Подвижной состав железных дорог » Тяговый состав » ГОСТ 10393-2009 ГОСТ 10393-2009 Компрессоры и агрегаты компрессорные для железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия Заменен на ГОСТ 10393-2014 Проверено: 21.12.2024 26 просмотров ПредисловиеЦели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 236 2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации 3 ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 35 от 11 июня 2009 г.) За принятие проголосовали: Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации Азербайджан AZ Азстандарт Армения AM Минторгэкономразвития Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь Казахстан KZ Госстандарт Республики Казахстан Кыргызстан KG Кыргызстандарт Молдова MD Молдова-Стандарт Российская Федерация RU Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Таджикистан TJ Таджикстандарт Украина UA Госпотребстандарт Украины 4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2009 г. N 425-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 10393-2009 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2010 г. 5 ВЗАМЕН ГОСТ 10393-99 Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменений — в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты» 1 Область применения Настоящий стандарт распространяется на поршневые и винтовые маслозаполненные компрессоры (далее — компрессоры) и компрессорные агрегаты, предназначенные для снабжения сжатым воздухом пневмосистем подвижного состава железных дорог: локомотивов (кроме паровозов), моторвагонного и специального самоходного подвижного состава. 2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования ГОСТ 12.1.023-80 Система стандартов безопасности труда. Шум. Методы установления значений шумовых характеристик стационарных машин ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия ГОСТ 3956-76 Силикагель технический. Технические условия ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам ГОСТ 20073-81 Компрессоры воздушные поршневые стационарные общего назначения. Правила приемки и методы испытаний ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения ГОСТ 24484-80 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Методы измерения загрязненности ГОСТ 26656-85 Техническая диагностика. Контролепригодность. Общие требования ГОСТ 28567-90 Компрессоры. Термины и определения Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины, определения и сокращения 3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 28567, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1.1 компрессорный агрегат: Специфицированное изделие, предназначенное для обеспечения подвижного состава качественным сжатым воздухом и включающее в себя компрессор, приводной электродвигатель, устройство передачи энергии к компрессору, системы охлаждения и подогрева, блок очистки и осушки сжатого воздуха, элементы регулирования, защиты, контроля и диагностики. 3.1.2 регулирование компрессора: Периодическое автоматическое воздействие на компрессор или его привод для временного прекращения и последующего возобновления подачи сжатого воздуха с целью поддерживания в главных резервуарах подвижного состава установленного диапазона рабочего давления и обеспечения равенства подаваемого компрессором и расходуемого потребителями воздуха. 3.1.3 блок очистки и осушки сжатого воздуха: Устройство, способное осушать и очищать воздух от загрязняющих веществ, находящихся в твердом, жидком и аэрозольном состоянии, а также от воды в парообразном состоянии. 3.1.4 компрессорный модуль: Составная часть компрессорного агрегата (сборочная единица), имеющая законченное конструктивное решение и выполняющая одну или несколько функций компрессорного агрегата; при монтаже с другими компрессорными модулями образует компрессорный агрегат. 3.2 В настоящем стандарте приняты следующие сокращения: ПС — подвижной состав, включающий в себя локомотивы, а также моторвагонный и специальный самоходный подвижной состав; АК — компрессорный агрегат; БОСВ — блок очистки и осушки сжатого воздуха; ПВ — продолжительность включения компрессора. 4 Основные параметры компрессорных агрегатов 4.1 Основные параметры составных частей АК в зависимости от его исполнения приведены в таблице 1. Таблица 1 Наименование параметра Значение для исполнения 1 2 3 4 5 6 1 Производительность компрессора, м/мин 0,6 0,8-1,2 2,5 3,5 4,5 6,0 2 Конечное избыточное давление, МПа 0,9 1,0 3 Номинальная частота вращения вала компрессора, об/мин От 700 до 3000 включ. 4 Удельная мощность компрессора, включая затраты мощности на привод вентилятора, масляного насоса (при наличии), при конечном давлении по пункту 2, кВт·мин/м, не более 8,5 8,3 5 Отношение мощности, потребляемой компрессором с неотключаемым приводом на холостом ходу, к мощности компрессора на рабочем ходу, не более 0,25 6 Расход масла при работе компрессора с ПВ 100 %, г/ч, не более: — для поршневых компрессоров 6 12 20 25 30 — для винтовых компрессоров 2 6 8 10 7 Количество загрязняющих веществ в сжатом воздухе на выходе из БОСВ, мг/м, не более: — твердых частиц 4 — масла 10 — воды в жидком состоянии Не допускается Размер твердой частицы, мкм, не более 25 8 Температура точки росы осушенного сжатого воздуха в питательной магистрали ПС на выходе из БОСВ Не менее чем на 10 °C ниже температуры атмосферного воздуха при изменении температуры в диапазоне от минус 25 °C до плюс 45 °C; не выше минус 30 °C в диапазоне температур атмосферного воздуха от минус 25 °C до минус 50 °C 9 Температура масла, °С, не более: — для поршневых компрессоров 85 — для винтовых компрессоров 100 Примечания 1 При отсутствии в составе АК БОСВ настоящий стандарт не устанавливает требований к качеству сжатого воздуха. 2 По согласованию с заказчиком допускается устанавливать промежуточные значения производительности по пункту 1 за счет изменения частоты вращения коленчатого вала (роторов) компрессоров. 4.2 Условное обозначение должно состоять из букв и цифр, расположенных в следующей последовательности: — А — для компрессорного агрегата; — К — для компрессора; — П — для поршневого компрессора; — В — для винтового компрессора; — цифровое обозначение в виде дроби, числитель которой соответствует производительности компрессора в метрах кубических в минуту, а знаменатель — конечному избыточному давлению в мега-паскалях; — направление вращения вала компрессора, если смотреть со стороны привода: Л — против часовой стрелки, П — по часовой стрелке; — обозначение климатического исполнения и категории размещения компрессора — по ГОСТ 15150. Примечание — Для компрессоров, серийное производство которых началось до 2005 г., допускается указывать условное обозначение предприятия-изготовителя. 4.3 Пример условного обозначения поршневого компрессора производительностью 3,5 м/мин при конечном избыточном давлении 1 МПа и направлением вращения вала против часовой стрелки для эксплуатации в умеренном климате, категории размещения 2: КП 3,5/1 Л У2 для винтового: КВ 3,5/1 Л У2 4.4 Условное обозначение АК включает в себя обозначение компрессора с добавлением перед ним буквы «А», например, АК с компрессорами по 4.3 имеют следующие условные обозначения: АКП 3,5/1 Л У2; АКВ 3,5/1 Л У2 4.5 Условное обозначение составных частей АК — по технической документации изготовителя. 5 Технические требования к компрессорным агрегатам и их составным частям 5.1 Условия и режимы эксплуатации 5.1.1 АК и его составные части должны быть работоспособными при температуре окружающей среды от минус 50 °C до плюс 65 °C включительно — при расположении компрессорного агрегата в кузове ПС и от минус 50 °C до плюс 45 °C включительно — при расположении вне кузова и выдерживать воздействие внешних механических факторов по ГОСТ 17516.1 для группы механического исполнения М25. 5.1.2 Режим работы компрессоров и приводных электродвигателей — повторно-кратковременный с ПВ от 0% до 50%. Допускается ПВ от 50% до 100% в течение 2 ч, но не более одного раза в течение 3 ч непрерывной эксплуатации компрессора, если нет других ограничений по характеристикам приводных двигателей. 5.1.3 Компрессор и другие составные части АК должны оставаться работоспособными при кратковременном (до 5 мин в 1 ч) превышении конечного давления компрессора до 10% и номинальной частоты вращения до 15%. 5.1.4 Среднее число циклов регулирования компрессора, в том числе пусков электродвигателя, — не более 30 в 1 ч. 5.1.5 Конструкция АК должна обеспечивать пусковые процессы, при которых значение и продолжительность воздействия пусковых токов не превышают допустимых значений во всем диапазоне температур окружающей среды по 5.1.1, в том числе после длительного отстоя ПС при предельно допустимой отрицательной температуре. Значения допустимых токов и продолжительность их воздействия определяют по технической документации на примененные в составе АК электродвигатели и статические преобразователи частоты тока. 5.1.6 Электротехническое и электронное оборудование систем управления АК должно оставаться работоспособным при напряжении питания 110 В или 50 В и выдерживать переходные неповторяющиеся импульсы напряжения относительно нулевого напряжения источника по [1]. 5.2 Основные показатели и характеристики 5.2.1 Привод компрессора на ПС должен быть реализован от электродвигателя переменного или постоянного тока или от силовой установки через упругую муфту, зубчатую или гидромеханическую передачу. Для компрессоров исполнений 1 и 2 (таблица 1) допускается использование ременной передачи. 5.2.2 Требования к электродвигателям привода компрессора и вентилятора системы охлаждения АК — по ГОСТ 2582. 5.2.3 Регулирование компрессора на ПС необходимо проводить одним из следующих способов: остановкой компрессора вместе с электродвигателем, переводом на холостой ход без остановок, остановками только компрессора. 5.2.4 Неравномерность вращения вала поршневого компрессора с приводом от электродвигателя — не более 0,02. 5.2.5 При работе АК с подачей воздуха уровни звуковой мощности в октавных полосах частот и корректированные уровни звуковой мощности в контрольных точках по ГОСТ 12.1.023 не должны превышать значений, указанных в таблице 2. Таблица 2 Тип компрессора Исполнение Корректированный уровень звуковой мощности, дБА Поршневой 1, 2 105,0 Поршневой 3-6 110,0 Винтовой 1-6 102,0 5.2.6 Амплитуды виброускорений на опорах компрессора в диапазоне частот от 5 до 100 Гц должны быть, м/c, не более: — для поршневых компрессоров исполнений 1, 2 — 5,0; — для поршневых компрессоров исполнений 3-6 — 10,0; — для винтовых компрессоров всех исполнений — 2,0. Средние квадратические ускорения в диапазоне частот от 5 до 100 Гц на лапах компрессора должны быть, м/с, не более: — для поршневых компрессоров исполнений 1, 2 — 3,0; — для поршневых компрессоров исполнений 3, 4, 5, 6 — 5,0; — для винтовых компрессоров всех исполнений — 1,5. 5.2.7 Удельная масса компрессоров должна быть, кг·мин/м, не более: — для поршневых компрессоров: исполнений 1, 2 — 100; исполнений 3-6 — 90; — для винтовых компрессоров: исполнений 1, 2 — 90; исполнений 3-6 — 80. 5.2.8 Охлаждение компрессоров и других составных частей АК — воздушное. 5.2.9 Привод вентилятора системы охлаждения — от вала компрессора, приводного или автономного электродвигателя. 5.2.10 Температура сжатого воздуха на выходе концевого холодильника не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 15 °C при положительных температурах окружающей среды. Должна быть предусмотрена возможность автоматического отключения системы охлаждения АК при отрицательных температурах окружающей среды. 5.2.11 При работе компрессора на ПС с переменной частотой вращения его производительность должна изменяться пропорционально частоте вращения. 5.2.12 Блок очистки и осушки сжатого воздуха должен быть одно- или двухкамерным с автоматической безнагревной регенерацией адсорбента. Номинальный расход воздуха через БОСВ — в соответствии с производительностью компрессоров по пункту 1 таблицы 1. 5.2.13 Суммарное сопротивление всех ступеней БОСВ при прохождении через него очищаемого и осушаемого воздуха — не более 0,05 МПа. 5.2.14 Средний расход воздуха на регенерацию адсорбента в БОСВ не должен превышать 10% количества очищенного и осушенного воздуха. 5.2.15 Требования к адсорбенту БОСВ — по ГОСТ 3956. 5.2.16 Общие требования к контролепригодности составных частей АК — по ГОСТ 26656. Перечень средств контроля и диагностирования составных частей АК различного исполнения, характеристики и места их размещения должны быть согласованы с заказчиком. 5.2.17 Применяемые в компрессорах и приводах масла и консистентные смазки должны обеспечивать надежную работу АК в режимах по 5.1.2 при всех температурах по 5.1.1. Допускается применение сезонных масел (смазок) и обогревателей. 5.2.18 Системы регулирования компрессоров должны обеспечивать работу ПС по системе «многих единиц», когда два и более АК управляются одним из регуляторов давления по выбору поездной бригады. 5.3 Показатели надежности 5.3.1 Вероятность безотказной работы компрессоров за год эксплуатации в период до ремонта с разборкой — 0,95; агрегатов компрессорных — 0,92. 5.3.2 Показатели надежности электродвигателей привода компрессоров — по ГОСТ 2582. 5.3.3 Назначенный ресурс до текущего ремонта с полной разборкой для поршневых компрессоров при пробеге магистральных локомотивов и моторвагонного подвижного состава не менее 600·10 км, для винтовых компрессоров — не менее 1200·10 км. Для маневровых локомотивов и специального самоходного подвижного состава — не менее 4 и 12 лет соответственно. Эмпирическая вероятность отработки компрессором назначенного ресурса должна соответствовать значению, установленному для ПС. Критерии отказов (предельных состояний) компрессоров и АК для оценки назначенного ресурса должны быть установлены в технических условиях на компрессоры и АК конкретных исполнений. 5.3.4 Срок службы адсорбента в БОСВ — не менее 2 лет. 5.3.5 Назначенный срок службы до списания поршневых компрессоров — не менее 20 лет, винтовых — не менее 40 лет, с учетом замены деталей при ремонтах. 5.4 Комплектность 5.4.1 Исполнение АК с электроприводом должно быть модульным и состоять из: — электродвигателя переменного или постоянного тока; — поршневого или винтового компрессора, оснащенных по 5.4.2 или 5.4.3 соответственно; — устройства передачи вращения от электродвигателя к компрессору; — БОСВ; — систем регулирования, контроля, защиты; — комплекта диагностических устройств; — емкости для сбора загрязнителей из водомаслоотделителя и БОСВ; — рамы для монтажа модулей. По согласованию с заказчиком АК может быть размещен в теплозвукоизолирующем кожухе. БОСВ допускается устанавливать вне габаритов АК. 5.4.2 Поршневой компрессор должен включать в себя: — фильтры для очистки масла (при наличии масляного насоса); — средства контроля давления (при наличии масляного насоса), уровня и температуры масла в масляной системе; — фильтры для очистки всасываемого воздуха; — устройства регулирования производительности компрессора при неотключаемом приводе или для снижения пускового момента при отключаемом приводе и средства диагностики; — предохранительный(ые) клапан(ы) на межступенчатых коммуникациях; — межступенчатый и концевой охладители сжатого воздуха; — систему подогрева; — водомаслоотделитель с автоматической продувкой. 5.4.3 Винтовой компрессор должен включать в себя: — винтовой блок (допускается винтовой блок со встроенной зубчатой передачей); — маслосборник с системой разделения воздуха и масла; — систему охлаждения масла и сжатого воздуха; — воздушный и масляный фильтры; — систему подогрева; — средства регулирования, контроля и диагностики; — предохранительный клапан; — водомаслоотделитель с автоматической продувкой. 5.4.4 Комплект поставки по 5.4.1-5.4.3 устанавливают по согласованию с заказчиком. 5.4.5 БОСВ должен быть заправлен адсорбентом и укомплектован фильтрующими элементами, устройством для дозирования расхода воздуха на регенерацию, системой автоматического управления и байпасной магистралью. 5.4.7 В комплект поставки АК должна входить эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601. 5.5 Маркировка 5.5.1 На доступных и хорошо видимых местах составных частей АК должны быть таблички по ГОСТ 12969. Маркировки основных составных частей АК: — для электродвигателей — по ГОСТ 2582; — для компрессоров — товарный знак предприятия-изготовителя, порядковый номер, дата выпуска, условное обозначение по 4.2-4.5, обозначение технических условий, клеймо отдела технического контроля, клеймо заказчика (при приемке оборудования его представителем); — для других составных частей — по документации изготовителей. 5.6 Упаковка 5.6.1 Упаковка АК и его составных частей должна предохранять их от повреждений при транспортировании. Воздушные выводы пневмооборудования должны быть заглушены. 5.6.2 АК или его отдельные модули должны быть законсервированы по ГОСТ 9.014 в соответствии с климатическими условиями транспортирования и хранения по ГОСТ 15150. 6 Требования безопасности 6.1 Все вращающиеся и нагревающиеся до температуры 65 °C и более части АК должны иметь ограждения, исключающие случайный контакт с ними обслуживающего персонала. 6.2 АК и его модули должны иметь приспособления для их безопасного подъема и перемещения с помощью крана. 6.3 На нагнетательной магистрали АК должен быть установлен предохранительный клапан с пропускной способностью не менее 100% номинальной производительности компрессора. Давление срабатывания предохранительного клапана должно превышать рабочее давление сжатого воздуха в защищаемой магистрали не более чем на 0,1 МПа. 6.4 Детали и сборочные единицы, работающие под давлением, должны быть подвергнуты гидравлическим испытаниям в соответствии с нормативной и технической документацией на них. 6.5 Конструкция токоподводящих элементов электродвигателей, электрических и электропневматических устройств АК должна исключать возможность попадания на них воды и масла. 6.6 На компрессор должна быть нанесена стрелка, указывающая направление вращения вала. 6.7 АК должен быть оснащен световыми индикаторами, сигнализирующими о предаварийном состоянии его сборочных единиц и систем вследствие перегрева, переохлаждения, недостатка масла, критического повышения сопротивления фильтров. Число световых индикаторов и их конструктивное оформление должны быть согласованы между изготовителем и заказчиком. 6.8 Конструкция АК должна обеспечивать возможность передачи информации о состоянии основных частей АК в кабины управления ПС. 6.9 Окраска компрессора и других составных частей АК должна соответствовать требованиям санитарной гигиены на железнодорожном транспорте. 6.10 Требования к безопасности электропривода компрессора и вентилятора — по ГОСТ 2582. 6.11 Использованные в АК масла и консистентные смазки, а также накапливаемые в емкостях по 5.4.1 загрязнители должны утилизироваться в соответствии с нормативной документацией. 7 Правила приемки и методы испытаний 7.1 Покупные составные части должны быть подвергнуты входному контролю по ГОСТ 24297. 7.2 Для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта компрессор или АК подвергают приемо-сдаточным и периодическим испытаниям по согласованным с заказчиком программам и методикам испытаний. В части правил и методов испытаний необходимо руководствоваться: ГОСТ 20073 — при испытаниях поршневых и винтовых компрессоров; ГОСТ 2582 — при испытаниях электродвигателей привода компрессоров и вентиляторов; ГОСТ 24484 — при испытаниях средств очистки и осушки сжатого воздуха. Номенклатура и наименования проверяемых параметров или характеристик в зависимости от вида испытаний приведены в таблице 3. Таблица 3 Наименование параметра или характеристики Вид испытаний Пункт настоящего стандарта Приемо-сдаточные Периодические 1 Работоспособность АК при экстремальных температурах — + 5.1.1 2 Воздействие на АК механических факторов для группы механического исполнения М25 — + 5.1.1 3 Частота вращения вала компрессора + + Пункт 3 таблицы 1 4 Производительность компрессора, приведенная к начальным условиям + + Пункт 1 таблицы 1 5 Удельная мощность компрессора + + Пункт 4 таблицы 1 6 Мощность компрессора на холостом ходу — + Пункт 5 таблицы 1 7 Неравномерность вращения вала поршневого компрессора — + 5.2.4 8 Температура масла в компрессоре + + Пункт 9 таблицы 1 9 Температура сжатого воздуха на выходе концевого холодильника + + 5.2.10 10 Удельная масса компрессора — + 5.2.7 11 Вибрационные характеристики — + 5.2.6 12 Акустические характеристики — + Таблица 2 13 Расход масла компрессором — + Пункт 6 таблицы 1 14 Гидравлическое сопротивление БОСВ — + 5.2.13 15 Количество загрязняющих веществ в сжатом воздухе на выходе БОСВ — + Пункт 7 таблицы 1 16 Температура точки росы осушенного сжатого воздуха на выходе из БОСВ + + Пункт 8 таблицы 1 17 Расход воздуха на регенерацию адсорбента БОСВ + + 5.2.14 18 Значения, допускаемые изменения и продолжительность воздействия пусковых тока и напряжения электродвигателя привода компрессора при пусковых процессах и продолжительность их воздействия — + 5.1.5 7.3 Условия испытаний поршневого и винтового компрессоров или АК по пунктам 1-9 таблицы 3, средства измерений, испытательные стенды и методы измерений, обработка и оформление результатов испытаний, требования безопасности для компрессоров с воздушным охлаждением — по ГОСТ 20073. 7.4 Проверку акустических и вибрационных характеристик АК по пунктам 11, 12 таблицы 3 проводят по согласованным с заказчиком методикам испытаний изготовителя. 7.5 Расход масла винтовым компрессором по пункту 13 таблицы 3 определяют по его содержанию в потоке воздуха по ГОСТ 24484. Для поршневого компрессора расход масла допускается определять по уменьшению его массы в картере по методике изготовителя. 7.6 Гидравлическое сопротивление элементов БОСВ по пункту 14 таблицы 3 определяют как разность измеренных давлений до и после этих элементов. 7.7 Проверку загрязнения сжатого воздуха и его влажности по пунктам 15, 16 таблицы 3 проводят по ГОСТ 24484. Количество воды в жидком состоянии определяют весовым способом. 7.8 Расход воздуха на регенерацию по пункту 17 таблицы 3 определяют с помощью газового счетчика, установленного на дренажном устройстве сброса воздуха. 7.9 Неравномерность вращения вала поршневого компрессора по пункту 7 таблицы 3 определяют по методике изготовителя. 7.10 Значения показателей надежности составных частей АК определяют расчетным методом на основании результатов стендовых и эксплуатационных испытаний. 8 Гарантии изготовителя 8.1 Изготовитель гарантирует соответствие всех составных частей АК требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем условий и правил эксплуатации, хранения, транспортирования и монтажа. 8.2 Гарантийный срок эксплуатации АК и его составных частей — 24 мес со дня ввода в эксплуатацию, но не более 30 мес. со дня отгрузки. Библиография [1] МЭК 60571:1998 Оборудование электронное, применяемое на железнодорожном транспорте
ПредисловиеЦели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 236 2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации 3 ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 35 от 11 июня 2009 г.) За принятие проголосовали: Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации Азербайджан AZ Азстандарт Армения AM Минторгэкономразвития Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь Казахстан KZ Госстандарт Республики Казахстан Кыргызстан KG Кыргызстандарт Молдова MD Молдова-Стандарт Российская Федерация RU Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Таджикистан TJ Таджикстандарт Украина UA Госпотребстандарт Украины 4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2009 г. N 425-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 10393-2009 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2010 г. 5 ВЗАМЕН ГОСТ 10393-99 Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменений — в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты» 1 Область применения Настоящий стандарт распространяется на поршневые и винтовые маслозаполненные компрессоры (далее — компрессоры) и компрессорные агрегаты, предназначенные для снабжения сжатым воздухом пневмосистем подвижного состава железных дорог: локомотивов (кроме паровозов), моторвагонного и специального самоходного подвижного состава. 2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования ГОСТ 12.1.023-80 Система стандартов безопасности труда. Шум. Методы установления значений шумовых характеристик стационарных машин ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия ГОСТ 3956-76 Силикагель технический. Технические условия ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам ГОСТ 20073-81 Компрессоры воздушные поршневые стационарные общего назначения. Правила приемки и методы испытаний ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения ГОСТ 24484-80 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Методы измерения загрязненности ГОСТ 26656-85 Техническая диагностика. Контролепригодность. Общие требования ГОСТ 28567-90 Компрессоры. Термины и определения Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины, определения и сокращения 3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 28567, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1.1 компрессорный агрегат: Специфицированное изделие, предназначенное для обеспечения подвижного состава качественным сжатым воздухом и включающее в себя компрессор, приводной электродвигатель, устройство передачи энергии к компрессору, системы охлаждения и подогрева, блок очистки и осушки сжатого воздуха, элементы регулирования, защиты, контроля и диагностики. 3.1.2 регулирование компрессора: Периодическое автоматическое воздействие на компрессор или его привод для временного прекращения и последующего возобновления подачи сжатого воздуха с целью поддерживания в главных резервуарах подвижного состава установленного диапазона рабочего давления и обеспечения равенства подаваемого компрессором и расходуемого потребителями воздуха. 3.1.3 блок очистки и осушки сжатого воздуха: Устройство, способное осушать и очищать воздух от загрязняющих веществ, находящихся в твердом, жидком и аэрозольном состоянии, а также от воды в парообразном состоянии. 3.1.4 компрессорный модуль: Составная часть компрессорного агрегата (сборочная единица), имеющая законченное конструктивное решение и выполняющая одну или несколько функций компрессорного агрегата; при монтаже с другими компрессорными модулями образует компрессорный агрегат. 3.2 В настоящем стандарте приняты следующие сокращения: ПС — подвижной состав, включающий в себя локомотивы, а также моторвагонный и специальный самоходный подвижной состав; АК — компрессорный агрегат; БОСВ — блок очистки и осушки сжатого воздуха; ПВ — продолжительность включения компрессора. 4 Основные параметры компрессорных агрегатов 4.1 Основные параметры составных частей АК в зависимости от его исполнения приведены в таблице 1. Таблица 1 Наименование параметра Значение для исполнения 1 2 3 4 5 6 1 Производительность компрессора, м/мин 0,6 0,8-1,2 2,5 3,5 4,5 6,0 2 Конечное избыточное давление, МПа 0,9 1,0 3 Номинальная частота вращения вала компрессора, об/мин От 700 до 3000 включ. 4 Удельная мощность компрессора, включая затраты мощности на привод вентилятора, масляного насоса (при наличии), при конечном давлении по пункту 2, кВт·мин/м, не более 8,5 8,3 5 Отношение мощности, потребляемой компрессором с неотключаемым приводом на холостом ходу, к мощности компрессора на рабочем ходу, не более 0,25 6 Расход масла при работе компрессора с ПВ 100 %, г/ч, не более: — для поршневых компрессоров 6 12 20 25 30 — для винтовых компрессоров 2 6 8 10 7 Количество загрязняющих веществ в сжатом воздухе на выходе из БОСВ, мг/м, не более: — твердых частиц 4 — масла 10 — воды в жидком состоянии Не допускается Размер твердой частицы, мкм, не более 25 8 Температура точки росы осушенного сжатого воздуха в питательной магистрали ПС на выходе из БОСВ Не менее чем на 10 °C ниже температуры атмосферного воздуха при изменении температуры в диапазоне от минус 25 °C до плюс 45 °C; не выше минус 30 °C в диапазоне температур атмосферного воздуха от минус 25 °C до минус 50 °C 9 Температура масла, °С, не более: — для поршневых компрессоров 85 — для винтовых компрессоров 100 Примечания 1 При отсутствии в составе АК БОСВ настоящий стандарт не устанавливает требований к качеству сжатого воздуха. 2 По согласованию с заказчиком допускается устанавливать промежуточные значения производительности по пункту 1 за счет изменения частоты вращения коленчатого вала (роторов) компрессоров. 4.2 Условное обозначение должно состоять из букв и цифр, расположенных в следующей последовательности: — А — для компрессорного агрегата; — К — для компрессора; — П — для поршневого компрессора; — В — для винтового компрессора; — цифровое обозначение в виде дроби, числитель которой соответствует производительности компрессора в метрах кубических в минуту, а знаменатель — конечному избыточному давлению в мега-паскалях; — направление вращения вала компрессора, если смотреть со стороны привода: Л — против часовой стрелки, П — по часовой стрелке; — обозначение климатического исполнения и категории размещения компрессора — по ГОСТ 15150. Примечание — Для компрессоров, серийное производство которых началось до 2005 г., допускается указывать условное обозначение предприятия-изготовителя. 4.3 Пример условного обозначения поршневого компрессора производительностью 3,5 м/мин при конечном избыточном давлении 1 МПа и направлением вращения вала против часовой стрелки для эксплуатации в умеренном климате, категории размещения 2: КП 3,5/1 Л У2 для винтового: КВ 3,5/1 Л У2 4.4 Условное обозначение АК включает в себя обозначение компрессора с добавлением перед ним буквы «А», например, АК с компрессорами по 4.3 имеют следующие условные обозначения: АКП 3,5/1 Л У2; АКВ 3,5/1 Л У2 4.5 Условное обозначение составных частей АК — по технической документации изготовителя. 5 Технические требования к компрессорным агрегатам и их составным частям 5.1 Условия и режимы эксплуатации 5.1.1 АК и его составные части должны быть работоспособными при температуре окружающей среды от минус 50 °C до плюс 65 °C включительно — при расположении компрессорного агрегата в кузове ПС и от минус 50 °C до плюс 45 °C включительно — при расположении вне кузова и выдерживать воздействие внешних механических факторов по ГОСТ 17516.1 для группы механического исполнения М25. 5.1.2 Режим работы компрессоров и приводных электродвигателей — повторно-кратковременный с ПВ от 0% до 50%. Допускается ПВ от 50% до 100% в течение 2 ч, но не более одного раза в течение 3 ч непрерывной эксплуатации компрессора, если нет других ограничений по характеристикам приводных двигателей. 5.1.3 Компрессор и другие составные части АК должны оставаться работоспособными при кратковременном (до 5 мин в 1 ч) превышении конечного давления компрессора до 10% и номинальной частоты вращения до 15%. 5.1.4 Среднее число циклов регулирования компрессора, в том числе пусков электродвигателя, — не более 30 в 1 ч. 5.1.5 Конструкция АК должна обеспечивать пусковые процессы, при которых значение и продолжительность воздействия пусковых токов не превышают допустимых значений во всем диапазоне температур окружающей среды по 5.1.1, в том числе после длительного отстоя ПС при предельно допустимой отрицательной температуре. Значения допустимых токов и продолжительность их воздействия определяют по технической документации на примененные в составе АК электродвигатели и статические преобразователи частоты тока. 5.1.6 Электротехническое и электронное оборудование систем управления АК должно оставаться работоспособным при напряжении питания 110 В или 50 В и выдерживать переходные неповторяющиеся импульсы напряжения относительно нулевого напряжения источника по [1]. 5.2 Основные показатели и характеристики 5.2.1 Привод компрессора на ПС должен быть реализован от электродвигателя переменного или постоянного тока или от силовой установки через упругую муфту, зубчатую или гидромеханическую передачу. Для компрессоров исполнений 1 и 2 (таблица 1) допускается использование ременной передачи. 5.2.2 Требования к электродвигателям привода компрессора и вентилятора системы охлаждения АК — по ГОСТ 2582. 5.2.3 Регулирование компрессора на ПС необходимо проводить одним из следующих способов: остановкой компрессора вместе с электродвигателем, переводом на холостой ход без остановок, остановками только компрессора. 5.2.4 Неравномерность вращения вала поршневого компрессора с приводом от электродвигателя — не более 0,02. 5.2.5 При работе АК с подачей воздуха уровни звуковой мощности в октавных полосах частот и корректированные уровни звуковой мощности в контрольных точках по ГОСТ 12.1.023 не должны превышать значений, указанных в таблице 2. Таблица 2 Тип компрессора Исполнение Корректированный уровень звуковой мощности, дБА Поршневой 1, 2 105,0 Поршневой 3-6 110,0 Винтовой 1-6 102,0 5.2.6 Амплитуды виброускорений на опорах компрессора в диапазоне частот от 5 до 100 Гц должны быть, м/c, не более: — для поршневых компрессоров исполнений 1, 2 — 5,0; — для поршневых компрессоров исполнений 3-6 — 10,0; — для винтовых компрессоров всех исполнений — 2,0. Средние квадратические ускорения в диапазоне частот от 5 до 100 Гц на лапах компрессора должны быть, м/с, не более: — для поршневых компрессоров исполнений 1, 2 — 3,0; — для поршневых компрессоров исполнений 3, 4, 5, 6 — 5,0; — для винтовых компрессоров всех исполнений — 1,5. 5.2.7 Удельная масса компрессоров должна быть, кг·мин/м, не более: — для поршневых компрессоров: исполнений 1, 2 — 100; исполнений 3-6 — 90; — для винтовых компрессоров: исполнений 1, 2 — 90; исполнений 3-6 — 80. 5.2.8 Охлаждение компрессоров и других составных частей АК — воздушное. 5.2.9 Привод вентилятора системы охлаждения — от вала компрессора, приводного или автономного электродвигателя. 5.2.10 Температура сжатого воздуха на выходе концевого холодильника не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 15 °C при положительных температурах окружающей среды. Должна быть предусмотрена возможность автоматического отключения системы охлаждения АК при отрицательных температурах окружающей среды. 5.2.11 При работе компрессора на ПС с переменной частотой вращения его производительность должна изменяться пропорционально частоте вращения. 5.2.12 Блок очистки и осушки сжатого воздуха должен быть одно- или двухкамерным с автоматической безнагревной регенерацией адсорбента. Номинальный расход воздуха через БОСВ — в соответствии с производительностью компрессоров по пункту 1 таблицы 1. 5.2.13 Суммарное сопротивление всех ступеней БОСВ при прохождении через него очищаемого и осушаемого воздуха — не более 0,05 МПа. 5.2.14 Средний расход воздуха на регенерацию адсорбента в БОСВ не должен превышать 10% количества очищенного и осушенного воздуха. 5.2.15 Требования к адсорбенту БОСВ — по ГОСТ 3956. 5.2.16 Общие требования к контролепригодности составных частей АК — по ГОСТ 26656. Перечень средств контроля и диагностирования составных частей АК различного исполнения, характеристики и места их размещения должны быть согласованы с заказчиком. 5.2.17 Применяемые в компрессорах и приводах масла и консистентные смазки должны обеспечивать надежную работу АК в режимах по 5.1.2 при всех температурах по 5.1.1. Допускается применение сезонных масел (смазок) и обогревателей. 5.2.18 Системы регулирования компрессоров должны обеспечивать работу ПС по системе «многих единиц», когда два и более АК управляются одним из регуляторов давления по выбору поездной бригады. 5.3 Показатели надежности 5.3.1 Вероятность безотказной работы компрессоров за год эксплуатации в период до ремонта с разборкой — 0,95; агрегатов компрессорных — 0,92. 5.3.2 Показатели надежности электродвигателей привода компрессоров — по ГОСТ 2582. 5.3.3 Назначенный ресурс до текущего ремонта с полной разборкой для поршневых компрессоров при пробеге магистральных локомотивов и моторвагонного подвижного состава не менее 600·10 км, для винтовых компрессоров — не менее 1200·10 км. Для маневровых локомотивов и специального самоходного подвижного состава — не менее 4 и 12 лет соответственно. Эмпирическая вероятность отработки компрессором назначенного ресурса должна соответствовать значению, установленному для ПС. Критерии отказов (предельных состояний) компрессоров и АК для оценки назначенного ресурса должны быть установлены в технических условиях на компрессоры и АК конкретных исполнений. 5.3.4 Срок службы адсорбента в БОСВ — не менее 2 лет. 5.3.5 Назначенный срок службы до списания поршневых компрессоров — не менее 20 лет, винтовых — не менее 40 лет, с учетом замены деталей при ремонтах. 5.4 Комплектность 5.4.1 Исполнение АК с электроприводом должно быть модульным и состоять из: — электродвигателя переменного или постоянного тока; — поршневого или винтового компрессора, оснащенных по 5.4.2 или 5.4.3 соответственно; — устройства передачи вращения от электродвигателя к компрессору; — БОСВ; — систем регулирования, контроля, защиты; — комплекта диагностических устройств; — емкости для сбора загрязнителей из водомаслоотделителя и БОСВ; — рамы для монтажа модулей. По согласованию с заказчиком АК может быть размещен в теплозвукоизолирующем кожухе. БОСВ допускается устанавливать вне габаритов АК. 5.4.2 Поршневой компрессор должен включать в себя: — фильтры для очистки масла (при наличии масляного насоса); — средства контроля давления (при наличии масляного насоса), уровня и температуры масла в масляной системе; — фильтры для очистки всасываемого воздуха; — устройства регулирования производительности компрессора при неотключаемом приводе или для снижения пускового момента при отключаемом приводе и средства диагностики; — предохранительный(ые) клапан(ы) на межступенчатых коммуникациях; — межступенчатый и концевой охладители сжатого воздуха; — систему подогрева; — водомаслоотделитель с автоматической продувкой. 5.4.3 Винтовой компрессор должен включать в себя: — винтовой блок (допускается винтовой блок со встроенной зубчатой передачей); — маслосборник с системой разделения воздуха и масла; — систему охлаждения масла и сжатого воздуха; — воздушный и масляный фильтры; — систему подогрева; — средства регулирования, контроля и диагностики; — предохранительный клапан; — водомаслоотделитель с автоматической продувкой. 5.4.4 Комплект поставки по 5.4.1-5.4.3 устанавливают по согласованию с заказчиком. 5.4.5 БОСВ должен быть заправлен адсорбентом и укомплектован фильтрующими элементами, устройством для дозирования расхода воздуха на регенерацию, системой автоматического управления и байпасной магистралью. 5.4.7 В комплект поставки АК должна входить эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601. 5.5 Маркировка 5.5.1 На доступных и хорошо видимых местах составных частей АК должны быть таблички по ГОСТ 12969. Маркировки основных составных частей АК: — для электродвигателей — по ГОСТ 2582; — для компрессоров — товарный знак предприятия-изготовителя, порядковый номер, дата выпуска, условное обозначение по 4.2-4.5, обозначение технических условий, клеймо отдела технического контроля, клеймо заказчика (при приемке оборудования его представителем); — для других составных частей — по документации изготовителей. 5.6 Упаковка 5.6.1 Упаковка АК и его составных частей должна предохранять их от повреждений при транспортировании. Воздушные выводы пневмооборудования должны быть заглушены. 5.6.2 АК или его отдельные модули должны быть законсервированы по ГОСТ 9.014 в соответствии с климатическими условиями транспортирования и хранения по ГОСТ 15150. 6 Требования безопасности 6.1 Все вращающиеся и нагревающиеся до температуры 65 °C и более части АК должны иметь ограждения, исключающие случайный контакт с ними обслуживающего персонала. 6.2 АК и его модули должны иметь приспособления для их безопасного подъема и перемещения с помощью крана. 6.3 На нагнетательной магистрали АК должен быть установлен предохранительный клапан с пропускной способностью не менее 100% номинальной производительности компрессора. Давление срабатывания предохранительного клапана должно превышать рабочее давление сжатого воздуха в защищаемой магистрали не более чем на 0,1 МПа. 6.4 Детали и сборочные единицы, работающие под давлением, должны быть подвергнуты гидравлическим испытаниям в соответствии с нормативной и технической документацией на них. 6.5 Конструкция токоподводящих элементов электродвигателей, электрических и электропневматических устройств АК должна исключать возможность попадания на них воды и масла. 6.6 На компрессор должна быть нанесена стрелка, указывающая направление вращения вала. 6.7 АК должен быть оснащен световыми индикаторами, сигнализирующими о предаварийном состоянии его сборочных единиц и систем вследствие перегрева, переохлаждения, недостатка масла, критического повышения сопротивления фильтров. Число световых индикаторов и их конструктивное оформление должны быть согласованы между изготовителем и заказчиком. 6.8 Конструкция АК должна обеспечивать возможность передачи информации о состоянии основных частей АК в кабины управления ПС. 6.9 Окраска компрессора и других составных частей АК должна соответствовать требованиям санитарной гигиены на железнодорожном транспорте. 6.10 Требования к безопасности электропривода компрессора и вентилятора — по ГОСТ 2582. 6.11 Использованные в АК масла и консистентные смазки, а также накапливаемые в емкостях по 5.4.1 загрязнители должны утилизироваться в соответствии с нормативной документацией. 7 Правила приемки и методы испытаний 7.1 Покупные составные части должны быть подвергнуты входному контролю по ГОСТ 24297. 7.2 Для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта компрессор или АК подвергают приемо-сдаточным и периодическим испытаниям по согласованным с заказчиком программам и методикам испытаний. В части правил и методов испытаний необходимо руководствоваться: ГОСТ 20073 — при испытаниях поршневых и винтовых компрессоров; ГОСТ 2582 — при испытаниях электродвигателей привода компрессоров и вентиляторов; ГОСТ 24484 — при испытаниях средств очистки и осушки сжатого воздуха. Номенклатура и наименования проверяемых параметров или характеристик в зависимости от вида испытаний приведены в таблице 3. Таблица 3 Наименование параметра или характеристики Вид испытаний Пункт настоящего стандарта Приемо-сдаточные Периодические 1 Работоспособность АК при экстремальных температурах — + 5.1.1 2 Воздействие на АК механических факторов для группы механического исполнения М25 — + 5.1.1 3 Частота вращения вала компрессора + + Пункт 3 таблицы 1 4 Производительность компрессора, приведенная к начальным условиям + + Пункт 1 таблицы 1 5 Удельная мощность компрессора + + Пункт 4 таблицы 1 6 Мощность компрессора на холостом ходу — + Пункт 5 таблицы 1 7 Неравномерность вращения вала поршневого компрессора — + 5.2.4 8 Температура масла в компрессоре + + Пункт 9 таблицы 1 9 Температура сжатого воздуха на выходе концевого холодильника + + 5.2.10 10 Удельная масса компрессора — + 5.2.7 11 Вибрационные характеристики — + 5.2.6 12 Акустические характеристики — + Таблица 2 13 Расход масла компрессором — + Пункт 6 таблицы 1 14 Гидравлическое сопротивление БОСВ — + 5.2.13 15 Количество загрязняющих веществ в сжатом воздухе на выходе БОСВ — + Пункт 7 таблицы 1 16 Температура точки росы осушенного сжатого воздуха на выходе из БОСВ + + Пункт 8 таблицы 1 17 Расход воздуха на регенерацию адсорбента БОСВ + + 5.2.14 18 Значения, допускаемые изменения и продолжительность воздействия пусковых тока и напряжения электродвигателя привода компрессора при пусковых процессах и продолжительность их воздействия — + 5.1.5 7.3 Условия испытаний поршневого и винтового компрессоров или АК по пунктам 1-9 таблицы 3, средства измерений, испытательные стенды и методы измерений, обработка и оформление результатов испытаний, требования безопасности для компрессоров с воздушным охлаждением — по ГОСТ 20073. 7.4 Проверку акустических и вибрационных характеристик АК по пунктам 11, 12 таблицы 3 проводят по согласованным с заказчиком методикам испытаний изготовителя. 7.5 Расход масла винтовым компрессором по пункту 13 таблицы 3 определяют по его содержанию в потоке воздуха по ГОСТ 24484. Для поршневого компрессора расход масла допускается определять по уменьшению его массы в картере по методике изготовителя. 7.6 Гидравлическое сопротивление элементов БОСВ по пункту 14 таблицы 3 определяют как разность измеренных давлений до и после этих элементов. 7.7 Проверку загрязнения сжатого воздуха и его влажности по пунктам 15, 16 таблицы 3 проводят по ГОСТ 24484. Количество воды в жидком состоянии определяют весовым способом. 7.8 Расход воздуха на регенерацию по пункту 17 таблицы 3 определяют с помощью газового счетчика, установленного на дренажном устройстве сброса воздуха. 7.9 Неравномерность вращения вала поршневого компрессора по пункту 7 таблицы 3 определяют по методике изготовителя. 7.10 Значения показателей надежности составных частей АК определяют расчетным методом на основании результатов стендовых и эксплуатационных испытаний. 8 Гарантии изготовителя 8.1 Изготовитель гарантирует соответствие всех составных частей АК требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем условий и правил эксплуатации, хранения, транспортирования и монтажа. 8.2 Гарантийный срок эксплуатации АК и его составных частей — 24 мес со дня ввода в эксплуатацию, но не более 30 мес. со дня отгрузки. Библиография [1] МЭК 60571:1998 Оборудование электронное, применяемое на железнодорожном транспорте