ГОСТ Р 53977-2010 Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава. Требования к качеству

Проверено: 25.11.2024 37 просмотров

Обозначение:
ГОСТ Р 53977-2010

Наименование:
Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава. Требования к качеству
Статус:
Отменен
Дата введения:
07.01.2011
Дата отмены:
Заменен на:
Код ОКС:
45.060

ГОСТ Р 53977-2010

Группа Д50

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЖАТЫЙ ВОЗДУХ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Требования к качеству

Compressed air of railway rolling stock pneumatic systems. Requirements for quality

ОКС 45.060

ОКП 21 1448

Дата введения 2011-07-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2010 г. N 548-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на сжатый воздух, используемый в пневматическом оборудовании и пневматических магистралях тормозных систем, систем автоматики и вспомогательных систем железнодорожного подвижного состава, а также на сжатый воздух в системах испытаний пневмомеханических и электропневматических аппаратов и приборов депо.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 8573-2-2005 Сжатый воздух. Часть 2. Методы контроля содержания масел в виде аэрозолей

ГОСТ ИСО 8573-3-2006 Сжатый воздух. Часть 3. Методы контроля влажности

ГОСТ ИСО 8573-5-2006 Сжатый воздух. Часть 5. Методы контроля содержания паров масла и органических растворителей

ГОСТ 24484-80 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Методы измерения загрязненности

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 пневматическая система: Комплекс устройств, резервуаров и трубопроводов, обеспечивающих производство, обработку, хранение, транспортирование и распределение сжатого воздуха и использующих его в качестве рабочего тела.

3.2 тормозная система: Часть пневматической системы подвижного состава, обеспечивающая функционирование тормозных приборов и устройств.

3.3 вспомогательное пневматическое оборудование: Часть пневматической системы, обеспечивающая функционирование приборов и устройств, не связанных с производством, обработкой и хранением сжатого воздуха, а также функционированием тормозов.

3.4 твердая частица: Твердый дискретный объект с малой массой.

[ГОСТ Р ИСО 8573-4-2005, статья 3.1]

3.5 размер частицы: Наибольшее расстояние между наружными границами частицы.

[ГОСТ Р ИСО 8573-1-2005, статья 3.7]

3.6 точка росы: Температура, при которой начинается конденсация водяного пара при заданном давлении воздуха.

3.7 загрязняющее вещество: Любое вещество или соединение твердых, жидких или газообразных веществ, которое оказывает отрицательное влияние на работоспособность пневматической системы.

4 Функциональные модули пневматической системы

4.1 Значения показателей качества сжатого воздуха определяют в контрольных точках, соответствующих схеме условного деления на функциональные модули пневматической системы единицы подвижного состава или системы испытаний аппаратов и приборов, приведенной на рисунке 1.

Обозначения контрольных точек:

1 — на выходе из модуля «Производство сжатого воздуха»; 2 — на выходе из модуля «Обработка сжатого воздуха»; 3 — на входе в модуль «Тормозные системы»; 4 — на входе в модуль «Вспомогательное пневматическое оборудование»

Рисунок 1 — Схема деления пневматической системы на функциональные модули и нахождения контрольных точек для определения качества сжатого воздуха

4.2 Модуль «Производство сжатого воздуха» функционально предназначен для повышения давления и перемещения воздуха. В него включают:

— компрессор, оснащенный входным фильтром для предотвращения попадания в него загрязняющих веществ с атмосферным воздухом;

— выходной фильтр (при наличии);

— выходной воздухоохладитель (при наличии).

4.3 Модуль «Обработка сжатого воздуха» функционально предназначен для очистки и осушки сжатого воздуха до значений показателей качества по 5.3.

В него включают (при наличии в пневматической системе соответствующих узлов):

— предварительный фильтр (влагомаслоотделитель) для отвода воды и масла в жидкой фазе;

— осушитель(и) сжатого воздуха для снижения концентрации водяного пара до нормативного значения;

— фильтр грубой очистки сжатого воздуха от загрязняющих веществ;

— выходной (выходные) фильтр(ы) тонкой очистки сжатого воздуха для предотвращения попадания в пневматическую систему продуктов износа адсорбента и снижения массовой концентрации твердых частиц и максимального размера твердых частиц до нормативных значений;

— краны.

4.4 Модуль «Хранение и распределение сжатого воздуха» функционально предназначен для хранения и распределения сжатого воздуха. В него включают (при наличии):

— трубопроводы;

— краны;

— воздушные резервуары.

4.5 Модуль «Тормозные системы» функционально предназначен для обеспечения работоспособности и функционирования пневматической части тормозного оборудования. В него включают (при наличии):

— трубопроводы;

— краны;

— воздушные резервуары;

— пневмомеханическое оборудование;

— электропневматическое оборудование.

4.6 Модуль «Вспомогательное пневматическое оборудование» функционально предназначен для обеспечения работоспособности и функционирования вспомогательного пневматического оборудования. В него включают (при наличии):

— трубопроводы;

— краны;

— воздушные резервуары;

— пневмомеханическое оборудование;

— электропневматическое оборудование.

5 Показатели качества сжатого воздуха

5.1 Качество сжатого воздуха пневматических систем подвижного состава определяют по трем основным видам загрязняющих веществ, в наибольшей степени влияющих на техническое состояние и надежность оборудования пневматической системы: твердым частицам, воде и маслу. Номенклатура определяемых показателей качества сжатого воздуха приведена в таблице 1.

Таблица 1 — Определяемые показатели качества сжатого воздуха

Загрязняющее вещество

Показатель

Единица измерения

Твердые частицы Максимальный размер частиц

мкм

Массовая концентрация*

мг/м

Масло Массовая концентрация*

мг/м

Вода Точка росы

°С

* Показатели должны быть приведены к абсолютному давлению воздуха 10 Па.

5.2 Качество сжатого воздуха пневматических систем подвижного состава определяют в контрольных точках по 4.1 при требуемых по условиям эксплуатации значениях давления и температуры в соответствующем функциональном модуле.

Значения показателей качества сжатого воздуха действительны только для данной контрольной точки.

5.3 Значения показателей качества сжатого воздуха должны соответствовать значениям таблицы 2.

Таблица 2 — Значения показателей качества сжатого воздуха

Наименование показателя

Значение показателя для контрольной точки

1

2

3

4

Максимальный размер твердых частиц, мкм, не более

25

10

15

15

Массовая концентрация твердых частиц, мг/м, не более

8

2

2

2

Массовая концентрация масла, мг/м, не более

25*

5

5

5

Точка росы, не выше, при температуре атмосферного воздуха ниже — 40 °С

равна температуре атмосферного воздуха
от -40 °С до -20 °С включ.

-40 °С

выше -20 °С на 20 °С ниже температуры атмосферного воздуха
* Для модуля «Производство сжатого воздуха», включающего поршневой (поршневые) компрессор(ы), допускается значение массовой концентрации масла не более 100 мг/м.

6 Методы определения показателей качества сжатого воздуха

6.1 Определение максимального размера твердых частиц и их массовой концентрации — по ГОСТ 24484.

6.2 Массовую концентрацию масла определяют как сумму его массовых концентраций в виде аэрозолей и паров, определяемых соответственно по ГОСТ Р ИСО 8573-2 и ГОСТ ИСО 8573-5.

6.3 Точку росы определяют по ГОСТ ИСО 8573-3.

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2011

Поделиться документом

ГОСТ Р 53977-2010 Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава. Требования к качеству

Или скопировать ссылку

ОГЛАВЛЕНИЕ