ГОСТ Р 55057-2012 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной

Не действующий
Проверено: 08.12.2024 41 просмотров

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным университетом путей сообщения (МИИТ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2012 г. N 722-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (gost.ru)

 Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Нрк».

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.

Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, заключенные в рамки из тонких линий.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре) термина, имеющие общие терминоэлементы.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, синонимы — курсивом*.

      1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области железнодорожного подвижного состава.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по железнодорожному подвижному составу, входящей в сферу работ по стандартизации и/или использующей результаты этих работ.

Настоящий стандарт следует применять совместно с ГОСТ Р 55056, ГОСТ 19350, ГОСТ Р 53431, ГОСТ Р 52944.

      2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55056-2012 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 19350-74 Электрооборудование электрического подвижного состава. Термины и определения

ГОСТ Р 52944-2008 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения

ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

   3 Термины и определения

Железнодорожный подвижной состав

 

1 железнодорожный подвижной состав: Подвижной состав, включающий в себя локомотивы,

грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

 

Примечание — Железнодорожный подвижной состав включает в себя железнодорожный тяговый подвижной состав и железнодорожный нетяговый подвижной состав.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 4]

 

 

2. единица железнодорожного подвижного состава: Отдельный объект железнодорожного подвижного состава.

 

Примечание — Отдельными объектами железнодорожного подвижного состава являются локомотивы, вагоны, автомотрисы, электро- и дизель-поезда (или их секции), рельсовые автобусы, мотовозы, дрезины, путевые машины на железнодорожном ходу.

[ГОСТ Р 52944-2008, статья 5]

 

 

3 составная часть железнодорожного подвижного состава: Деталь, сборочная единица или их комплект, входящие в конструкцию железнодорожного подвижного состава и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и/или пассажиров.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 6]

 

тележка железнодорожного подвижного состава: Элемент механической части железнодорожного подвижного состава, служащий в качестве опоры для кузова, опирающийся на рельсовый путь, обеспечивающий реализацию сил тяги и торможения и передачи их на железнодорожный подвижной состав.

база тележки железнодорожного подвижного состава: Расстояние между центрами осей крайних колесных пар тележки железнодорожного подвижного состава.

колесная пара железнодорожного подвижного состава: Сборочная единица, служащая для реализации силы тяги, развиваемой в зоне контакта колесной пары и рельса, для восприятия силы тяжести от массы ходовой тележки и кузова и передачи ее на рельсовый путь, а также для направления движения железнодорожного подвижного состава по железнодорожному пути.

 

7 сцепное устройство железнодорожного подвижного состава: Составная часть железнодорожного подвижного состава, обеспечивающая его сцепление единиц железнодорожного подвижного состава и передачи продольных сил.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 47]

 

 

8. ударно-тяговое устройство железнодорожного подвижного состава: Сцепное устройство, служащее для демпфирования продольных сил при их передаче.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 48]

автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава: Комплект сборочных единиц и деталей для автоматического сцепления единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил.

10 переходник сцепки железнодорожного подвижного состава: Устройство, позволяющее сцеплять между собой сцепные устройства железнодорожного подвижного состава различной конструкции.

 

11 специальный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.

 

Примечание — Железнодорожный подвижной состав может включать в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 36]

 

 

12 самоходный специальный железнодорожный подвижной состав: Специальный железнодорожный подвижной состав, включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу.

Примечание — К несъемным самоходным подвижным единицам на железнодорожном ходу относят мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 37]

 

 

13 несамоходный специальный железнодорожный подвижной состав: Специальный железнодорожный подвижной состав, включающий в себя несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу.

 

Примечание — К несамоходным подвижным единицам на железнодорожном ходу относят железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог.

 

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 38]

14 съемная единица железнодорожного подвижного состава: Единица железнодорожного подвижного состава, включающая дрезину, ремонтную вышку на электрифицированных участках, путевой вагончик, путеизмерительную, дефектоскопную и другую тележку, которая может быть снята с пути обслуживающими ее работниками вручную.

 

15

 

 

высокоскоростной железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, включающий в себя моторные и немоторные вагоны, предназначенные для перевозок пассажиров и/или багажа, почты со скоростью более 200 км/ч.

 

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 39]

 

 

 

16

 

 

скоростной железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, включающий в себя локомотивы, пассажирские вагоны, моторвагонный подвижной состав, предназначенные для обеспечения осуществления перевозок со скоростями движения свыше 140 до 200 км/ч.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 40]

 

 

 

17

 

 

конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 41]

 

 

 

18

 

 

допустимая скорость движения железнодорожного подвижного состава: Скорость, устанавливаемая с учетом технического состояния инфраструктуры железнодорожного транспорта, подвижного состава, не превышающая его конструкционную скорость.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 42]

19 непогашенное ускорение (железнодорожный подвижной состав): Доля поперечного горизонтального ускорения при движении локомотива по кривой, направленная вдоль оси колесной пары и определяемая силами со стороны пути, не компенсированными за счет возвышения наружного рельса.

20 расчетный режим движения (железнодорожный подвижной состав): Предельный по допустимому нагреву тягового оборудования режим движения локомотивов и моторвагонного подвижного состава с расчетной нагрузкой.

Безопасность железнодорожного подвижного состава

21

 

 

безопасность железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 400]

22 аварийная крэш-система: Устройство железнодорожного подвижного состава, предназначенное для предотвращения или снижения риска травмирования обслуживающего персонала и/или пассажиров в случае столкновения и/или схода железнодорожного подвижного состава.

23 условия безопасности движения поезда: Совокупность контролируемых состояний объектов инфраструктуры, подвижного состава, смежных систем и устройств, при которых обеспечивается безопасное движение поезда.

24 устройство контроля бдительности машиниста: Устройство контроля состояния бодрствования и адекватной реакции машиниста на подачу сигнала проверки бдительности при ведении поезда.

25 устройство контроля схода подвижного состава с рельсов: Устройство, предназначенное для обнаружения схода колесных пар с рельсов или наличия волочащихся деталей.

26 электропневматический клапан: Прибор для принудительного торможения в системах автоматической локомотивной сигнализации и автоматического регулирования скорости.

27

 

 

габарит железнодорожного подвижного состава: Поперечное перпендикулярное к оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 405]

Тормозные системы и процессы торможения

28 тормозная система поезда: Совокупность тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава.

29 тормоз железнодорожного подвижного состава: Комплекс составных частей единицы железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий создание искусственного сопротивления его движению в целях снижения скорости движения до остановки и удержания в неподвижном состоянии.

30 приборы управления тормозами железнодорожного подвижного состава: Составная часть тормозной системы железнодорожного подвижного состава, предназначенная для управления тормозами непосредственно указанной единицы железнодорожного подвижного состава.

31 торможение железнодорожного подвижного состава: Процесс создания искусственного сопротивления движению тормозными системами единиц железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий снижение скорости или остановку.

32 служебное торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение, обеспечивающее плавное снижение скорости или остановки железнодорожного подвижного состава в заранее предусмотренном месте.

33 экстренное торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки железнодорожного подвижного состава путем применения максимальной тормозной силы.

34 электрическое торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение тягового железнодорожного подвижного состава, при котором тормозная сила создается при преобразовании кинетической энергии тягового железнодорожного подвижного состава в электрическую энергию путем перевода тяговых электродвигателей в генераторный режим, а получаемая электроэнергия или возвращается в тяговую сеть, или рассеивается в тормозных резисторах, установленных на тяговом железнодорожном подвижном составе.

35 рекуперативное торможение железнодорожного подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в контактную сеть.

36 реостатное торможение железнодорожного подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия рассеивается в тормозных резисторах, установленных на тяговом железнодорожном подвижном составе.

37 фрикционный тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава, в котором торможение осуществляется прижатием специальных фрикционных элементов к вращающимся поверхностям ходовых частей.

38 компрессорный агрегат (железнодорожный подвижной состав): Агрегат, предназначенный для производства сжатого воздуха, необходимого для обеспечения работоспособности пневматической части тормозных систем и иного пневматического оборудования, размещенного на железнодорожном подвижном составе.

39 автоматический пневматический тормоз железнодорожного подвижного состава: Пневматический тормоз железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий экстренное торможение при разъединении и/или разрыве тормозной магистрали воздухопровода.

40 электродинамический тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз тягового железнодорожного подвижного состава, в котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии поезда в электрическую энергию переводом тяговых электродвигателей в генераторный режим.

41 магниторельсовый тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава, создающий тормозное усилие электромагнитным прижатием тормозного башмака к рельсу.

42 стояночный тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава с ручным или автоматическим приводом, расположенный на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенный для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного и/или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава.

43 пневматический тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава с пневматическим управлением.

44 электропневматический тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава с электрическим управлением пневматическими тормозами.

45 кран экстренного торможения (Нрк. стоп-кран): Тормозной кран, служащий для выпуска воздуха из тормозной магистрали железнодорожного подвижного состава и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки.

46 противоюзная система (железнодорожный подвижной состав): Система, предохраняющая колесные пары от повреждения при торможении из-за скольжения, когда сила сцепления колес с рельсами меньше тормозной силы.

47

 

 

тормозной путь поезда: Расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системой, в том числе срабатывания крана экстренного торможения (стоп-крана), до полной остановки.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 44]

Железнодорожный тяговый подвижной состав

48

 

 

железнодорожный тяговый подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, обладающий тяговыми свойствами.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 49]

49

 

локомотив: Железнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов и отдельных вагонов.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 50]

50

 

моторный вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон, на кузов

которого тяговое и тормозное усилия передаются посредством механической связи

обмоторенной колесной пары с кузовом.

 

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 51]

 

51

 

моторвагонный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, включающий моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и/или багажа, почты.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 35]

52 секция локомотива: Составная часть локомотива, выполненная в одном кузове и имеющая в своем составе вспомогательное оборудование.

53 секция моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Составная часть моторвагонного железнодорожного подвижного состава, состоящая из нескольких совместно работающих моторных и немоторных вагонов.

54

 

тепловоз: Автономный локомотив, силовой установкой которого является двигатель внутреннего сгорания.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 52]

55

 

паровоз: Автономный локомотив, силовой установкой которого является тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию нагретого пара в механическую работу.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 53]

56

 

электровоз: Неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, получающими энергию от энергосистемы через тяговые подстанции, контактную сеть или от собственной аккумуляторной батареи.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 54]

57 многосистемный электровоз: Электровоз, предназначенный для эксплуатации на участках, оборудованных контактной сетью постоянного или переменного тока.

58

 

газотурбовоз: Автономный локомотив, первичным двигателем которого является газовая турбина (ротационный двигатель внутреннего сгорания).

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 55]

59

 

газотепловоз: Тяговая железнодорожная подвижная единица с автономной энергетической установкой, в составе которой применен двигатель внутреннего сгорания, использующий частично или полностью газовое топливо.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 56]

60

 

гибридный локомотив: Локомотив, имеющий не менее двух источников энергии.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 57]

61

 

дизель-электровоз: Локомотив, двигателями которого являются двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 58]

62 мотовоз: Локомотив небольшой мощности, предназначенный для маневровых работ на железнодорожных станциях и подъездных путях предприятий, а также для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.

63 электропоезд: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав, получающий энергию от контактной сети с помощью токоприемников, головные вагоны которого выполнены с кабиной машиниста.

64 электромотриса: Электропоезд, состоящий из одного моторного вагона с кабинами машиниста с обеих сторон.

65 дизель-электропоезд: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав, получающий энергию на электрифицированных участках железнодорожного пути от контактной сети с помощью токоприемников, а на неэлектрифицированных участках — от собственной энергетической установки.

66 дизель-поезд: Автономный моторвагонный подвижной состав с дизельной силовой установкой, состоящий из не менее двух вагонов и предназначенный для перевозки пассажиров.

67 рельсовый автобус: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав с одной или несколькими дизельными силовыми установками, состоящий из одного, двух или трех вагонов.

68 автомотриса: Самоходный железнодорожный подвижной состав с двигателем внутреннего сгорания дизельного или карбюраторного типа, состоящий из одного вагона, предназначенный для обеспечения перевозок и обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.

69 дрезина: Специальный самоходный железнодорожный подвижной состав, передвигающийся по рельсам механически с использованием ручного привода и служащий для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.

70 автодрезина: Специальный самоходный железнодорожный подвижной состав, передвигающийся по рельсам механически с использованием привода от двигателя внутреннего сгорания и служащий для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.

71 самоходный вагон для испытания контактной сети: Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для диагностирования, испытания контактной сети.

72 путеизмерительный вагон (Нрк. путеизмеритель): Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для сплошного контроля состояния рельсовой колеи под динамической нагрузкой.

73 рельсосварочная машина: Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для сварки рельсов.

74 локомотив-рельсосмазыватель: Локомотив, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых участках пути.

75 головной вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава, оборудованный кабиной машиниста с пультом управления.

Примечание — Головной вагон может быть моторным или немоторным.

76 немоторный вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава, тяговое усилие на кузов которого передается только через сцепное устройство, а тележки не имеют тяговых двигателей.

77 кабина машиниста железнодорожного подвижного состава: Огороженная перегородками часть кузова железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства управления.

78 пульт управления машиниста железнодорожного подвижного состава: Комплекс устройств для управления железнодорожным тяговым подвижным составом.

Механическая часть тягового подвижного состава

79 механическая часть железнодорожного тягового подвижного состава: Часть тягового подвижного состава, предназначенная для размещения элементов электрического, механического, тормозного и пневматического оборудования, реализации тяговых и тормозных усилий и передачи их на железнодорожный нетяговый подвижной состав.

80

 

электрический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава: Составная часть железнодорожного тягового подвижного состава, служащая для создания вращающего момента и передачи его от тягового электрического двигателя с помощью тяговой передачи к колесной паре.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 60]

81

 

гидравлический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава: Совокупность гидравлических машин, позволяющих передавать энергию от ведущего элемента трансмиссии железнодорожного тягового подвижного состава к ведомому элементу, а от него на колесные пары.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 61]

82

 

тяговая передача железнодорожного тягового подвижного состава: Составная часть тягового привода, служащая для передачи вращающего момента на ось колесной пары или колесо.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 62]

Электрическое оборудование и энергетические установки железнодорожного тягового подвижного состава

83

 

электрическое оборудование железнодорожного тягового подвижного состава: Оборудование железнодорожного тягового подвижного состава, включающее тяговые генераторы, тяговые электрические двигатели, коммутационные аппараты управления, устройства защиты, токоприемники, вспомогательные электрические машины, устройства освещения и аккумуляторные батареи, а на электровозах и электропоездах переменного тока и двойного питания также тяговый трансформатор и преобразователи параметров электрической энергии.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 63]

84 тяговый электрический двигатель железнодорожного подвижного состава: Электродвигатель в специальном исполнении, служащий для создания вращающего и тормозного моментов, приводящий с помощью тяговой передачи во вращение колесные пары тягового железнодорожного подвижного состава.

85 коммутационные аппараты железнодорожного подвижного состава: Устройства, предназначенные для выполнения переключений в электрических цепях железнодорожного подвижного состава.

86 аппараты управления железнодорожного подвижного состава: Комплекс устройств, предназначенных для регулирования параметров систем железнодорожного тягового подвижного состава.

87 устройство защиты электрических цепей [оборудования]: Устройство, предотвращающее повреждение электрической цепи [оборудования] железнодорожного подвижного состава при возникновении аварийных режимов.

Примечание — Аварийные ситуации могут быть в виде коротких замыканий или перенапряжений в контактной сети.

88

 

токоприемник (железнодорожного электроподвижного состава): Устройство, предназначенное для передачи электроэнергии от контактной сети на железнодорожный электроподвижной состав.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 133]

89

 

вспомогательные электрические машины железнодорожного тягового подвижного состава: Электрические машины, обеспечивающие работу тяговых электрических двигателей, электрической и пневматической аппаратуры, систем управления и торможения.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 64]

90 тяговый трансформатор железнодорожного подвижного состава: Силовой трансформатор переменного тока, преобразующий напряжение контактной сети до значения, необходимого для работы тяговых электрических двигателей, вспомогательных электрических машин, потребителей собственных нужд электровозов, электропоездов и электрооборудования пассажирских вагонов.

91

 

энергетическая установка железнодорожного тягового подвижного состава: Первичный двигатель и вспомогательное оборудование автономного локомотива, предназначенные для получения механической энергии и преобразования ее в электрическую для питания тяговых электрических двигателей тягового подвижного состава или вращающие колесные пары при использовании тягового гидравлического привода.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 65]

92 дизель: Двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

93 дизель-генератор железнодорожного тягового подвижного состава: Установка, состоящая из дизеля, сочлененного с тяговым генератором, который вырабатывает электроэнергию, потребляемую тяговым электрическим двигателем железнодорожного тягового подвижного состава.

94 генераторный дизель-агрегат железнодорожного тягового подвижного состава: Установка, состоящая из дизеля, сочлененного с тяговым генератором, и электрического генератора, используемая в качестве источника электроэнергии.

Системы управления

95 система управления железнодорожного подвижного состава: Комплекс электромеханического и электронного оборудования, предназначенный для обеспечения режимов разгона, выбега, торможения и собственных нужд железнодорожного подвижного состава.

Железнодорожный нетяговый подвижной состав

96

 

нетяговый железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, не обладающий тяговыми свойствами.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 69]

97

 

железнодорожный вагон: Единица железнодорожного нетягового подвижного состава, имеющая полезный объем для размещения груза и пассажиров и оборудованная всеми необходимыми устройствами для включения в состав поезда.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 70]

98 грузовой вагон: Железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки грузов.

Примечание — К грузовым вагонам относят: крытый вагон, полувагон, платформу, вагон-цистерну, вагон бункерного типа, изотермический вагон, зерновоз, вагон-транспортер, контейнеровоз, специальный вагон грузового типа и другие.

99 вагон сочлененного типа: Грузовой вагон, состоящий из не менее двух полурам, объединенных общими узлами для установки на тележку.

100 крытый вагон: Грузовой вагон с крытым кузовом с распашными или сдвижными дверями и/или люками, предназначенный для перевозки штучных, тарно-штучных, пакетированных и насыпных грузов, техники, требующих защиты от атмосферных осадков и несанкционированного доступа к грузу.

101 полувагон: Грузовой вагон с кузовом без крыши, предназначенный для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.

102 вагон-транспортер: Грузовой вагон, предназначенный для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

103 изотермический вагон: Грузовой вагон с термоизоляцией, предназначенный для перевозки грузов, требующих поддержания в определенном диапазоне температуры груза в течение ограниченного промежутка времени его доставки.

104 рефрижераторный вагон: Изотермический вагон, предназначенный для перевозки скоропортящихся грузов и имеющий принудительную систему для поддержания требуемой температуры в течение заданного промежутка времени.

105 вагон-цистерна: Грузовой вагон с кузовом в виде резервуара цилиндрической формы, имеющего загрузочные люки, сливно-наливную, контрольную и запорную арматуру, предназначенный для перевозки жидких грузов, сжиженных газов, сыпучих пылевидных грузов.

106 платформа (железнодорожный подвижной состав): Грузовой вагон, кузов которого состоит из рамы, имеющей оборудование для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и техники, не требующих защиты от атмосферных осадков.

107 платформа для комбинированных перевозок: Платформа, предназначенная для перевозки контейнеров, автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.

 

108 контрейлерная платформа: Платформа, предназначенная для перевозки автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.

109 вагон-хоппер открытого типа: Грузовой вагон с кузовом без крыши, имеющий в нижней части кузова бункера с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.

110 вагон-хоппер закрытого типа: Грузовой вагон с кузовом с крышей, имеющий в нижней части кузова бункера с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.

111 хоппер-дозатор: Грузовой вагон с дозирующим механизмом, предназначенный для проведения ремонта, реконструкции и строительства железнодорожного пути.

112 вагон-дефектоскоп: Вагон, предназначенный для сплошного контроля головок рельсов участка пути и выявления в них наружных и скрытых дефектов при движении в составе поезда.

113 вагон-рельсосмазыватель: Вагон, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых участках пути.

114 вагон-самосвал (Нрк. думпкар): Грузовой вагон с устройством для перевозки, механизированной погрузки и разгрузки сыпучих и кусковых грузов.

115 вагон бункерного типа: Грузовой вагон с бункерами для выгрузки сыпучих и гранулированных грузов, имеющий систему аэропневмовыгрузки с использованием осушенного воздуха.

116 пассажирский вагон: Железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки пассажиров и/или багажа, почтовых отправлений.

117 двухэтажный пассажирский вагон: Пассажирский вагон, в котором для увеличения пассажировместимости устроены два салона для пассажиров — один над другим.

118 база вагона (железнодорожный подвижной состав): Расстояние между центрами пятников вагона.

119

 

грузоподъемность железнодорожного вагона: Наибольшая суммарная масса груза и/или пассажиров, допустимая к перевозке в данном типе железнодорожного вагона, исходя из его конструктивных особенностей, предусмотренных конструкторской документацией на него.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 71]

120

 

тара железнодорожного вагона: Собственная масса железнодорожного вагона в порожнем состоянии.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 72]

121 салон пассажирского вагона: Огороженная перегородками часть пассажирского вагона, предназначенная для размещения пассажиров, оборудованная системами обеспечения микроклимата и жизнедеятельности.

122 тамбур пассажирского вагона: Часть вагона, огороженная перегородками, отделяющая вход в вагон от салона, кабины машиниста, багажного отсека или служебных помещений.

Механическая часть нетягового подвижного состава

123 колесная пара с неподвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица, состоящая из оси, неподвижно закрепленных двух колес, дисковых тормозов при их наличии, буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары.

124 колесная пара с подвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица, состоящая из оси, подвижных в осевом направлении двух колес, дисковых тормозов (при их наличии), замковых механизмов для фиксации колес на оси, буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары.

125 рама вагона: Составная несущая металлоконструкция кузова вагона, на которой размещаются автосцепное устройство, часть тормозного оборудования, пятники, которыми вагон опирается на подпятники тележек.

126 кузов вагона (железнодорожный подвижной состав): Несущая металлоконструкция, предназначенная для размещения перевозимого груза, пассажиров, багажа, систем жизнеобеспечения и специального оборудования.

127 колесный блок (железнодорожный подвижной состав): Сборочная единица, состоящая из двух независимых колесных узлов, прикрепленных к раме колесного блока с возможностью движения по колее постоянной ширины или со сменой ширины колеи.

128 колесный узел (железнодорожный подвижной состав): Сборочная единица, состоящая из оси, неподвижно закрепленного колеса с тормозными дисками, наружного и внутреннего буксовых узлов и других деталей, закрепленных на колесном узле.

Электрическое оборудование и энергетические установки железнодорожного нетягового подвижного состава

129 энергетическая установка железнодорожного нетягового подвижного состава: Дизельный двигатель, генератор переменного или постоянного тока, электромашинный агрегат и аккумуляторная батарея, обеспечивающие автономно и от внешних источников электроэнергией нетяговый подвижной состав во время движения по железнодорожному пути и на стоянках.

130 пульт управления электрическим оборудованием железнодорожного нетягового подвижного состава: Комплекс электрических и механических устройств, обеспечивающих включение или выключение, контроль функционирования и защиту электрического оборудования нетягового подвижного состава.

Код ОКС: 45.060Дата введения: 07.01.2013
Поделиться документом

ГОСТ Р 55057-2012 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной

Или скопировать ссылку

ОГЛАВЛЕНИЕ