ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике

Действующий
Проверено: 07.12.2024 45 просмотров

Предисловие

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 07.06.2013 г. N 43-2013)

За принятие проголосовали:

 

 

 

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по

МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименованиенационального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Гостпотребстандарт Украины

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2013 г. N 2420-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32192-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 Издание (март 2016 г.) с Изменением N 1 (ИУС 12-2015)

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

Изменение N 1 ГОСТ 32192-2013

Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 47-2015 от 18.06.2015)

За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AM, BY, KZ, KG, RU [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]

Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации*

_______________

* Дата введения в действие на территории Российской Федерации — 2016-01-01.

 Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области надежности железнодорожной техники.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Термины, относящиеся к отдельным объектам железнодорожного транспорта (железнодорожного пути, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной электросвязи, железнодорожного подвижного состава), применяют в дополнение к общим терминам для железнодорожной техники в целом.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, если при этом исключена возможность различного толкования термина.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.

В стандарте в качестве справочных приведены эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.

Пояснения к некоторым терминам настоящего стандарта приведены в приложении А.

Условные обозначения и размерности показателей эксплуатационной надежности железнодорожного транспорта приведены в приложении Б.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

      1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области надежности железнодорожной техники.

Настоящий стандарт распространяется на железнодорожную технику, включающую объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав и их составные части.

Термины и определения, устанавливаемые настоящим стандартом, применяют во всех видах документации и литературы, входящих в сферу деятельности железнодорожного транспорта или использующих результаты этой деятельности.

      2 Термины и определения

      Общие понятия

 

 

железнодорожная техника: Техническое средство или совокупность технических средств, предназначенных для обеспечения перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.

Примечание — К железнодорожной технике относятся объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожный подвижной состав, а также их составные части, представляющие собой функциональную единицу, которую можно рассматривать в отдельности.

 

railway technics

надежность (железнодорожной техники): Способность железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции в течение определенной наработки или периода эксплуатации при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения, технического содержания, хранения и транспортирования.

Примечание — В зависимости от назначения железнодорожной техники и условий ее применения надежность может включать готовность, безотказность, ремонтопригодность, долговечность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств.

 

dependability

безотказность (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение определенной наработки при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения.

 

reliability

ремонтопригодность (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники, заключающееся в ее приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического содержания.

 

maintainability

долговечность (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции до достижения предельного состояния при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения и технического содержания.

 

durability

сохраняемость (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники сохранять работоспособное состояние в течение хранения и (или) транспортирования при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях хранения и (или) транспортирования.

 

storability

готовность (железнодорожной техники): Способность железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения и технического содержания в предположении, что необходимые внешние ресурсы обеспечены.

Примечания

1 Готовность зависит от сочетания свойств безотказности, ремонтопригодности и материально-технического обеспечения.

2 Необходимые внешние ресурсы, кроме ресурсов технического содержания, не влияют на готовность.

 

availability

эксплуатационная надежность (железнодорожной техники): Надежность железнодорожной техники при ее эксплуатации конкретным потребителем в определенных условиях применения на железнодорожном транспорте.

 

operational

dependability

отказоустойчивость (железнодорожной техники): Способность железнодорожной техники сохранять работоспособное состояние при возникновении отказа одной или нескольких ее составных частей.

 

fault tolerance

10 показатель надежности (железнодорожной техники): Количественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих надежность железнодорожной техники.

Примечание — Различают следующие показатели надежности:

— единичный;

— комплексный;

— расчетный;

— экспериментальный;

— эксплуатационный.

Значение показателя надежности может быть:

— нормативным (регламентировано в нормативной документации);

— допустимым (определяют исходя из текущих требований к железнодорожной технике, зависящих от определенных условий перевозочного процесса и связанных с ними рисков);

— проектным (задано проектной (технической) документацией на железнодорожную технику);

— фактическим (определяют по реальным данным эксплуатации).

 

dependability

measure

Понятияотносящиеся к видам технического состояния объектов

 

 

11 исправное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она соответствует всем требованиям нормативной и (или) технической документации.

 

good state

12 неисправное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она не соответствует хотя бы одному из требований нормативной и (или) технической документации.

fault

(faulty state)

 

 

13 (Исключен, Изм. N 1).

 

 

14 работоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции в полном объеме при условии, что предоставлены необходимые ресурсы.

 

up state

15 неработоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она не способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции.

disabled state

 

 

16 (Исключен, Изм. N 1).

 

 

17 частично работоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она не способна выполнить хотя бы одну из предусмотренных техническими требованиями функций в полном объеме.

 

partial up state

17а предотказное состояние (железнодорожной техники): Работоспособное состояние, при котором значение параметра (параметров) железнодорожной техники, характеризующего (характеризующих) возникновение ее отказа, приближается к границам установленного допуска с такой скоростью, что железнодорожная техника может перейти в неработоспособное состояние до проведения следующего контроля, технического обслуживания или ремонта.

     

     (Введен дополнительно, Изм. N 1).

     

рre-failure state

18 предельное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна на основании оценки рисков.

 

limiting state

19 критерий предельного состояния (железнодорожной техники): Признак или совокупность признаков предельного состояния железнодорожной техники, установленные в технической документации.

 

limiting state criterion

20 опасное состояние (железнодорожной техники): Неисправное состояние железнодорожной техники, при котором возникают риски причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, превышающие допустимые уровни риска.

 

hazardous state

21 техническое состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, которое характеризуется в определенный момент времени, при определенных условиях внешней среды, значениями параметров, установленных в технической документации на нее.

 

technical state

Понятияотносящиеся к отказам

 

 

22 отказ (железнодорожной техники): Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния железнодорожной техники.

 

failure

23 критерий отказа (железнодорожной техники): Признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния железнодорожной техники, установленные в технической документации.

 

failure criterion

24 повреждение (железнодорожной техники): Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния железнодорожной техники при сохранении работоспособного состояния.

 

damage

25 дефект (железнодорожной техники): Отдельное несоответствие железнодорожной техники требованиям, установленным в технической документации.

 

defect

26 вид отказа (железнодорожной техники): Категория классификации отказов железнодорожной техники по заданным признакам.

Примечание — Признаки классификации отказов:

— зависимость отказов — зависимый, независимый, отказ по общей причине;

— возможность последующего применения железнодорожной техники — полный, частичный;

— характер изменения основного параметра железнодорожной техники — внезапный, постепенный;

— наличие внешних проявлений отказа — явный, скрытый;

— возможность и способ устранения отказа — устранимый, неустранимый, самоустраняющийся (сбой, перемежающийся отказ);

— причина возникновения — конструктивный, производственный, эксплуатационный, вследствие изнашивания, вследствие старения;

— характер возникновения — систематический, случайный;

— влияние отказа на перевозочный процесс — отказы первой, второй и третьей категорий;

— по степени опасности — опасный, неопасный.

 

failure mode

27 опасный отказ (железнодорожной техники): Событие, в результате которого железнодорожная техника переходит из исправного, работоспособного или частично работоспособного состояния в опасное состояние.

 

hazardous failure

28 сбой (железнодорожной техники): Событие, при котором железнодорожная техника не выполняет хотя бы одну из предусмотренных техническими требованиями функций в течение времени менее допустимого, установленного в технической документации.

 

interruption

29 ошибка (в железнодорожной технике): Несоответствие между вычисленным, наблюдаемым или измеренным значением или состоянием и истинным, заданным или теоретически правильным значением или состоянием.

 

error

Понятия, относящиеся к техническому содержанию

 

 

 

30 техническое содержание (железнодорожной техники): Совокупность работ по техническому обслуживанию и ремонту железнодорожной техники.

Примечание — Пояснение к термину приведено в приложении А.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

maintenance

31 восстановление (железнодорожной техники): Событие, при котором после неработоспособного состояния железнодорожной техники наступает работоспособное состояние.

 

restoration

32 техническое обслуживание (железнодорожной техники): Совокупность технических и организационных действий, направленных на поддержание железнодорожной техники в работоспособном состоянии.

Примечание — Пояснение к термину приведено в приложении А.

 

servicing

33 вид технического обслуживания (железнодорожной техники): Категория классификации технического обслуживания железнодорожной техники по отличительному признаку.

 

type of servicing

34 планово-предупредительное техническое обслуживание (железнодорожной техники): Техническое обслуживание железнодорожной техники, выполняемое с целью уменьшения вероятности возникновения ее отказа или ухудшения функционирования и проводимое до наступления отказа через заранее установленные интервалы применения или хранения или по определенным критериям оценки ее технического состояния.

 

preventive (scheduled) servicing

35 техническое обслуживание по состоянию (железнодорожной техники): Техническое обслуживание железнодорожной техники, проводимое на основе оценки результатов мониторинга ее технического состояния.

 

condition based servicing

36 неплановое техническое обслуживание (железнодорожной техники): Техническое обслуживание железнодорожной техники, которое осуществляется без предварительного назначения или по специальному указанию.

 

unscheduled servicing

37 техническое обслуживание (железнодорожной техники) на месте эксплуатации: Техническое обслуживание железнодорожной техники, выполняемое на месте применения или хранения железнодорожной техники.

 

on-site servicing

38 техническое обслуживание (железнодорожной техники) вне места эксплуатации: Техническое обслуживание железнодорожной техники, выполняемое после удаления железнодорожной техники с места применения или хранения.

 

off-site servicing

39 ремонт (железнодорожной техники): Совокупность технических и организационных действий, направленных на восстановление работоспособного состояния и (или) ресурса железнодорожной техники.

Примечание — Пояснение к термину приведено в приложении А.

 

repair

40 вид ремонта (железнодорожной техники): Категория классификации ремонта железнодорожной техники по отличительному признаку.

 

type of repair

41 плановый ремонт (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, который осуществляется с периодичностью, установленной в технической документации на железнодорожную технику.

 

scheduled repair

42 ремонт по состоянию (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, объем и момент начала которого определяется по результатам мониторинга технического состояния железнодорожной техники.

 

condition based repair

43 неплановый ремонт (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, который осуществляется без предварительного назначения или по специальному указанию.

 

unscheduled repair

44 ремонт на месте эксплуатации (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, выполняемый на месте применения или хранения железнодорожной техники.

 

on-site repair

45 ремонт (железнодорожной техники) вне места эксплуатации: Ремонт железнодорожной техники, выполняемый после удаления железнодорожной техники с места применения или хранения.

 

off-site repair

46 доступность составной части (железнодорожной техники): Свойство составной части железнодорожной техники, заключающееся в ее рациональном размещении в соответствии с потребностями в техническом содержании.

 

unit service accessibility

47 легкосъемность составной части (железнодорожной техники): Свойство составной части железнодорожной техники, характеризующее ее приспособленность к демонтажу или монтажу при техническом содержании с минимальными затратами времени и труда.

 

unit quick-

detachability

Понятия, относящиеся к разработке объекта и анализу его надежности

 

 

48 анализ надежности (железнодорожной техники): Комплексное исследование железнодорожной техники, ее отказов и процессов их возникновения в целях определения наиболее критичных составных частей железнодорожной техники, оценки показателей надежности и возможности повышения надежности.

dependability analysis

 

 

49 нормирование надежности (в железнодорожной технике): Установление количественных и качественных требований к надежности.

Примечание — Нормирование надежности включает в себя выбор номенклатуры показателей надежности, обоснование численных значений показателей надежности железнодорожной техники и ее составных частей, формулирование критериев отказов и предельных состояний, задание требований к методам контроля надежности, выработку качественных требований к конструкции железнодорожной техники, техническому содержанию, действиям персонала, направленных на обеспечение надежности.

 

dependability specification

50 распределение требований надежности (в железнодорожной технике): Процедура, применяемая в процессе проектирования железнодорожной техники, посредством которой требования надежности к железнодорожной технике распределяют между ее составными частями по определенным правилам.

 

allocation (apportionment) of dependability requirements

49, 50 (Измененная редакция, Изм. N 1).

 

 

51 контроль надежности (железнодорожной техники): Проверка соответствия железнодорожной техники заданным требованиям надежности.

dependability verification

 

 

52 резервирование (в железнодорожной технике): Способ обеспечения надежности железнодорожной техники за счет использования дополнительных средств и (или) возможностей, избыточных по отношению к минимально необходимым для выполнения предусмотренной техническими требованиями функции.

 

redundancy

53 нагруженное резервирование (в железнодорожной технике): Резервирование, при котором все элементы, способные выполнять предусмотренную техническими требованиями функцию, работают одновременно.

 

active redundancy

54 ненагруженное резервирование (в железнодорожной технике): Резервирование, при котором один или несколько резервных элементов находятся в ненагруженном режиме до начала выполнения ими функций основного элемента.

52-54 (Измененная редакция, Изм. N 1).

 

standby redundancy

55 прогнозирование надежности (железнодорожной техники): Предсказание значений показателей надежности и возникновения отказов железнодорожной техники на основе нормированных методов и расчетов или результатов научных исследований.

 

prediction

56 модель безотказности (железнодорожной техники): Математическая модель, используемая для прогнозирования или оценки показателей безотказности.

reliability model

 

 

57 анализ видов и последствий отказов (в железнодорожной технике): Качественный метод анализа, основанный на исследовании возможных видов отказов и неисправностей составных частей и их влияния на железнодорожную технику, людей и окружающую среду.

 

failure modes and effects analysis

58 анализ видов, последствий и критичности отказов (в железнодорожной технике): Метод анализа, основанный на исследовании возможных видов отказов и неисправностей составных частей и их влияния на железнодорожную технику, людей и окружающую среду с учетом вероятности возникновения и серьезности последствий.

 

failure modes, effects and criticality analysis

59 анализ дерева неисправностей (в железнодорожной технике): Метод, основанный на построении и анализе логической диаграммы, отражающей состояния составных частей, внешние события или их комбинации, приводящие к рассматриваемой неисправности железнодорожной техники.

 

fault tree analysis

 

 

60 анализ дерева событий (в железнодорожной технике): Метод, основанный на построении и анализе логической диаграммы, отражающей возможные результаты, которые могут последовать от данного инициирующего события и состава предусматриваемых контрмер.

57-60 (Измененная редакция, Изм. N 1).

 

event tree analysis

61 структурная схема надежности (железнодорожной техники): Графическое представление железнодорожной техники в виде блоков, показывающее, как неисправности составных частей и их комбинации влияют на состояние железнодорожной техники.

 

reliability block diagram

62 диаграмма состояний-переходов (в железнодорожной технике): Диаграмма, показывающая совокупность возможных состояний железнодорожной техники и возможных пошаговых переходов между состояниями.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

state-transition diagram

Величины и показатели безотказности

 

 

63 наработка (железнодорожной техники): Продолжительность или объем работы железнодорожной техники за определенный период.

 

operating time

64 наработка до отказа (железнодорожной техники): Наработка, накопленная от первого применения железнодорожной техники до ее первого отказа.

 

operating time to failure

65 наработка между отказами (железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной техники между двумя последовательными отказами.

 

operating time between failures

66 период приработки (железнодорожной техники): Начальный период эксплуатации железнодорожной техники, если он существует, в течение которого параметр потока отказов или интенсивность отказов уменьшаются со временем до постоянного, с учетом заданной погрешности, значения.

 

early failure period

67 вероятность безотказной работы (железнодорожной техники): Вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ железнодорожной техники не возникнет.

 

reliability function

68 вероятность отказа (железнодорожной техники): Вероятность того, что в пределах заданной наработки возникнет отказ железнодорожной техники определенного вида.

 

failure probability

69 средняя наработка до отказа (железнодорожной техники): Математическое ожидание наработки железнодорожной техники до первого отказа.

 

mean operating time to failure

70 

гамма-процентная наработка до отказа (железнодорожной техники):

 Наработка, в течение которой отказ железнодорожной техники не возникнет с вероятностью 

, выраженной в процентах.
 

gamma-

percentile operating time to failure

71 средняя наработка на отказ (железнодорожной техники): Отношение суммарной наработки восстанавливаемой железнодорожной техники к математическому ожиданию числа ее отказов в течение этой наработки.

 

mean operating time between failures

72 интенсивность отказов (железнодорожной техники): Условная плотность распределения вероятности возникновения отказа железнодорожной техники, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени отказ не возник.

 

failure rate

73 параметр потока отказов (железнодорожной техники): Отношение математического ожидания числа отказов восстанавливаемой железнодорожной техники за достаточно малую ее наработку к значению этой наработки.

 

failure intensity

Величины и показатели ремонтопригодности

 

 

74 средняя наработка между видами планово-предупредительного технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание наработки между действиями планово-предупредительного технического обслуживания железнодорожной техники.

 

mean operating time between preventive servicing

75 средняя наработка между видами планового ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание наработки между действиями планового ремонта железнодорожной техники.

 

mean operating time between scheduled repair

76 среднее время простоя (железнодорожной техники): Математическое ожидание продолжительности неработоспособного состояния железнодорожной техники из-за возникновения ее отказов и нахождения ее на планово-предупредительном техническом обслуживании и плановом ремонте.

 

mean down-time

77 продолжительность технического содержания (железнодорожной техники): Время, затраченное на выполнение необходимых действий по техническому содержанию железнодорожной техники, включая логистические и технические задержки и исключая административные задержки.

Примечание — Пояснение к термину приведено в приложении А.

 

maintenance time

78 время до восстановления (железнодорожной техники): Интервал времени от момента отказа железнодорожной техники до момента восстановления ее работоспособного состояния.

Примечания

1 Если момент отказа не определен, то предполагают, что интервал времени начинается после обнаружения отказа.

2 Пояснение к термину приведено в приложении А.

 

time to restoration

79 среднее время до восстановления (железнодорожной техники): Математическое ожидание интервала времени от момента отказа железнодорожной техники до момента восстановления ее работоспособного состояния.

 

mean time to restoration

80 интенсивность восстановления (железнодорожной техники): Условная плотность распределения вероятности восстановления работоспособного состояния железнодорожной техники, определенная для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента восстановление не было завершено.

 

(instantaneous) restoration rate

81 продолжительность технического обслуживания (железнодорожной техники): Календарное время проведения одного технического обслуживания железнодорожной техники данного вида.

 

servicing time

82 средняя продолжительность технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание продолжительности технического обслуживания железнодорожной техники данного вида за наработку или определенный период эксплуатации.

 

mean servicing time

83 продолжительность ремонта (железнодорожной техники): Календарное время проведения одного ремонта железнодорожной техники данного вида.

 

repair time

84 средняя продолжительность ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание продолжительности ремонта железнодорожной техники данного вида за наработку или определенный период эксплуатации.

 

mean repair time

85 среднее время контроля функционирования (железнодорожной техники): Математическое ожидание времени, затраченного на выполнение действий для подтверждения возможности выполнения железнодорожной техникой части или всех предусмотренных техническими требованиями функций после устранения неисправности.

 

mean control time

86 трудоемкость технического обслуживания (железнодорожной техники): Трудозатраты на проведение одного технического обслуживания железнодорожной техники данного вида, измеряемые в человеко-часах.

 

servicing man-hours

87 средняя трудоемкость технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудоемкости одного технического обслуживания железнодорожной техники данного вида за определенные период эксплуатации или наработку.

 

mean servicing man-hours

88 трудоемкость ремонта (железнодорожной техники): Трудозатраты на проведение одного ремонта железнодорожной техники данного вида, измеряемые в человеко-часах.

 

repair man-hours

89 средняя трудоемкость ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудоемкости одного ремонта железнодорожной техники данного вида за определенные период эксплуатации или наработку.

 

mean repair man-hours

90 средняя суммарная трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудозатрат на проведение всех видов планово-предупредительного технического обслуживания однотипной железнодорожной техники за определенные период эксплуатации или наработку.

 

mean summarized preventive servicing man-hours

91 средняя суммарная трудоемкость планового ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудозатрат на проведение всех видов планового ремонта однотипной железнодорожной техники за определенные период эксплуатации или наработку.

 

mean summarized scheduled repair man-hours

92 удельная суммарная трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания (железнодорожной техники): Отношение средней суммарной трудоемкости видов планово-предупредительного технического обслуживания железнодорожной техники за определенную наработку к этой наработке.

 

specific summarized preventive servicing man-hours

93 удельная суммарная трудоемкость планового ремонта (железнодорожной техники): Отношение средней суммарной трудоемкости видов планового ремонта железнодорожной техники за определенную наработку к этой наработке.

 

specific summarized scheduled repair man-hours

94 технологический перерыв (для железнодорожной техники): Планируемый период времени, в течение которого применение железнодорожной техники по назначению не предусматривается.

blocking pause

 

 

95 коэффициент достаточности предоставления технологических перерывов (для железнодорожной техники): Коэффициент, характеризующий соответствие между количеством и длительностью заявленных и предоставленных технологических перерывов за рассматриваемый период.

 

blocking pause adequacy ratio

Величины и показатели долговечности

 

 

96 срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации железнодорожной техники или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.

lifetime

 

 

97 назначенный срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации железнодорожной техники, установленная в нормативной или технической документации, при достижении которой эксплуатация железнодорожной техники должна быть прекращена независимо от ее технического состояния, если не было принято решение о возможности ее дальнейшего использования.

Примечание — Пояснение к термину приведено в приложении А.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

assigned lifetime

97а рекомендуемый срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации железнодорожной техники, установленная в технической документации, при достижении которой решение о дальнейшем использовании железнодорожной техники принимают на основе оценки ее технического состояния и оценки рисков.

Примечание — Пояснение к термину приведено в приложении А.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

 

recommended lifetime

98 продленный срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации железнодорожной техники от окончания назначенного срока службы или рекомендуемого срока службы до момента времени, когда должно быть принято очередное решение о возможности дальнейшего использования железнодорожной техники.

Примечание — Значение продленного срока службы устанавливают в процессе проведения процедуры продления срока службы железнодорожной техники.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

extended lifetime

99 остаточный срок службы (железнодорожной техники): Срок службы, исчисляемый от текущего момента времени, когда проводят контроль технического состояния железнодорожной техники, до ее перехода в предельное состояние.

 

residual lifetime

100 средний срок службы (железнодорожной техники): Математическое ожидание срока службы железнодорожной техники.

 

mean lifetime

101 

гамма-процентный срок службы (железнодорожной техники):

 Срок службы, в течение которого железнодорожная техника не достигнет предельного состояния с вероятностью 

, выраженной в процентах.
 

gamma-percentile lifetime

102 ресурс (железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной техники за время ее эксплуатации до перехода в предельное состояние.

operating lifetime

 

 

103 назначенный ресурс (железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной техники, установленная в нормативной или технической документации, при достижении которой эксплуатация железнодорожной техники должна быть прекращена независимо от ее технического состояния, если не было принято решение о возможности ее дальнейшего использования.

Примечание — Пояснение к термину приведено в приложении А.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

assigned operating lifetime

 

103а рекомендуемый ресурс (железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной техники, установленная в технической документации, при достижении которой должно быть принято решение о дальнейшем использовании железнодорожной техники на основе оценки ее технического состояния и оценки рисков.

Примечание — Пояснение к термину приведено в приложении А.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

     

recommended operating lifetime

104 продленный ресурс (железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной техники от окончания назначенного ресурса или рекомендуемого ресурса до момента времени, когда должно быть принято очередное решение о возможности дальнейшего использования железнодорожной техники.

Примечание — Значение продленного ресурса устанавливают в процессе проведения процедуры продления срока службы железнодорожной техники.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

extended operating lifetime

 

105 остаточный ресурс (железнодорожной техники): Ресурс, исчисляемый от значения наработки в текущий момент времени, когда проводят контроль технического состояния железнодорожной техники, до ее перехода в предельное состояние.

 

residual

operating

lifetime

106 средний ресурс (железнодорожной техники): Математическое ожидание ресурса железнодорожной техники.

 

mean operating lifetime

107 

гамма

процентный ресурс

 (

железнодорожной техники

): Ресурс, в течение которого железнодорожная техника не достигнет предельного состояния с вероятностью 

, выраженной в процентах.
 

gamma-

percentile operating lifetime

Показатели сохраняемости

 

 

108 срок сохраняемости (железнодорожной техники): Календарная продолжительность хранения и (или) транспортирования железнодорожной техники, в течение и после которой сохраняются в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции.

 

storability time

Примечание — По истечении срока сохраняемости железнодорожная техника должна соответствовать требованиям безотказности, долговечности, ремонтопригодности, готовности и безопасности, установленным в технической документации на железнодорожную технику.

 

 

109 

гамма

процентный срок сохраняемости

 (

железнодорожной техники

): Срок сохраняемости, в течение и после которого железнодорожная техника способна выполнять предусмотренные техническими требованиями функции с вероятностью 

,

 выраженной в процентах.
 

gamma-percentile storage time

110 средний срок сохраняемости (железнодорожной техники): Математическое ожидание срока сохраняемости железнодорожной техники.

 

mean storage time

Показатели готовности

 

 

111 коэффициент готовности (железнодорожной техники): Вероятность того, что железнодорожная техника окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение железнодорожной техники по назначению не предусматривается.

 

instantaneous

availability

112 коэффициент неготовности (железнодорожной техники): Вероятность того, что железнодорожная техника окажется в неработоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых ее применение по назначению не предусматривается.

 

instantaneous

unavailability

113 коэффициент оперативной готовности (железнодорожной техники): Вероятность того, что железнодорожная техника окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых ее применение по назначению не предусматривается, и, начиная с этого момента, будет работать безотказно в течение заданного интервала времени.

 

operating

instantaneous

availability

114 коэффициент технической готовности (железнодорожной техники): Отношение времени нахождения железнодорожной техники в работоспособном состоянии к общей продолжительности эксплуатации в заданном интервале времени, включая все виды технического обслуживания и ремонта.

 

steady-state availability ratio

115 коэффициент сохранения эффективности (железнодорожной техники): Отношение значения показателя эффективности применения железнодорожной техники по назначению за определенный период эксплуатации к значению этого показателя, вычисленному при условии, что отказы железнодорожной техники в течение этого периода не возникают.

 

effectiveness retention ratio

116 коэффициент простоя (железнодорожной техники): Вероятность того, что в произвольный момент времени возникла задержка поездов вследствие перехода железнодорожной техники в неработоспособное состояние, кроме планируемых периодов, в течение которых ее применение по назначению не предусматривается.

 

down state ratio

Понятия, относящиеся к надежности участка железнодорожной линии

 

 

117 коэффициент эксплуатационной готовности участка железнодорожной линии: Вероятность того, что участок железнодорожной линии готов к эксплуатации в произвольный момент времени.

 

railway section instantaneous availability

118 коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии: Вероятность того, что участок железнодорожной линии в произвольный момент времени и в течение заданного интервала времени готов к эксплуатации с заданными показателями.

 

railway section operating instantaneous availability

119 графиковый коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии: Коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии, определяемый по нормативному или плановому графику движения поездов.

Примечание — Графиковый коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии определяет готовность участка к эксплуатации с учетом планируемого объема перевозок и времени на техническое содержание участка железнодорожной линии.

 

planned railway section operating instantaneous availability

120 фактический коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии: Коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии, определяемый по исполненному графику движения поездов.

Примечание — Фактический коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии определяет готовность участка к эксплуатации с учетом выполненных работ по техническому содержанию.

 

actual railway section operating instantaneous availability

121 среднее время простоя поездное: Средняя продолжительность задержки поездов на участке железнодорожной линии вследствие отказов железнодорожной техники, передержек технологических перерывов на проведение планово-предупредительного технического обслуживания или планового ремонта железнодорожной техники и (или) нарушений, допущенных обслуживающим персоналом.

 

train mean down-time

Понятия, относящиеся к надежности железнодорожного пути

 

 

122 исправное состояние железнодорожного пути: Состояние железнодорожного пути без отступлений от норм и допусков его устройства и содержания, установленных в технической и (или) нормативной документации.

Примечание — Пояснение к термину приведено в приложении А.

 

railway track good state

123 неисправное состояние железнодорожного пути: Состояние железнодорожного пути с отступлениями от норм и допусков его устройства и содержания, но при котором значения всех его параметров соответствуют требованиям безопасного пропуска поездов с установленными скоростями.

Примечание — Пояснение к термину приведено в приложении А.

 

railway track faulty state

124 работоспособное состояние железнодорожного пути: Состояние железнодорожного пути без отступлений от норм и допусков его устройства и содержания или с отступлениями от указных норм и допусков, но при условии обеспечения безопасного пропуска поездов с установленной скоростью.

Примечание — Пояснение к термину приведено в приложении А.

 

railway track up state

125 частично работоспособное состояние железнодорожного пути: Состояние железнодорожного пути с отступлениями от норм и допусков его устройства и содержания, вызывающими ограничения движения поездов.

Примечание — Пояснение к термину приведено в приложении А.

 

railway track partial up state

126 неработоспособное состояние железнодорожного пути: Состояние железнодорожного пути с отступлениями от норм и допусков его устройства и содержания, требующими ограждения сигналами остановки движения поездов до восстановления работоспособного состояния.

Примечание — Пояснение к термину приведено в приложении А.

 

railway track disabled state

127 повреждение железнодорожного пути: Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния железнодорожного пути в результате воздействий на него в процессе эксплуатации, с сохранением работоспособного состояния.

 

railway track damage

128 дефект железнодорожного пути: Отдельное несоответствие железнодорожного пути установленным техническим требованиям, обусловленное отступлениями от технологии изготовления материалов и конструкций железнодорожного пути или от технологии его ремонта, реконструкции или строительства.

 

railway track defect

129 частичный отказ железнодорожного пути: Отказ железнодорожного пути, в результате которого требуется ограничение скорости движения поездов по железнодорожному пути.

 

railway track partial failure

130 полный отказ железнодорожного пути: Отказ железнодорожного пути, в результате которого требуется прекращение движения поездов до восстановления работоспособного состояния железнодорожного пути.

 

railway track complete failure

Понятия, относящиеся к надежности железнодорожной автоматики и телемеханики

 

 

131 опасное состояние системы железнодорожной автоматики и телемеханики: Состояние системы железнодорожной автоматики и телемеханики, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять предусмотренные техническими требованиями функции по обеспечению безопасности движения поездов, не соответствует требованиям нормативных документов.

 

railway automation and remote control system dangerous state

132 защитное состояние системы железнодорожной автоматики и телемеханики: Состояние системы железнодорожной автоматики и телемеханики, при котором она не выполняет функции управления движением поездов, а обеспечивает только функцию безопасности движения поездов в соответствии с технической документацией.

 

railway automation and remote control system protective state

133 защитный отказ системы железнодорожной автоматики и телемеханики: Событие, при котором система железнодорожной автоматики и телемеханики переходит в защитное состояние.

railway automation and remote control system protective failure

134 опасный отказ системы железнодорожной автоматики и телемеханики: Событие, при котором нарушаются работоспособное и защитное состояния системы железнодорожной автоматики и телемеханики.

 

railway automation and remote control system dangerous failure

Понятия, относящиеся к надежности железнодорожного электроснабжения

 

 

135 надежность системы железнодорожного электроснабжения: Способность системы железнодорожного электроснабжения обеспечивать в расчетных режимах преобразование, распределение и передачу электрической энергии тяговым и нетяговым потребителям нормируемого качества и в требуемом количестве.

 

railway power-supply system dependability

136 отказ системы железнодорожного электроснабжения: Событие, заключающееся в отклонении напряжения ниже или выше допустимых значений по действующим нормам или приводящее к недоотпуску электрической энергии потребителям при прекращении или ограничении электроснабжения.

railway power-supply system failure

     137

 

 

нормальный режим работы системы тягового железнодорожного электроснабжения: Режим работы системы тягового железнодорожного электроснабжения, при котором параметры всех элементов этой системы не выходят за пределы допустимых по нормам значений и система обеспечивает снабжение электрической энергией железнодорожного электроподвижного состава при расчетных параметрах движения поездов.

[ГОСТ 32895-2014, статья 233]     

 

railway

traction system normal mode of operation

      138

 

 

вынужденный режим (работы системы тягового железнодорожного электроснабжения): Режим работы системы тягового железнодорожного электроснабжения при отключении элемента или элементов этой системы, обеспечивающийся за счет заложенного в ней резерва, допускающий временное ограничение размеров движения железнодорожного электроподвижного состава и ухудшение основных показателей, характеризующих работу системы тягового электроснабжения, без выхода этих показателей за предельно допускаемые значения по нормам.

[ГОСТ 32895-2014, статья 234]     

 

railway traction system forced mode of operation

     137, 138 (Измененная редакция, Изм. N 1).     

 

Понятия, относящиеся к надежности железнодорожной электросвязи

 

 

 

139, 140 (Исключены, Изм. N 1).

 

 

141 коэффициент ошибок (железнодорожной электросвязи): Отношение количества цифровых ошибок за определенный промежуток времени к общему количеству символов, принятых в течение того же промежутка времени.

Примечание — Коэффициент ошибок может быть определен через биты или блоки.

 

bit error ratio

142 повреждение системы железнодорожной электросвязи: Приемлемая для пользователя неполная способность системы железнодорожной электросвязи выполнить требуемую функцию.

 

damage (in railway telecommunication system)

Понятия, относящиеся к надежности железнодорожного подвижного состава

 

 

143 парк железнодорожного подвижного состава: Совокупность единиц железнодорожного подвижного состава, обладающих общими признаками.

Примечание — К общим признакам могут быть отнесены назначение, тип, серия, принадлежность, полигон эксплуатации и т.п.

 

fleet

144 техническое состояние парка железнодорожного подвижного состава: Состояние парка железнодорожного подвижного состава, характеризуемое средними на данный момент или за данный интервал времени значениями показателей надежности.

 

fleet technical state

145 готовность парка железнодорожного подвижного состава: Отношение числа работоспособных единиц железнодорожного подвижного состава к их общему числу в парке в произвольный момент времени.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

fleet availability

Приложение А

(справочное)

Пояснения к некоторым терминам

К терминам «техническое содержание» (30), «техническое обслуживание» (32) и «ремонт» (39)

Значения терминов «техническое обслуживание» и «ремонт», принятые в отечественной практике, отличаются от значений данных терминов в международной практике. Это во многом связано с языковыми особенностями. Так, в русском языке отсутствует обобщающий термин, эквивалентный английскому термину «maintenance», хотя его чаще всего переводят как «техническое обслуживание», что неверно.

Необходимо иметь в виду, что границы между русскими терминами «техническое обслуживание» и «ремонт» достаточно расплывчаты: при техническом обслуживании возможно проведение ремонтных работ по устранению скрытых или отложенных неисправностей железнодорожной техники и, наоборот, во время ремонта могут выполняться операции, обычно относимые к техническому обслуживанию, не говоря уже о том, что сам ремонт по своим целям может быть предупредительным. В английской терминологии эта неопределенность преодолена введением термина «maintenance», который точнее было бы переводить как «обслуживание (в широком смысле)», которое может включать (в различных сочетаниях) операции, предупреждающие отказы (preventive maintenance), и операции по устранению неисправностей (corrective maintenance).

В целях устранения языковых несоответствий в настоящем стандарте введено обобщающее понятие «техническое содержание», эквивалентное английскому «maintenance» и включающее в себя техническое обслуживание и ремонт в соответствии со сложившейся в странах — участницах Межгосударственного совета по стандартизации, сертификации и метрологии терминологией.

К терминам «продолжительность технического содержания» (77), «время до восстановления» (78)

Взаимосвязь между составляющими продолжительности технического содержания приведена на рисунке А.1.

 

Рисунок А.1 — Составляющие продолжительности технического содержания

Административная задержка возникает вследствие административных причин (например, ожидание разрешения доступа к железнодорожной технике).

Логистическая задержка возникает вследствие необеспеченности ресурсами, необходимыми для проведения технического содержания (например, подъезд к месту проведения работ по техническому обслуживанию, ожидание запасных частей, специалистов, информации, неприемлемые условия окружающей среды).

Техническая задержка возникает вследствие выполнения вспомогательных технических действий, связанных с соответствующим заданием технического содержания (например, действия по обеспечению безопасности работ, изоляция и заземление электрического оборудования).

Время обнаружения и локализации неисправности является частью оперативной продолжительности ремонта, затраченной на обнаружение неисправности и на идентификацию неисправной составной части или нескольких составных частей на соответствующем уровне разукрупнения.

Время устранения неисправности является частью оперативной продолжительности ремонта, затраченной на действия по восстановлению работоспособного состояния железнодорожной техники.

К терминам «назначенный срок службы (железнодорожной техники)» (97), «рекомендуемый срок службы (железнодорожной техники)» (97а), «назначенный ресурс (железнодорожной техники)» (103), «рекомендуемый ресурс (железнодорожной техники)» (103а)

Показатель «назначенный срок службы» («назначенный ресурс») характеризует календарную продолжительность эксплуатации (суммарную наработку) железнодорожной техники, в течение которой она должна выполнять предусмотренные техническими требованиями функции с заданной эффективностью при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения, технического содержания, хранения и транспортирования.

Показатели «назначенный срок службы» и «назначенный ресурс» устанавливает изготовитель железнодорожной техники на основе результатов проведенных испытаний на надежность (а именно, ресурсных испытаний для определения показателей долговечности).

Показатели «рекомендуемый срок службы» и «рекомендуемый ресурс» также устанавливает изготовитель железнодорожной техники, но с использованием методов моделирования, расчетно-экспериментальных и расчетных методов определения надежности или методов экспертных оценок.

Показатели «назначенный срок службы», «рекомендуемый срок службы», «назначенный ресурс» и «рекомендуемый ресурс» могут представлять собой интервальные оценки срока службы и ресурса железнодорожной техники. Величина интервала значений срока службы или ресурса определяется доверительной вероятностью. Показатели «рекомендуемый срок службы» и «рекомендуемый ресурс» целесообразно устанавливать в технических условиях при недостаточном объеме исходных данных (например, когда невозможно провести ресурсные испытания или их проведение экономически нецелесообразно).

К терминам «исправное состояние железнодорожного пути» (122), «неисправное состояние железнодорожного пути» (123), «работоспособное состояние железнодорожного пути» (124), «частично работоспособное состояние железнодорожного пути» (125), «неработоспособное состояние железнодорожного пути» (126)

Общая схема состояний и событий для железнодорожного пути приведена на рисунке А.2.

 

1 — накопление повреждений; 2 — частичный отказ железнодорожного пути; 3 — текущее содержание пути; 4 — полный отказ железнодорожного пути; 5 — переход железнодорожного пути в предельное состояние; 6 — восстановление работоспособного состояния железнодорожного пути; 7 — реконструкция (модернизация), капитальный ремонт железнодорожного пути.

Рисунок А.2 — Схема состояний и событий для железнодорожного пути

ПРИЛОЖЕНИЕ А. (Измененная редакция, Изм. N 1)

Условные обозначения и размерности показателей эксплуатационной надежности железнодорожного транспорта

Таблица Б.1 — Показатели эксплуатационной надежности железнодорожного транспорта

 

 

 

Наименование показателя

Условное обозначение

Размерность

Показатели безотказности

Вероятность безотказной работы

 

Вероятность отказа

 

Средняя наработка до отказа (для невосстанавливаемых объектов)

 

ч (или др. единицы измерения наработки, например, млрд. кВт·ч, т·км)

Средняя наработка на отказ (для восстанавливаемых объектов)

 

единицы измерения наработки

Гамма-процентная наработка до отказа

 

единицы измерения наработки

Интенсивность отказов

 

1/ч

Параметр потока отказов

 

1/ч

Показатели долговечности

Гамма-процентный срок службы

 

год (месяц)

Средний срок службы

 

год (месяц)

Средний ресурс

 

единицы измерения наработки

Гамма-процентный ресурс

 

единицы измерения наработки

Назначенный срок службы

 

год (месяц)

Назначенный ресурс

 

единицы измерения наработки

Рекомендуемый срок службы

 

год (месяц)

Рекомендуемый ресурс

 

единицы измерения наработки

Продленный срок службы

 

год (месяц)

Продленный ресурс

 

единицы измерения наработки

Показатели ремонтопригодности

Средняя наработка между видами планово-предупредительного технического обслуживания [планового ремонта]

 
 

единицы измерения наработки

Среднее время простоя

 

ч

Среднее время до восстановления

 

ч

Средняя продолжительность технического обслуживания [ремонта]

 
 

ч

Среднее время контроля функционирования

 

ч

Средняя трудоемкость технического обслуживания [ремонта]

 
 

чел·ч

Средняя суммарная трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания [планового ремонта]

 
 

чел·ч

Удельная суммарная трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания [планового ремонта]

 
 

чел·ч/(единицы измерения наработки)

Интенсивность восстановления

 

1/ч

Показатели сохраняемости

Средний срок сохраняемости

 

год (месяц, день)

Гамма-процентный срок сохраняемости

 

год (месяц, день)

Показатели готовности

Коэффициент готовности

 

Коэффициент оперативной готовности

 

Коэффициент технической готовности

 

Коэффициент сохранения эффективности

 

Готовность парка (для подвижного состава)

 

 

Код ОКС: 01.040.45Дата введения: 01.07.2014
Поделиться документом

ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике

Или скопировать ссылку

ОГЛАВЛЕНИЕ