контрольные нагрузки по 5.2.1 для подрельсовых и среднего сечений.

Если при испытании электрическое сопротивление всех трех шпал удовлетворяет минимальному значению по 5.3.8, партию принимают по электрическому сопротивлению.

Если хотя бы у одной шпалы сопротивление не соответствует требуемому, то проводят повторное испытание еше шести шпал от той же партии.

При повторном испытании партию принимают, если сопротивление у всех шпал соответствует требуемому. При неудовлетворительном результате - либо проводят поштучно испытания и приемку по электрическому сопротивлению каждой шпалы, либо считают все шпалы этой партии “неизолируюшими”.

При обнаружении в отдельных шпалах отступлений, недопустимых по геометрическим размерам, те формы, в которых такие шпалы были изготовлены, подлежат изъятию и ремонту, а отгруженные ранее шпалы с отступлениями в размерах, по требованию заказчика, подлежат замене.

При неудовлетворительном результате испытания бетона на морозостойкость выясняют причины и принимают меры по устранению этого недостатка. Заказчику сообщают о пониженной морозостойкости бетона шпал и, в случае их разрушения в пути по этой причине, заказчик может предъявить претензии.

12

OCT 32.152-2000

' 9.9 Отклонение от прямолинейности подрельсовых площадок определяют измерением наибольшего зазора между поверхностью бетона и ребром металлической поверочной линейки в соответствии с ГОСТ 26433.1.

13

ОСТ 32.152-2000


1 - контролируемая шпала; 2- шаблон

Рисунок 4 - Схема контроля расстояния а на упорных наружных плоскостях подрельсовых площадок разных концов шпал Ш1 и Ш2            шаблоном или индикатором

Призма

Штангенциркуль


Рисунок 5 - Схема контроля расстояния «' на упорных поверхностях подрельсовых площадок разных концов шпалы ШЗ штангенциркулем

ОСТ 32.152-2000


OCT 32.152-2000


Рисунок 6 - Схема определения толщины t и высоты h„ пакета проволок арматуры

защитного слоя бетона на торце шпалы


16



Рисунок 7 - Схема контроля расстояния а, па упорных поверхностях подрельсовой площадки одного конца шпалы 1113

ОСТ 32.152-2000


OCT 32.152-2000


10 + S


Рисунок 8 - Схема контроля глубины С выкружки подрельсовой площадки шпалы ШЗ


18


OCT 32.152-2000

шпалы ШЗ


р=аа-

11.5


sa- <ff< so-

Брак


g> 60-

УГОЛЬНИК

Концевые меры длины

Более 20 мм\


/?<5а~

12,5


Рисунок 9 - Схема контроля угла /3 наклона упорной плоскости к подрельсовой площадке шпалы ШЗ

19

Рисунок 10 - Схема контроля подуклонки подрельсовых площадок шпалы


ОСТ 32.152-2000


1-1

(Наибольшая допустимая пропеллерпость)


Ы

(Пропелперность отсутствует)


Рисунок 11


Схема контроля пропеллериости подрельсовых площадок шпалы


ОСТ 32.152-2000


е,(Ь,)


ОСТ 32.152-2000


п..... f(a,-b,)+(c, -(1,)1-Ка,-Ьг)+(с,-11г)1

"          2L


Рисунок 12 - Схема контроля подуклонки (У) и пропеллерности (П) подрельсовых площадок шпал Ш1 и Ш2

OCT 32.152-2000

Отсутствие в каналах шпалы наплывов бетона, препятствующих установке и повороту болта в рабочее положение, проверяют контрольным инструментом, рабочий орган которого имеет форму закладного болта по ГОСТ 16017 с наибольшим верхним допуском в размерах головки. Проверяют все четыре канала контролируемой шкалы.

9'. 15. Для измерения электрического сопротивления шпалы на каждую подрельсовую площадку укладывают резиновую, прокладку и металлическую пластину толщиной от 2 до 4 мм и прикрепляют ее двумя типовыми закладными болтами с гайками. Места опоры гаек на пластины и контактов пластин с щупами омметра должны быть зачищены до металлического блеска.

1 — стальная пластина с уклоном нижнего основания 1:20, размером 250x100мм, средней толщиной 25 мм; 2 — стальная пластина размером 250x100x25мм; 3 - прокладка размером 250x100мм: деревянная - толщиной не менее 25 мм или резиновая - толщиной не менее 10 мм; 4 -стальной валик диаметром 40 мм и длиной 250 мм

Рисунок 14 - Схема испытаний шпалы на трещиностойкость

а) в подрельсовом сечении; б) в среднем сечении,при nfuie Дьерх в) в среднем сечении при изг.и<Ге вниз*'.

25

ОСТ 32.152-2000


Пластина


Рисунок 15 - Схема измерения электрического сопротивления шпалы


OCT 32.152-2000

10 Транспортирование и хранение

27

OCT 32.152-2000

Приложение A

Рекомендуемое

Перечень приспособлений для контроля шпал

Наименование контролируемого геометрического параметра

Наименование индикатора или шаблона

Шифр проекта

Расстояние а между упорными кромками углублений в подрельсовых площадках разных концов шпал

Уклон подрельсовых плошадок в

Индикатор контроля расстояния (а) между наружными кромками углублений в подрельсовых площадках шпал Индикатор контроля уклонов

БП 094/3

продольном и поперечном к оси бруса направлениях

и пропеллерности подрельсовых площадок

БП 094/1

Глубина заделки в бетон закладных шайб

Индикатор контроля глубины заделки закладных шайб

БП 094/5

OCT 32.152-2000

Приложение Б

Справочное

Библиография

ZS

OCT 32.152-2000

УДК 625.142.4:006354


Ж83


ОКП 586411


Ключевые слова: общие технические условия, шпалы железобетонные, основные параметры и размеры, технические требования, правила приемки, методы контроля

Зо

OCT 32.152-2000

СОГЛАСОВАНО:

Зий руководителя Департамента сооружений

пути и

EpMAsoi


А                         В, И.

^Утя^'д 2000 г.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник ГУ «Путьпром»

. . ^'-CZSZX-—-------,.у В. В. Андреев

2000 г.


OCT 32.152-2000

W W;

far для |p|

Заместитель директора Государственного •дагрогОвОРОЕ тарного предприятия Всероссийского на^Го-/ исследовательского института желез нодороЖ^^^^>»ф транспорта МПС России

Л-т. н.                            /£ьГ.о-д              А.Я. Коган

Заведующий комплексным отделением

“Путь и путевое хозяйство” ГУП ВНИИЖТ

к. т. н.                                     _ Г/Г^^ '^'^А.М. Тейтель

Заведующий отделом “Конструкция железнодорожного пути”

ГУП ВНИИЖТ

к. т. н.                                                      Л.Г. Крысанов

/У'<3 <.'^.19 с

•'О ’ Генеральный директор    Научно—исслвяр--

вательского, инженерного и ' произволстаен- ,?

но-внедренческого центра “Бетонпрессинтер” Г к. т. н.                                    Т?,/д£‘

,-р.И. Крикунов


Директор дирекции НИИПВ центра “Бетонпрессинтер”

Рабинович


л.н.


Руководители разработки и ответственные исполнители:

Старший научный сотрудник

/ «г. /с?.


В.В. Серебренников


А. Г. Саенко


ГУП ВНИИЖТ

Главный технолог - консультант НИИПВ центра “Бетонпрессинтер” к. т. н.

Исполнители

Старший научный сотрудник ГУП ВНИИЖТ

к. т. н.

Ведущий инженер ГУП ВНИИЖТ

Н И. Гаврилина


Инженер 1-й категории ГУП ВНИИЖТ

32

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

107174, г. Москва, Ново-Басманная, 2

УКАЗАНИЕ

£          2000 г.


Руководителям департаментов (по списку) Начальникам железных дорог Руководителям предприятий и организаций (по списку)

Об утверждении и введении

в действие ОСТ 32.152-2000

С целью проведения единой технической политики при изготовлении и эксплуатации железобетонных шпал Министерство путей сообщения Российской Федерации ПРИКАЗЫВАЕТ:

Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 2001 г. стандарт отрасли ОСТ 32.152-2000 «Шпалы железобетонный предварительно напряженные для железных дорог колеи 1520 мм Российской Федерации. Общие технические условия».

Приложение: ОСТ 32.152-2000 на З? листах.

В.Т.Семенов


Заместитель Министра

исп.Радыгин ЦП 2-48-26