ГОСТ 31373-2008 Колесные пары локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Расчеты и испытания на прочность
Текст ГОСТ 31373-2008 Колесные пары локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Расчеты и испытания на прочность
ГОСТ 31373-2008
Группа Д56
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Расчеты и испытания на прочность
Wheelsets of locomotives and motor-powered units. Strength calculations and tests
ОКС 45.060.10
ОКП 31 8381
Дата введения 2009-09-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 34 от 11 декабря 2008 г.)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны |
Код страны |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан |
АZ |
Азстандарт |
Армения |
АМ |
Минторгэкономразвития |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
КZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Молдова |
МD |
Молдова-Стандарт |
Российская Федерация |
RU |
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
Украина |
UA |
Госпотребстандарт Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 марта 2009 г. N 114-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31373-2008 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2009 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты».
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменений — в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2009 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на колесные пары (далее — КП) локомотивов (тепловозов, электровозов, газотурбовозов), моторвагонного подвижного состава (моторных и немоторных вагонов электропоездов, дизель-поездов, автомотрис и рельсовых автобусов, далее — МВПС) с конструкционной скоростью не более 250 км/ч.
Стандарт устанавливает объем расчетов и испытаний на прочность КП в целом и их деталей — осей, цельных и составных колес.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 398-96 Бандажи из углеродистой стали для подвижного состава железных дорог широкой колеи и метрополитена. Технические условия
ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия
ГОСТ 1050-88 Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия
ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытания на растяжение
ГОСТ 1763-68 (ИСО 3887-77) Сталь. Методы определения глубины обезуглероженного слоя
ГОСТ 1778-70 (ИСО 4967-79) Сталь. Металлографические методы определения неметаллических включений
ГОСТ 2999-75 Металлы и сплавы. Метод измерения твердости по Виккерсу
ГОСТ 4491-86 Центры колесные литые для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
ГОСТ 4543-71 Прокат из легированной конструкционной стали. Технические условия
ГОСТ 4728-96 Заготовки осевые для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия
ГОСТ 5639-82 Стали и сплавы. Методы выявления и определения величины зерна
ГОСТ 8233-56 Сталь. Эталоны микроструктуры
ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю
ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах
ГОСТ 10243-75 Сталь. Метод испытаний и оценки макроструктуры
ГОСТ 10791-2004 Колеса цельнокатаные. Технические условия
ГОСТ 11018-2000 Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия
ГОСТ 22536.1-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита
ГОСТ 22536.2-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы
ГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора
ГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния
ГОСТ 22536.5-87 (ИСО 629-82) Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца
ГОСТ 22536.7-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома
ГОСТ 22536.8-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения меди
ГОСТ 22536.9-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля
ГОСТ 22536.12-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения ванадия
ГОСТ 31334-2007 Оси для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
колесная пара: Узел в сборе, состоящий из оси с установленными на ней неподвижно ходовыми колесами, а также одним или двумя зубчатыми колесами тягового привода (осевого редуктора) и другими деталями, включая осевые подшипники тягового двигателя или редуктора, тормозные диски, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары. [ГОСТ 11018-2000, раздел 3] |
3.2 составное колесо: Сборочная единица КП, состоящая из колесного центра, бандажа и закрепляющего его бандажного кольца.
3.3 цельное колесо: Цельная деталь колесной пары с ободом, дисковой частью и ступицей.
3.4 дисковая часть колеса: Часть колеса (колесного центра), расположенная между ободом и ступицей и имеющая плоскую, коническую, изогнутую, S-образную или другую форму диска.
3.5 ступица колеса: Утолщенная часть колеса (колесного центра) с отверстием, в которое устанавливается ось КП.
3.6 колесный центр: Цельная деталь составного колеса с ободом, дисковой или спицевой частью и ступицей.
3.7 обод колесного центра: Утолщенная наружная часть колесного центра, предназначенная для посадки бандажа.
3.8 тормозные диски: Фрикционные элементы дискового тормоза, установленные на ступице, посаженной на внутренней части оси КП или на цельном колесе.
3.9 офсет: Конструкционное смещение обода (бандажа) колеса относительно ступицы колеса (колесного центра) в радиальном сечении.
3.10 остаточные напряжения: Напряжения, возникающие вследствие технологических и эксплуатационных воздействий (тепловых или механических) и остающиеся в конструкции после снятия этих воздействий.
Примечание — Остаточные напряжения в цельном колесе и бандаже определяют в радиальном направлении, а по поверхности катания — в тангенциальном направлении.
3.11 базовое расстояние: Расстояние между двумя кернами, нанесенными посредине толщины обода (бандажа) с наружной стороны колеса (принимают равным 100 мм).
3.12 прочность: Свойство детали или конструкции воспринимать воздействие внешних сил без разрушения и без изменения геометрических размеров вследствие пластических деформаций.
3.13 статическая прочность: Прочность, оцениваемая при действии однократных или редко повторяющихся (менее 10 раз за срок службы) предельных (экстремальных) нагрузок.
3.14
сопротивление усталости: Свойство материала противостоять усталости. [ГОСТ 23207-78, статья 2] |
3.15 термоциклическая усталость: Процесс постепенного накопления повреждений материала под действием неравномерного многократного нагрева и охлаждения, приводящий к изменению свойств материала, образованию трещин и разрушению.
3.16 база испытаний: Наибольшая продолжительность (по числу циклов нагружения) испытаний на усталость, задаваемая предварительно.
3.17
предел выносливости: Максимальное по абсолютному значению напряжение цикла, при котором еще не происходит усталостное разрушение при базе испытания. Примечание — Пределы выносливости выражают в номинальных напряжениях. [ГОСТ 23207-78, статья 47] |
3.18 схема нагружения: Схематическое изображение силовых факторов, действующих на КП или ее детали при эксплуатации.
3.19 прототип: КП или ее элемент, аналогичные проверяемой по конструкции, материалу, технологии изготовления и (или) условиям нагружения при эксплуатации.
3.20 полигонные испытания: Испытания КП при движении локомотива или МВПС, проводимые на специальном полигоне или железнодорожных путях.
3.21 эксплуатационные испытания: Испытания локомотива или МВПС, проводимые при его эксплуатации.
4 Общие положения
4.1 Для испытания на прочность отбирают КП, изготовленные в соответствии с требованиями ГОСТ 11018 по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке, и принятые службой технического контроля изготовителя.
4.2 КП и их детали, не прошедшие необходимого объема расчетов и испытаний на прочность в соответствии с разделом 5, не допускают к эксплуатации.
4.3 Критерии оценки КП и их деталей по показателям прочности, учитываемые при принятии решения о допуске КП к эксплуатации, установлены в таблице А.1 (приложение А).
4.4 При эксплуатации КП должно быть обеспечено:
— сохранение целостности элементов КП без трещин и безотказность КП в течение назначенного срока службы;
— отсутствие ослаблений и проворотов бандажей, в том числе при применении тяжелых режимов колодочного торможения;
— отсутствие сдвигов цельных колес, колесных центров, проворотов зубчатых колес, ступиц зубчатых колес и ступиц тормозных дисков на оси, пальцев привода в диске колеса;
— сохранение расстояния между внутренними гранями ободьев (бандажей) колес в пределах установленного допуска.
5 Объем расчетов и испытаний на прочность колесной пары
5.1 Необходимый объем расчетов и испытаний КП и их деталей на прочность выбирают для новых конструкций, а также исходя из конструкторских изменений в них, изменения материалов или технологического процесса, метода сборки КП, условий торможения, при применении КП на других локомотивах или МВПС.
5.2 Объем расчетов и испытаний на прочность КП с новой (измененной) конструкцией или схемой нагружения приведен в таблице 1.
Таблица 1
Наименование процесса* |
Необходимость проведения процесса для элементов КП |
||
Колесо |
Ось |
||
цельное |
составное |
||
1 Расчеты на прочность для выбора рациональной конструкции или предварительного анализа напряженно-деформированного состояния |
+ |
+ |
+ |
2 Стендовые статические испытания: |
|||
2.1 Нагружение КП статическими вертикальными и боковыми горизонтальными нагрузками; |
+ |
+ |
+ |
2.2 Нагружение КП касательными нагрузками с предельными по сцеплению значениями с учетом боксования; |
— |
+** |
+** |
2.3 Определение монтажных напряжений: |
|||
— от насадки бандажа; |
— |
+ |
— |
— от установки колеса на ось; |
+ |
+ |
— |
— от запрессовки элементов тягового привода в диск колеса (при их наличии); |
+ |
+ |
— |
2.4 Определение остаточных напряжений от термической закалки обода цельного колеса или бандажа составного колеса |
+ |
+ |
— |
3 Стендовые испытания на усталость деталей КП при нагружении циклическим круговым изгибом |
+ |
+ |
+ |
4 Испытания материала деталей КП |
+ |
+ |
+ |
5 Оценка суммарного напряженного состояния и оценка прочности деталей КП |
+ |
+ |
+ |
6 Оценка прочности соединения колеса (цельного, составного, зубчатого) и ступицы тормозного диска с осью и элементов тягового привода (если они имеются) с диском колеса |
+ |
+ |
— |
7 Оценка прочности соединения бандажа с ободом колесного центра |
— |
+ |
— |
8 Оценка радиальной усадки колесного центра от насадки бандажа |
— |
+ |
— |
9 Оценка осевых и радиальных перемещений обода цельного или бандажа составного колес вследствие нагрева от колодочного торможения и уменьшения их толщины из-за износа и ремонтных обточек |
+** |
+** |
— |
10 Оценка линейных и угловых деформаций оси КП |
— |
— |
+ |
11 Оценка изгибной и радиальной жесткости КП под действием эксплуатационных вертикальных и боковых нагрузок |
+** |
+** |
+** |
12 Полигонные испытания КП на прочность: |
|||
12.1 На испытательном полигоне при челночных поездках; |
+*** |
+*** |
+*** |
12.2 На испытательном полигоне протяженностью от 5 до 10 тыс. км в зависимости от параметров пути: технического состояния, конструктивных особенностей и продольного профиля и основания; |
+** |
+** |
+** |
12.3 При действии предельных по сцеплению касательных нагрузок с учетом боксования |
— |
+** |
+** |
13 Эксплуатационные испытания КП |
+*** |
+*** |
+*** |
* Объем расчетов и испытаний на прочность может быть сокращен по согласованию с заказчиком, если имеются соответствующие данные по прототипам. ** По требованию заказчика. *** По согласованию с заказчиком. Примечания 1 Знак «+» проводят расчеты или испытания для указанного элемента КП. 2 Знак «-» не проводят расчеты или испытания для указанного элемента КП. |
Под изменением конструкции КП понимают:
— изменение расположения деталей между колесами КП или применение новых деталей, изменяющих схему нагружения оси;
— изменение формы и размеров диска (в т.ч. офсета), обода, ступицы колеса;
— изменение наружного или внутреннего диаметра оси КП, формы и размеров галтелей, расположения посадочных и присоединительных зон по длине оси.
Расчеты КП на прочность (таблица 1, пункт 1) включают в себя:
— определение напряженно-деформированного состояния колеса от действия:
монтажных натягов соединения колеса с осью, бандажа с колесным центром, элементов тягового привода с диском колеса;
эксплуатационных механических нагрузок — вертикальных, боковых горизонтальных, касательных (только для спицевой конструкции колесного центра);
эксплуатационных термических нагрузок торможения;
— оценку осевых и радиальных деформаций обода цельного или бандажа составного колеса при нагреве от торможения и вследствие уменьшения толщины обода (бандажа) из-за износа и ремонтных обточек;
— оценку прочности соединения колеса (цельного, составного, зубчатого) и ступицы тормозного диска с осью и бандажа с колесным центром;
— оценку прочности и деформаций оси КП от действия эксплуатационных механических нагрузок.
5.3 Объем расчетов и испытаний на прочность КП при изменении материалов деталей (в т.ч. тормозных колодок), технологического процесса изготовления или при освоении их производства на новом предприятии приведен в таблице 2. Под изменением технологического процесса изготовления понимают:
— использование новых методов литья, проката, ковки и т.п.;
— применение новых методов объемного или поверхностного упрочнения и восстановления деталей;
— изменение чистоты обработки поверхностей.
Таблица 2
Наименование процесса |
Необходимость проведения процесса для элементов КП |
||
Колесо |
Ось |
||
цельное |
составное |
||
1 Стендовые испытания по определению остаточных напряжений |
+ |
+* |
— |
2 Стендовые испытания на усталость деталей КП |
+ |
+ |
+ |
3 Испытание материалов деталей КП |
+ |
+ |
+ |
4 Испытания на термоциклическую усталость обода цельного или бандажа составного колеса |
+** |
+** |
— |
5 Оценка прочности деталей в составе КП с использованием данных по нагруженности прототипов |
+ |
+ |
+ |
* Испытания для определения остаточных напряжений в бандаже. ** По требованию заказчика. Примечания 1 Знак «+» проводят расчеты или испытания для указанного элемента КП. 2 Знак «-» не проводят расчеты или испытания для указанного элемента КП. |
5.4 Объем расчетов и испытаний на прочность при изменении метода сборки КП или освоении КП на новом предприятии приведен в таблице 3. Под изменением метода сборки понимают:
— использование другого метода соединения колеса (цельного, составного, зубчатого) и ступицы тормозного диска с осью, колесного центра с бандажом;
— замену антифрикционного покрытия в соединении «колесо — ось».
Таблица 3
Наименование процесса |
Необходимость проведения процесса для колеса КП |
|
цельное |
составное |
|
1 Оценка прочности соединения колеса с осью |
+ |
+ |
2 Оценка прочности соединения бандажа с колесным центром при торможении на затяжных спусках (крутых или длительных) и многократных повторных остановочных торможениях |
— |
+* |
3 Эксплуатационные испытания КП |
+* |
+* |
* По требованию заказчика. Примечания 1 Знак «+» проводят расчеты или испытания для указанного элемента КП. 2 Знак «-» не проводят расчеты или испытания для указанного элемента КП. |
5.5 Объем испытаний КП при изменении тормозного оборудования и увеличении нагрузок при торможении приведен в таблице 4. Под изменением тормозного оборудования понимают применение впервые высокофосфористых, композиционных и других тормозных колодок, отличающихся высокой эффективностью торможения и низкой теплопроводностью.
Таблица 4
Наименование процесса |
Необходимость проведения процесса для колеса КП |
|
цельное |
составное |
|
1 Испытания на термоциклическую усталость обода цельного и бандажа составного колеса на тормозном стенде |
+* |
+* |
2 Оценка прочности соединения бандажа с колесным центром |
— |
+** |
3 Эксплуатационные испытания КП |
+** |
+** |
* По требованию заказчика. ** По согласованию с заказчиком. Примечания 1 Знак «+» проводят расчеты или испытания для указанного элемента КП. 2 Знак «-» не проводят расчеты или испытания для указанного элемента КП. |
5.6 Объем расчетов и испытаний на прочность КП, примененных на других типах локомотивов и МВПС, которые отличаются режимами работы, конструкционной скоростью более чем на 10%, схемами нагружения или большей по сравнению с прототипом нагрузкой на рельсы (свыше 5%), приведен в таблице 5.
Таблица 5
Наименование процесса |
Необходимость проведения процесса для элементов КП |
||
Колесо |
Ось |
||
цельное |
составное |
||
1 Расчет прочности от действия вертикальных и боковых нагрузок |
+ |
+ |
+ |
2 Стендовые испытания КП по определению напряженно-деформированного состояния от статического действия эксплуатационных механических нагрузок |
+* |
+* |
+* |
3 Полигонные испытания КП с тензометрированием |
+* |
+* |
+* |
4 Оценка прочности деталей КП |
+ |
+ |
+ |
* По согласованию с заказчиком. Примечание — Знак «+» проводят расчеты или испытания для указанного элемента КП. |
6 Методы расчетов, испытаний и оценки прочности
Методы расчетов, испытаний и оценки прочности приведены в таблице 6.
Таблица 6
Наименование метода расчета и испытания, обозначение нормативного документа |
Таблица настоящего стандарта (пункты таблицы) |
Аналитический метод технической теории оболочек, метод конечных элементов |
1 (1) |
Метод тензометрирования по [1] и национальным стандартам |
1 (2, 3, 12.1, 12.2, 12.3), |
Химический состав — по ГОСТ 22536.1, ГОСТ 22536.2, ГОСТ 22536.3, ГОСТ 22536.4, ГОСТ 22536.5, ГОСТ 22536.7, ГОСТ 22536.8, ГОСТ 22536.9, ГОСТ 22536.12. Твердость — метод Бриннеля по ГОСТ 9012, метод Виккерса по ГОСТ 2999. Механические свойства — по ГОСТ 1497, ГОСТ 9454. Макро- и микроструктура — по ГОСТ 1763, ГОСТ 1778, ГОСТ 5639, ГОСТ 8233, ГОСТ 10243 |
1 (4), |
Оценка прочности соединений по ГОСТ 11018 и национальным стандартам |
1 (6, 7), |
Расчеты численным методом, стендовые тормозные испытания, оценка прочности по [2], [3] |
1 (8), |
Метод прямых измерений |
1 (8, 9, 10) |
Расчеты на прочность и оценка прочности по [2], [4] |
1 (1, 5), |
Приложение А (обязательное). Критерии оценки колесных пар и их деталей по показателям прочности
Приложение А
(обязательное)
Таблица А.1
Наименование показателя |
Критерии оценки КП по показателям прочности |
1 Коэффициент запаса статической прочности диска колеса |
, (А.1) где — предел текучести материала; — максимальные суммарные эквивалентные напряжения от монтажных, остаточных и внешних воздействий; [] — допускаемый коэффициент запаса статической прочности диска колеса от 1,0 до 1,2. Если суммарные напряжения в наиболее нагруженной зоне колеса являются сжимающими, то на длине колеса не более 15 мм, допускаемый коэффициент запаса статической прочности диска колеса может быть установлен не менее 0,9 |
2 Коэффициент запаса статической прочности оси КП |
, (А.2) где — максимальные напряжения, действующие при эксплуатации, в т. ч. возникающие от однократных или редко повторяющихся (менее 10 раз за срок службы) предельных (экстремальных) нагрузок; [] — допускаемый коэффициент запаса статической прочности оси от 1,0 до 1,1 |
3 Коэффициент запаса сопротивления усталости колеса |
, (А.3) где — предел выносливости колеса, полученный по результатам его стендовых испытаний при аcимметричном цикле нагружения с учетом действия монтажных и остаточных напряжений; — наибольшее значение амплитуды напряжений от динамических нагрузок в выбранной точке колеса; — коэффициент, учитывающий зависимость сопротивления усталости от значения суммарного среднего напряжения цикла при эксплуатации; — коэффициент, учитывающий зависимость сопротивления усталости от значения суммарного среднего напряжения циклов при стендовых испытаниях. Коэффициенты , определяют по диаграмме, приведенной на рисунке А.1 (приложение А), или по формуле , (А.4) где — суммарное среднее напряжение цикла (монтажное, остаточное и эксплуатационное); [] — допускаемый коэффициент запаса сопротивления усталости колеса: 1,31,5 — при наличии результатов расчетов и стендовых испытаний на усталость колес, результатов полигонных испытаний, а также опыта эксплуатации прототипов; 1,51,7 — при наличии результатов расчетов и стендовых испытаний колес на усталость, опыта эксплуатации прототипов; 1,72,0 — при наличии результатов расчетов, отсутствии полигонных и стендовых испытаний колес на усталость, опыта эксплуатации прототипов |
4 Коэффициент запаса сопротивления усталости оси |
, (А.5) где — предел выносливости в расчетном сечении оси (); — наибольшая амплитуда напряжения в расчетном сечении; — допускаемый коэффициент запаса сопротивления усталости оси в расчетном сечении (): 2,0 — для буксовой шейки и предподступичной части оси; 1,3 — для подступичных частей оси под ходовым и зубчатым колесами и ступицей тормозного диска; 1,2 — для заподступичной и средней свободной частей оси |
5 Остаточные напряжения сжатия на поверхности катания цельного чернового колеса |
При радиальном разрезе цельного колеса от вершины гребня до отверстия ступицы сходимость базового расстояния должна быть не менее 1 и не более 5 мм (ГОСТ 10791) |
6 Остаточные напряжения сжатия на поверхности катания чернового бандажа |
При радиальном разрезе бандажа от вершины гребня до внутреннего диаметра бандажа базовое расстояние должно уменьшиться не менее чем на 3 мм. Значение показателя должно быть уточнено при изменении химического состава и режима закалки бандажа |
7 Показатели испытаний материала колеса (колесного центра), оси |
Соответствие: — химического состава — ГОСТ 977, ГОСТ 4491, ГОСТ 4728, ГОСТ 10791; — твердости — ГОСТ 10791, ГОСТ 31334; — механических свойств — ГОСТ 4491, ГОСТ 10791, ГОСТ 31334; — микро- и макроструктуры — ГОСТ 398, ГОСТ 4491, ГОСТ 10791, ГОСТ 31334 |
8 Прочность соединения колеса с осью (прессовый метод формирования) |
Нормированная форма диаграммы запрессовки с регламентированным диапазоном конечных усилий — по ГОСТ 11018 |
9 Прочность соединения колеса с осью (тепловой метод формирования) |
Отсутствие сдвига колеса на оси, проверяемое усилием на сдвиг — по ГОСТ 11018 |
10 Прочность посадки бандажа на обод колесного центра |
1 Соблюдение натяга посадки бандажа — по ГОСТ 11018. 2 Соблюдение регламентированного значения усадки обода колесного центра от посадки бандажа — по ГОСТ 11018. 3 Плотность посадки бандажа и обжатия бандажного кольца — по ГОСТ 11018 |
11 Радиальная усадка (потеря натяга) колесного центра от посадки бандажа на обод колесного центра |
Не более 20% максимального натяга — по ГОСТ 11018 |
12 Осевые деформации (перемещения) обода цельного и бандажа составного колеса |
Изменение расстояния между внутренними торцами ободьев колес вследствие нагрева при колодочном торможении и уменьшения толщины обода колеса (бандажа) из-за износа и ремонтных обточек должны быть в пределах допусков, установленных ГОСТ 11018 |
13 Жесткость КП |
По согласованию с заказчиком |
14 Прогиб оси в местах посадочных поверхностей подшипников и зубчатых колес |
Не должен превышать значений перекосов, радиальных и осевых перемещений, допускаемых радиальными и осевыми зазорами и углами поворотов подшипников соответствующих типов и условиями контакта зубчатых колес |
15 Предел выносливости колеса |
Определяют при испытаниях на усталость натурных колес. Ориентировочные значения указаны в таблице А.2 |
16 Предел выносливости оси |
Должен быть не менее: — 145 МПа — в сечениях буксовой шейки и предподступичной части оси; — 140 МПа — в сечении подступичной части оси; — 160 МПа — в сечениях заподступичной и средней частей оси |
17 Вероятность безотказной работы (расчетная) |
Должна быть не менее 0,999 для колес и оси по критерию появления трещин усталости |
Рисунок А.1 — Диаграмма зависимости коэффициентов K(1), K(2) от значения относительной величины суммарных средних напряжений сигма(mi)/сигма(т)
Рисунок А.1 — Диаграмма зависимости коэффициентов , от значения относительной величины суммарных средних напряжений
Таблица А.2 — Ориентировочные значения пределов выносливости некоторых конструкций колес в зависимости от материала, метода изготовления, формы дисковой части колесного центра, цельного колеса
Тип колеса |
Материал колесного центра, цельного колеса |
Метод изготовления |
Форма дисковой части |
Предел выносливости, МПа |
Составное |
Сталь 20Л, 25Л ГОСТ 977 |
Литье без механической обработки поверхности диска |
Коническая (тепловоз 2ТЭ116) |
68-70 |
Изогнутая |
70 |
|||
Двухдисковая |
65 |
|||
Спицевая |
125 |
|||
Сталь 20Л, 25Л ГОСТ 977 |
Литье с механической обработкой поверхности диска |
Плоская |
95 |
|
Изогнутая |
110 |
|||
Сталь 40Х |
Прокат |
Коническая, офсет — плюс 12 мм |
140 |
|
Сталь с массовой долей элементов, %: |
Прокат |
Коническая, офсет — минус 55 мм |
115 |
|
Сталь с массовой долей элементов, %: |
Прокат |
Коническая, офсет — плюс 15 мм |
130 |
|
Сталь 35ГС |
Прокат |
Коническая, офсет — плюс 48 мм |
85 |
|
Цельное |
Сталь марки 2 по ГОСТ 10791 |
Прокат с механической обработкой поверхности диска |
Изогнутая, офсет — плюс 6 мм |
125 |
Прокат |
Коническая, офсет — плюс 53 мм |
140 |
Библиография
[1] ОСТ 32.167-2000 |
Колеса локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Методика определения остаточных напряжений. Утверждена Министерством путей сообщения Российской Федерации и признана национальным органом железнодорожного транспорта |
[2] ОСТ 32.83-97 |
Колеса с дисковыми центрами тягового подвижного состава. Расчеты и испытания на прочность. Методические указания. Утверждены Министерством путей сообщения Российской Федерации и признаны национальным органом железнодорожного транспорта |
[3] ОСТ 32.166-2000 |
Установка бандажного кольца в соединении бандажа с колесным центром. Технические условия. Утверждены Министерством путей сообщения Российской Федерации и признаны национальным органом железнодорожного транспорта |
[4] ОСТ 32.93-97 |
Тяговый подвижной состав. Оси колесных пар. Методика расчета на прочность. Утверждена Министерством путей сообщения Российской Федерации и признана национальным органом железнодорожного транспорта |
Электронный текст документа
и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2009